Система и виды наказаний в уголовном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы и видов наказаний в уголовном праве РФ. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: 1. проанализировать понятие системы наказаний в уголовном праве РФ;
2. определить классификацию наказаний в уголовном праве РФ;
3. определить виды наказаний в уголовном праве РФ;
4. дать характеристику видам наказаний в уголовном праве РФ

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Система наказаний в уголовном праве РФ
§1. Понятие системы наказаний………………………………………………….1
§2. Классификация наказаний, основные и дополнительные наказания……...4
Глава 2. Виды наказаний в уголовном праве РФ
§1. Штраф………………………………………………………………………….8
§2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью…………………………………………………...10
§3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………………………………………………………14
§4. Обязательные работы………………………………………………………..16
§5. Исправительные работы…………………………………………………….18
§6. Ограничение по военной службе…………………………………………...21
§7. Ограничение свободы……………………………………………………….23
§8. Арест………………………………………………………………………….26
§9. Содержание в дисциплинарной воинской части…………………………..27
§10. Лишение свободы на определённый срок………………………………...30
§11. Пожизненное лишение свободы…………………………………………..32
§12. Смертная казнь……………………………………………………………..34
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный  ч. ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ срок.                                                     Интерес к штрафу в современный период имеет социальную обусловленность:                                                                                                     1) механизм исполнения штрафа носит менее затратный характер для государства, чем любого другого наказания; 2) взысканные штрафные санкции - дополнительный источник пополнения государственного бюджета; 3) применение штрафа исключает утрату осужденным социально-полезных связей, что положительно влияет на его дальнейшее поведение, снимает проблему бытового и трудового устройства, дальнейшей криминализации личности; 4) осужденный к штрафу не изымается из сферы общественного производства, что позволяет решать проблему трудовых ресурсов в государстве.

 

 

§2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься

 

Под лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью понимается запрещение занимать должности на государственной  службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).                                                                                                        Данный вид наказания разделен на два самостоятельных подвида9:

1) лишение права занимать определенные  должности – запрет занятия  должностей на государственной  службе или в органах местного  самоуправления;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью – запрет заниматься профессиональной (педагогической, врачебной и пр.) или иной (например, управлением транспортными средствами) деятельностью.

При применении санкции к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания - лишение  права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).                                                      Запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.                                                                                                                                                                    В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»10 под государственной гражданской службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется на государственных и иных должностях. Под государственной должностью понимается должность в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа, денежным содержанием  и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Функции государственной гражданской службы реализуют государственные служащие.                                                           В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»11 органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.                                                                В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»12 под муниципальной службой понимается

оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий

органов местного самоуправления, которую  осуществляют муниципальные служащие.  Таким образом, запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или  муниципальных служащих.                                                                                                          Запрещение заниматься профессиональной или иной деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с  государственной или муниципальной  службой.                                        Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от 1 до 5 лет, а при использовании в качестве дополнительного - от 6 месяцев до 3 лет. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК). Особенностью рассматриваемого наказания является то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК). В качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности.

Законом предусмотрено два способа  исчисления сроков лишения права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  при назначении этого наказания  в качестве дополнительного. Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.                                                                                                                                                     

 

§3. Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград                                                                                                                 

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления с учетом личности виновного  суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград (ст. 48 УК).                                      Обязательными условиями назначения этого наказания являются: 1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого  преступления; 2) учет личности виновного.                                                                                                         Учет личности виновного включает анализ различных его характеристик: социально-демографической (пол, возраст, семейное положение, состояние  здоровья, наличие постоянного места  работы и жительства, социальное и  семейное положение и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной  ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного  деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое  именно, поведение во время отбывания  наказания, наличие поощрений и  взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.).                                                                                   По содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград состоит в аннулировании  юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого  перед обществом и государством, поскольку суд установит, что  совершением тяжкого или особо  тяжкого преступления с учетом личности виновного могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное звание, классный чин  либо государственная награда. Вместе с лишением звания, чина или награды  осужденный лишается тех льгот и  иных преимуществ, которые связывались  с ними.                                Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград применяется  только в качестве дополнительного  наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания. Однако применить это наказание, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и личности виновного.                                                            Суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Решение принимается исходя из характера и тяжести совершенного преступления, совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики личности виновного.                                                       Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой (ст. 16 УИК РФ). Суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора соответствующему должностному лицу, которое в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награду (ст. 61 УИК РФ). Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

 

§4. Обязательные работы

Обязательные  работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или  учебы время бесплатных общественно  полезных работ, вид которых и  объекты, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями (ст. 49 УК).                                                                                   Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:                                            1)обязательность работ;                                                                                                  2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; 3) бесплатность работ для осужденного;                                                                         4) определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.                                                                                                        Обязательность работ предполагает их принудительность, у осужденного нет возможности выбора работ, он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен.                                                                      Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять обязательные работы в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).              Бесплатность работ для осужденного предполагает, что за выполненные обязательные работы ему не полагается денежного или иного вознаграждения.                                                                                                       Вид обязательных работ и места, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Следовательно, работы будут носить, как правило, неквалифицированный характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и иные работы).                                                        Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в достижении целей восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных 13. Обязательные работы применяются только в качестве основного наказания. Они предусматриваются, как правило, за совершение преступлений небольшой тяжести.                                                                                        Учитывая возможный характер и тяжесть обязательных работ, они не назначаются лицам, признанным инвалидами 1 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).                                                                                            В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). При определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы замена осуществляется из расчета 8 часов неотбытого срока обязательных работ за 1 день лишения свободы.                                                                                                               Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:                                                                                                            1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;                                                                                             2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;           3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).   В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК.                                                                                      6 мая Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ»14.                                                Федеральным законом существенно расширяется перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, санкции которых содержат наказание в виде обязательных работ. Всего таких статей 46, все они предусматривают ответственность за преступления небольшой или средней тяжести.                                                                                                             Реализация норм Федерального закона позволит избежать применения наказания в виде лишения свободы к лицам, которым по каким-либо причинам не могут быть назначены исправительные работы или штраф, а также расширит возможности суда в части, касающейся назначения наказаний, альтернативных лишению свободы, и будет способствовать более эффективному исправлению осуждённого. Подобная практика позволит судам выносить оптимальные приговоры, адекватные характеру и степени общественной опасности преступлений, а также нанесенному ущербу.

                                                                                                      

§5. Исправительные работы

Исправительные работы состоят  в принудительном привлечении осужденного, не имеющего основного места работы, к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного на определенный приговором суда срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка (ст. 50 УК).                                                                                              Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленный законом срок службы по призыву.                                                                                                                     По своему содержанию исправительные работы включают следующие основные элементы: 1) принудительное привлечение к труду; 2) привлечение к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного; 3) привлечение к труду на определенный срок; 4) удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.                                                                           Принудительное привлечение к труду состоит в том, что осужденный в период отбывания исправительных работ независимо от его желания обязан трудиться, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей этот вид наказания. Осужденный, не имеющий работы, не вправе отказаться от предложенной ему работы (ст. 40 УИК РФ).                                                                          В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ст. 39 УИК РФ) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного. Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Между тем они могут быть назначены и на срок менее 2 месяцев, если назначение осуществляется судом в порядке замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты исправительными работами. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал (ст. 42 УИК РФ) и из его заработка производились удержания. В срок отбывания исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, в том числе по уважительным причинам.                                                                                                                            Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 3 ст. 50 УК). Удержания производятся из заработной платы по определенному органами местного самоуправления месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице (ст. 44 УИК РФ).                                                                       Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания, предусмотренного уголовным законом за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.                                                                                                                          В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).                                                                                                                             Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за предыдущее нарушение (непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же времени, неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, нарушение возложенных на осужденного обязанностей и запретов, прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК РФ).                                                                                                                                                                В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что в соответствии со ст. 50 УК в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы (из расчета 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ) и в том случае, когда санкция статьи Особенной части УК предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишение свободы.

Информация о работе Система и виды наказаний в уголовном праве РФ