Система и структура органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

К настоящему времени в Российской Федерации прокуратура является уникальным органом с особым конституционным статусом, который способен осуществлять эффективный надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, обеспечением единого правового пространства федеративного государства. Всё заметнее становятся усилия прокуратуры по обеспечению законности в области реализации прав и свобод граждан, интересов общественных организаций и государства. И это реальное отражение той роли, которую она сегодня играет в механизме обеспечения законности и укрепления российской государственности. Эти обстоятельства вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.
Общие понятия прокурорского надзора в РФ.
Система органов прокуратуры РФ.
Структура органов прокуратуры РФ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

прокур.надзор.docx

— 46.51 Кб (Скачать файл)

Специализированные  прокуратуры.

Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена  необходимостью осуществления качественного  прокурорского надзора в специфических  сферах деятельности государства и  общества.

К числу специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ, относятся:

  • военные, транспортные и природоохранные прокуратуры;
  • прокуроры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний;
  • прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.

Транспортные  прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – на определённой железной дороге, её участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Транспортные прокуратуры  действуют на правах прокуроров городов  и районов и осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов  о безопасности движения, соблюдения прав и свобод граждан всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

В компетенцию транспортных прокуратур также входит расследование  уголовных дел о преступлениях, отнесённых к подследственности  органов прокуратуры, совершённых на территории транспортных объектов (вокзалы, аэропорты и т.д.), а также совершённых должностными лицами и работниками данных транспортных объектов (сотрудники транспортной милиции, должностные лица транспортных организаций и т.д.).

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, обладающая правами структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ.

Структуру военной прокуратуры  составляют:

  • Главная военная прокуратура;
  • прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ, Объединённой группировки войск (сил) на Северном Кавказе, Московская городская военная прокуратура, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
  • прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Возглавляет органы военной  прокуратуры заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов  и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться  прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют  иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами  Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся  войска РФ, осуществление функций  прокуратуры может быть возложено  Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация  и ликвидация органов военной  прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с  директивами Генерального штаба  Вооружённых сил РФ, руководства  ФСБ России, других войск, воинских формирований и органов.

Иные организационно-штатные  вопросы решаются Главным военным  прокурором совместно с Генеральным  штабом Вооружённых Сил РФ, командованием  Пограничной службы ФСБ России, других войск, воинских формирований и органов  в пределах установленной штатной  численности.

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооружённых  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных  в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами.

Приказами Генерального прокурора  РФ на военных прокуроров возложен:

  • надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, службы внешней разведки РФ, Федеральной службы специального строительства РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (кроме Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счёт местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисково-спасательных служб), Государственной технической комиссии при Президенте РФ, Военно-страховой компании, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами;
  • надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершённых в расположении воинской части, соединения, учреждения;
  • надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Пограничной службы ФСБ РФ законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ “О Государственной границе РФ”, а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских биологических ресурсов и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесённые законом к компетенции Пограничной службы;
  • уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершённых в расположении воинской части, соединения, учреждения.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору  за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности  по осуществлению надзора за исполнением  законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

Данные прокуратуры созданы  в целях усиления влияния на состояние законности и соблюдение прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением соответствующим прокурорам республик, краёв, областей, автономных округов созданы во всех субъектах РФ. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Надзор за исполнением  экологических законов на территории Волжского бассейна – от истоков до Каспийского моря – осуществляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды.

В состав этой прокуратуры, действующей на правах областной, входит 15 межрайонных прокуратур.

Компетенция возглавляющего её прокурора определена п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. №54:

  • надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые расположены или функционируют в бассейне реки Волга, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершённых на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, распложенных в бассейне реки Волга (кроме производства по уголовным делам в отношении военнослужащих и иных лиц, указанных в п. 2 настоящего приказа).

При этом конкретный перечень городов и районов субъектов  РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определяется Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

В системе специализированных прокуратур немаловажное место занимает прокуратура закрытых административно-территориальных  образований (ЗАТО), осуществляющая свои полномочия в условиях закрытых административно-территориальных  объединений.

Прокурор ЗАТО назначается  на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры ЗАТО осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями в  закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных и  особо режимных объектах, органами эксплуатации названных объектов, а  также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств  и ведомств.

При этом следователями прокуратур ЗАТО расследуются все преступления, совершённые как непосредственно  на территории особо важных и особо  режимных объектов, так и за их пределами, если они связаны с деятельностью  данных объектов.

В систему органов прокуратуры  входят также научные образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В настоящее время в  системе органов прокуратуры  РФ имеются один научный, три института  повышения квалификации работников органов прокуратуры и учебный  институт. Этот Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы ещё три учебных института прокуратуры РФ – в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Вопросы делового сотрудничества оперативных подразделений Генеральной  прокуратуры РФ, прокуроров субъектов  Федерации и приравненных к ним  прокуроров с научными и образовательными учреждениями прокуратуры находятся  под постоянным контролем Генерального прокурора РФ. Своим указанием  от 18 марта 1996 г. №17/20 “Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры РФ в деятельности по укреплению законности и правопорядка” он определил основные формы взаимодействия.

К их числу относятся:

  • совместные исследования проблем с целью разработки конкретных мер по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью в целом по Российской Федерации и по отдельным её регионам;
  • совместные выезды на места для проведения проверок и оказания практической помощи по отдельным направлениям прокурорско-следственной работы – в расследовании конкретных уголовных дел, совместное изучение, распространение и внедрение передового опыта, разработка методических рекомендаций, учебных и справочных пособий и иных материалов по вопросам организации прокурорского надзора, следственной работы, иным направлениям деятельности прокуратуры.

Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ действует в соответствии с уставом, утверждённым Генеральным  прокурором РФ. Институт строит свою работу в тесной связи с управлениями и отделами Генеральной прокуратуры  РФ, прокуратурами субъектов Федерации. В настоящее время определены следующие направления научно-практических исследований:

  • общие проблемы законности, правопорядка, организации управления в органах прокуратуры;
  • отраслевые проблемы прокурорского надзора, а также участия прокурора в судопроизводстве;
  • проблемы криминологии и борьбы с преступностью; предварительного расследования и прокурорского надзора; компьютеризация органов прокуратуры.

В процессе разработки указанных  проблем институт решает такие задачи, как:

  • изучение состояния исполнения законов, законности в политической, экономической и социальной сферах;
  • разработка и внесение предложений по совершенствованию форм и методов деятельности органов прокуратуры, подготовка рекомендаций и методических пособий по прокурорскому надзору, расследованию преступлений, участию прокурора в рассмотрении судами дел;
  • разработка научных основ участия прокуратуры в правотворческой деятельности, подготовка предложений, направленных на совершенствование государственного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, гражданского права и процесса, судоустройства, хозяйственного права и арбитражного производства, а также законодательства в области прокурорского надзора;
  • изучение причин преступности, её видов, характера, структуры, изменений её структуры и динамики;
  • прогнозирование преступности;
  • разработка предложений по усилению борьбы с преступностью и осуществлению мер профилактического характера;
  • изучение проблем кадрового обеспечения и психологических аспектов прокурорской и следственной работы;
  • обеспечение научной организации труда и совершенствование системы управления в органах прокуратуры;
  • создание автоматизированных систем обработки информации, используемой в деятельности органов прокуратуры, а также применение средств вычислительной техники и математических методов в исследованиях института;
  • изучение опыта правоохранительной деятельности зарубежных государств, в том числе стран СНГ и др.

Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ