Система и структура органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

К настоящему времени в Российской Федерации прокуратура является уникальным органом с особым конституционным статусом, который способен осуществлять эффективный надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства. Всё заметнее становятся усилия прокуратуры по обеспечению законности в области реализации прав и свобод граждан, интересов общественных организаций и государства. И это реальное отражение той роли, которую она сегодня играет в механизме обеспечения законности и укрепления российской государственности. Эти обстоятельства вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.
Общие понятия прокурорского надзора в РФ.
Система органов прокуратуры РФ.
Структура органов прокуратуры РФ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

прокур.надзор.docx

— 46.51 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

  1. Общие понятия прокурорского надзора в РФ.
  2. Система органов прокуратуры РФ.
  3. Структура органов прокуратуры РФ.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов в России. Учреждена она Петром I 12 января 1722 года. Проводимые им масштабные государственные реформы требовали не только консолидированных действий властей всех уровней, но и неукоснительного соблюдения издаваемых им указов и предписаний. Её предназначение он определил относительно генерал-прокурора словами «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных…».

В последующие годы предпринимались  попытки сворачивания либо существенного  ограничения её функций, а также  полной ликвидации. Вместе с тем  исторические реалии развития российской государственности диктовали неизбежную необходимость не только сохранения данного органа, но и укрепления его правового статуса, усиления независимости от каких-либо ведомственных  и местнических интересов.

В 1936 году прокуратура стала  единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за точным и  неуклонным исполнением законов  всеми организациями, должностными лицами, гражданами, а также осуществляющих уголовное преследование и координацию  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

К настоящему времени в  Российской Федерации прокуратура  является уникальным органом с особым конституционным статусом, который  способен осуществлять эффективный  надзор за соблюдением Конституции  России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства. Всё  заметнее становятся усилия прокуратуры  по обеспечению законности в области  реализации прав и свобод граждан, интересов  общественных организаций и государства. И это реальное отражение той  роли, которую она сегодня играет в механизме обеспечения законности и укрепления российской государственности. Эти обстоятельства вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие понятия  прокурорского надзора в РФ.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор представляет собой специфическую форму государственной  деятельности, сущность которой заключается  в обеспечении точного и неуклонного  соблюдения Конституции России и  исполнения законов на всей территории РФ. Прокурорский надзор осуществляется специально созданными для этого  органами – органами прокуратуры, которые  имеют особый конституционный статус: по сути не принадлежа ни к одной  из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, они, вместе с тем, тесно  взаимосвязаны с ними. Никакие  другие органы не наделены столь широкими полномочиями.

Прокурорский надзор всегда осуществляется от имени государства. Решая поставленные задачи, прокурор выражает и отстаивает не собственные  интересы либо интересы отдельно взятых органов государственной власти, местного самоуправления, других организаций  и лиц, а интересы государства  и общества в целом. Государственный  интерес в сфере осуществления  прокурорского надзора всегда выражается в установлении точного, единообразного и неуклонного исполнения требований закона, обеспечении режима законности в обществе в целом и в каждом из сфер общественной жизни. Выступая в защиту общественных интересов  либо интересов отдельных лиц  и организаций, прокурор всегда соотносит  интересы вышеуказанных лиц с  интересами государства. Неправильное применение  закона, его нарушения, ущемляющие интересы отдельных субъектов  общественных отношений, затрагивают  одновременно и интересы государства  в обеспечении законности.

Таким образом, прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров – по обеспечению соблюдения Конституции РФ, точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путём своевременного выявления и принятия мер к устранению любых правонарушений, причин и условий, способствующих им; восстановлению законности; обеспечению привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.

 

Система органов  прокуратуры РФ.

 

В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой – системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура  РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, что означает:

  • наличие общих целей и задач;
  • установленный порядок назначения прокуроров;
  • финансирование всех органов прокуратуры за счёт средств федерального бюджета;
  • подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Система прокуратуры РФ определена в ст. 11 названного Закона. Её составными частями являются:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  • научные и образовательные учреждения;
  • редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;
  • прокуратуры городов и районов;
  • другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация  и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса  и компетенций осуществляются Генеральным  прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации  органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Вопросы разграничения компетенции  между различными прокуратурами  осуществляется в соответствии с  приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. №54 “О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур”.

Территориальные прокуратуры.

Территориальные прокуратуры  организованы в соответствии с административно-территориальным  и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К  ним относятся:

  • прокуратуры республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • прокуратуры городов, районов.

В отдельных прокуратурах субъектов Федерации действуют  сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов. В городах  (столицах республик, краевых и областных центрах) образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, создаются прокуратуры административных округов, которым придаётся статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры.

В ряде субъектов РФ органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой административно-территориального деления.

В качестве примера можно  привести Якутию и Туву, где административно-территориальным  единицами являются улусы и коожуны, но прокуратуры созданы на правах, но прокуратуры созданы на правах районных и городских.

В г. Москве, с учётом существующего  административно-территориального устройства, функционируют межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор по нескольким районам, и окружные. При этом межрайонные  прокуроры подчиняются прокурорам административных округов и прокурору  города. По своему статусу прокуратуры  административных округов приравнены к прокуратурам городов с районным делением.

Следует отметить, что системным  признаком прокуратуры РФ является подчинённость и подотчётность прокуроров субъектов Федерации Генеральному прокурору РФ. Только Генеральный прокурор РФ наделён правом назначения прокуроров на должность и освобождения их от занимаемой должности. Данное полномочие не может быть делегировано другому должностному лицу органа прокуратуры.

Прокуроры субъектов Федерации  назначаются на должность Генеральным  прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определёнными  их конституциями и уставами.

Так, при назначении прокурора  города Москвы требуется согласование его кандидатуры с Московской городской Думой, которая выносит  специальное постановление, и мэром  города Москвы.

 Прокуроры городов  и районов назначаются на должность  Генеральным прокурором субъектов  Федерации.

Следует отметить, что прокуроры  субъектов Федерации полностью  руководят работой прокуратур городов, районов и иных специализированных прокуратур, входящих в состав субъекта Федерации. При этом они наделены правом издания обязательных для исполнения всеми подчинёнными сотрудниками приказов, указаний, распоряжений. Прокурор субъекта Федерации наделён также правом привлечения сотрудников прокуратуры, допустивших нарушение закона либо совершивших дисциплинарный проступок, к дисциплинарной ответственности, может самостоятельно вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности, установленной прокуратурой РФ.

В соответствии с п. 1 вышеназванного приказа Генерального прокурора  РФ от 9 сентября 2002 г. №54 на прокуроров субъектов Федерации возлагаются:

  • надзор за исполнением Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, Министерства юстиции РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ при производстве предварительного следствия, дознания, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также при исполнении наказания и применении назначаемых судом мер принудительного характера в местах содержания задержанных и заключённых под стражу (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 приказа);
  • надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами территориальных органов Министерства юстиции РФ своих функции, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций;
  • уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Данным же приказом определено, что прокуроры субъектов РФ организуют деятельность подчинённых прокуроров по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека, гражданина, а также уголовному преследованию  на особо режимных предприятиях и  объектах оборонно-промышленного комплекса, в том числе в закрытых административно-территориальных  образованиях, обособленных военных  городах Министерства обороны РФ, где проживает или работает гражданское  население, а также на транспорте, органах внутренних дел на транспорте и в таможенных органах в соответствии с ранее установленной компетенцией.

Деятельность прокуратур с районным делением осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 21 октября 1996 г. №57 “Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением”.

Прокуроры городов совместно  с районными руководят работой  районных прокуратур, вносят предложения  прокурору субъекта Федерации об изменении штатной численности  своих аппаратов и подчинённых  прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесённым к их компетенции.

В соответствии с п. 4 приведённого выше приказа прокуроры городов с районным делением вправе проводить проверки организации работы районных прокуратур по отраслям прокурорского надзора, истребовать от подчинённых районных прокуроров статистических отчётов, с последующей проверкой их достоверности, анализировать состояние законности и правопорядка в городе, практику надзора по основным направлениям прокурорской деятельности, получать от районных прокуроров материалы проведённых ими проверок, обобщения и другие документы, поручать в необходимых случаях районным прокурорам проведение проверок исполнения закона, привлекать их к участию в проводимых прокуратурой города проверках, отменять незаконные и необоснованные постановления по делам и материалам органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, принятые по этим делам и материалам решения районных прокуроров.

Прокуроры городов также  наделены правом изымать любое уголовное  дело, находящееся в производстве органов предварительного следствия  и дознания города, проводить по нему расследование либо поручать расследование, производство дознания другим органам  следствия и дознания в городе, формировать для расследования  трудоёмких дел совместно с районными  прокурорами, органами внутренних дел  и другими правоохранительными  органами следственно-оперативные  группы, оказывать помощь в организации  работы по раскрытию и расследованию  умышленных убийств, других тяжких преступлений по уголовным делам, находящимся  в производстве следователей прокуратур города, района, в необходимых случаях  непосредственно принимать участие  в расследовании уголовных дел.

Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ