Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:13, реферат
К настоящему времени в Российской Федерации прокуратура является уникальным органом с особым конституционным статусом, который способен осуществлять эффективный надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства. Всё заметнее становятся усилия прокуратуры по обеспечению законности в области реализации прав и свобод граждан, интересов общественных организаций и государства. И это реальное отражение той роли, которую она сегодня играет в механизме обеспечения законности и укрепления российской государственности. Эти обстоятельства вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Введение.
Общие понятия прокурорского надзора в РФ.
Система органов прокуратуры РФ.
Структура органов прокуратуры РФ.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов в России. Учреждена она Петром I 12 января 1722 года. Проводимые им масштабные государственные реформы требовали не только консолидированных действий властей всех уровней, но и неукоснительного соблюдения издаваемых им указов и предписаний. Её предназначение он определил относительно генерал-прокурора словами «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных…».
В последующие годы предпринимались
попытки сворачивания либо существенного
ограничения её функций, а также
полной ликвидации. Вместе с тем
исторические реалии развития российской
государственности диктовали
В 1936 году прокуратура стала
единой централизованной системой органов,
осуществляющих надзор за точным и
неуклонным исполнением законов
всеми организациями, должностными
лицами, гражданами, а также осуществляющих
уголовное преследование и
К настоящему времени в
Российской Федерации прокуратура
является уникальным органом с особым
конституционным статусом, который
способен осуществлять эффективный
надзор за соблюдением Конституции
России и исполнением законов, обеспечением
единого правового пространства
федеративного государства. Всё
заметнее становятся усилия прокуратуры
по обеспечению законности в области
реализации прав и свобод граждан, интересов
общественных организаций и государства.
И это реальное отражение той
роли, которую она сегодня играет
в механизме обеспечения
Общие понятия прокурорского надзора в РФ.
Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Прокурорский надзор представляет
собой специфическую форму
Прокурорский надзор всегда
осуществляется от имени государства.
Решая поставленные задачи, прокурор
выражает и отстаивает не собственные
интересы либо интересы отдельно взятых
органов государственной
Таким образом, прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров – по обеспечению соблюдения Конституции РФ, точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путём своевременного выявления и принятия мер к устранению любых правонарушений, причин и условий, способствующих им; восстановлению законности; обеспечению привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Система органов прокуратуры РФ.
В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой – системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, что означает:
Система прокуратуры РФ определена в ст. 11 названного Закона. Её составными частями являются:
Образование, реорганизация
и упразднение органов и
Вопросы разграничения компетенции между различными прокуратурами осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. №54 “О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур”.
Территориальные прокуратуры.
Территориальные прокуратуры
организованы в соответствии с административно-
В отдельных прокуратурах
субъектов Федерации действуют
сообразно административно-
В ряде субъектов РФ органы
прокуратуры созданы в
В качестве примера можно
привести Якутию и Туву, где административно-
В г. Москве, с учётом существующего
административно-
Следует отметить, что системным признаком прокуратуры РФ является подчинённость и подотчётность прокуроров субъектов Федерации Генеральному прокурору РФ. Только Генеральный прокурор РФ наделён правом назначения прокуроров на должность и освобождения их от занимаемой должности. Данное полномочие не может быть делегировано другому должностному лицу органа прокуратуры.
Прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определёнными их конституциями и уставами.
Так, при назначении прокурора города Москвы требуется согласование его кандидатуры с Московской городской Думой, которая выносит специальное постановление, и мэром города Москвы.
Прокуроры городов
и районов назначаются на
Следует отметить, что прокуроры субъектов Федерации полностью руководят работой прокуратур городов, районов и иных специализированных прокуратур, входящих в состав субъекта Федерации. При этом они наделены правом издания обязательных для исполнения всеми подчинёнными сотрудниками приказов, указаний, распоряжений. Прокурор субъекта Федерации наделён также правом привлечения сотрудников прокуратуры, допустивших нарушение закона либо совершивших дисциплинарный проступок, к дисциплинарной ответственности, может самостоятельно вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности, установленной прокуратурой РФ.
В соответствии с п. 1 вышеназванного
приказа Генерального прокурора
РФ от 9 сентября 2002 г. №54 на прокуроров
субъектов Федерации
Данным же приказом определено,
что прокуроры субъектов РФ организуют
деятельность подчинённых прокуроров
по надзору за исполнением законов
и законностью правовых актов, соблюдением
прав и свобод человека, гражданина,
а также уголовному преследованию
на особо режимных предприятиях и
объектах оборонно-промышленного
Деятельность прокуратур с районным делением осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 21 октября 1996 г. №57 “Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением”.
Прокуроры городов совместно с районными руководят работой районных прокуратур, вносят предложения прокурору субъекта Федерации об изменении штатной численности своих аппаратов и подчинённых прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесённым к их компетенции.
В соответствии с п. 4 приведённого выше приказа прокуроры городов с районным делением вправе проводить проверки организации работы районных прокуратур по отраслям прокурорского надзора, истребовать от подчинённых районных прокуроров статистических отчётов, с последующей проверкой их достоверности, анализировать состояние законности и правопорядка в городе, практику надзора по основным направлениям прокурорской деятельности, получать от районных прокуроров материалы проведённых ими проверок, обобщения и другие документы, поручать в необходимых случаях районным прокурорам проведение проверок исполнения закона, привлекать их к участию в проводимых прокуратурой города проверках, отменять незаконные и необоснованные постановления по делам и материалам органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, принятые по этим делам и материалам решения районных прокуроров.
Прокуроры городов также
наделены правом изымать любое уголовное
дело, находящееся в производстве
органов предварительного следствия
и дознания города, проводить по
нему расследование либо поручать расследование,
производство дознания другим органам
следствия и дознания в городе,
формировать для расследования
трудоёмких дел совместно с районными
прокурорами, органами внутренних дел
и другими правоохранительными
органами следственно-оперативные
группы, оказывать помощь в организации
работы по раскрытию и расследованию
умышленных убийств, других тяжких преступлений
по уголовным делам, находящимся
в производстве следователей прокуратур
города, района, в необходимых случаях
непосредственно принимать
Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ