Система и виды наказаний в уголовном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы и видов наказаний в уголовном праве РФ. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: 1. проанализировать понятие системы наказаний в уголовном праве РФ;
2. определить классификацию наказаний в уголовном праве РФ;
3. определить виды наказаний в уголовном праве РФ;
4. дать характеристику видам наказаний в уголовном праве РФ

Содержание работы

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Система наказаний в уголовном праве РФ
§1. Понятие системы наказаний………………………………………………….1
§2. Классификация наказаний, основные и дополнительные наказания……...4
Глава 2. Виды наказаний в уголовном праве РФ
§1. Штраф………………………………………………………………………….8
§2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью…………………………………………………...10
§3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………………………………………………………14
§4. Обязательные работы………………………………………………………..16
§5. Исправительные работы…………………………………………………….18
§6. Ограничение по военной службе…………………………………………...21
§7. Ограничение свободы……………………………………………………….23
§8. Арест………………………………………………………………………….26
§9. Содержание в дисциплинарной воинской части…………………………..27
§10. Лишение свободы на определённый срок………………………………...30
§11. Пожизненное лишение свободы…………………………………………..32
§12. Смертная казнь……………………………………………………………..34
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

 

§11. Пожизненное лишение  свободы

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 57 УК пожизненное  лишение свободы устанавливается  только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а  также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.                                                                        Судя по определению, пожизненное лишение свободы предполагает бессрочный характер отбывания данного наказания, обусловленный временем жизни осужденного. Вместе с тем как международная, так и российская уголовная политика руководствуются позициями гуманного и научно обоснованного подхода при применении уголовного наказания, который предполагает обязательное наличие перспективы освобождения даже для наиболее опасной категории преступников. Любое уголовное наказание должно иметь цель исправления преступника, достижение которой невозможно без воспитательного воздействия на осужденного, в том числе путем использования его позитивной социальной направленности в будущее. Поэтому, согласно ч. 5 ст. 79 УК, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.                                      Круг уголовно наказуемых деяний, за совершение которых виновному может быть назначено пожизненное лишение свободы, ограничен следующими особо тяжкими преступлениями:  убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК); терроризм (ч. 3 ст. 205 УК); захват заложника (ч. 4 ст. 206 УК); организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 4 ст. 210 УК); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); диверсия (ч. 3 ст. 281 УК); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); геноцид (ст. 357 УК); Пожизненное лишение свободы, как и смертная казнь, не назначается за приготовление к преступлению и покушение на преступления, за которые уголовным законом предусмотрены эти виды наказания (ч. 4 ст. 66 УК). Применение пожизненного лишения свободы ограничено и по кругу лиц: оно не назначается женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.                                                                                    Пожизненное лишение свободы считают наиболее строгим наказанием после смертной казни. Однако результаты социологических опросов осужденных к пожизненному лишению свободы не дают оснований сказать, что это наказание для них более мягкое, чем смертная казнь. Немалая часть таких осужденных говорит, что пожизненное лишение свободы – это тоже смертная казнь, но в рассрочку. Наказание в виде пожизненного лишения свободы не является «более мягким» наказанием, чем смертная казнь, в особенности в российских пенитенциарных учреждениях.                                По результатам проведенного О.А. Антоновым опроса осужденных к пожизненному лишению свободы, около половины из них заявили, что лучше бы их расстреляли 20.

                                                                        

§12. Смертная казнь

Смертная казнь как  исключительная мера наказания может  быть установлена только за особо  тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59 УК). Она является основным видом наказания и ее назначение предусмотрено уголовным законом  в пяти составах преступлений: ч. 2 ст. 105 УК (убийство при отягчающих обстоятельствах); ст. 277 УК (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля); ст. 295 УК (посягательство на жизнь лица, осуществляющего  правосудие или предварительное  расследование); ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа); ст. 357 УК (геноцид).                                             Под смертной казнью понимается правомерное причинение смерти в качестве уголовного наказания от имени государства лицам, совершившим особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.               Смертная казнь, в соответствии с российским уголовным законодательством, не назначается женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет (ч. 2 ст. 59 УК).                                                                                                            На современном этапе институт смертной казни в России представляет собой одну из самых крупных правовых проблем.                                                            16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»21. Данным Указом предписывалось подготовить проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу № 6 к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»22.                                                                                              Данный Протокол был подписан распоряжением Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53 - РП23, но в данный момент не ратифицирован и юридической силы не имеет согласно законодательству РФ.                                                                      В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола № 6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст.2 Протокола № 6). Изначально, в данном указе предполагалось объявить мораторий на исполнение смертных приговоров, однако включения в него соответствующего пункта не последовало.                                                                                                                                                              Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года. После этого приговоры к смертной казни в исполнение не приводились, поскольку в соответствии с законом, смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения президентом ходатайства о помиловании, а Президент РФ Б. Н. Ельцин попросту перестал рассматривать такие ходатайства. Таким образом, де-факто до февраля 1999 года, в России действовал мораторий на смертную казнь при отсутствии такого моратория де-юре.                                                                                            2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес решение, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным.                                                 С 1 января 2010 г. суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.                                                                                          19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П»24 признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.  Конституционный Суд РФ также указал, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол №6 его объекта и цели, до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником (то есть этот документ будет ратифицирован). Поскольку основным обязательством по Протоколу №6 является полная отмена смертной казни, то в России с 16 апреля 1997 года (даты подписания Протокола) смертная казнь применяться не может, т.е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.             Применение смертной казни считают допустимым 56% россиян. Однако по сравнению с аналогичными исследованиями прошлых лет процент тех, кто считает, что за особо тяжкие деяния у преступников нужно отбирать жизнь, несколько снизился (2007 году за крайнюю меру пресечения выступали 59% россиян). Число тех, кто считает смертную казнь в России недопустимой, не изменяется на протяжении трёх последних лет (с 2007 года включительно) и составляет 25%. Около 19% россиян затрудняются с ответом 25.

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

                                                  Заключение

Под системой наказаний понимается предусмотренный уголовным законом  внутренне упорядоченный, исчерпывающий  перечень видов наказаний, которые  могут устанавливаться в санкциях норма Особенной части и применяться  судом за совершение общественно  опасных деяний. На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант.                                                           В российском уголовном законодательстве система наказаний носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.  Система наказаний внутренне упорядочена. Она построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания.     УК РФ предусматривает две системы наказаний: 1) основную, или          полную, для взрослых; 2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних). 

Основная, или полная, система наказаний  состоит из 12 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные

работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание  в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный  срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь. 

Дополнительная, или усеченная, система  наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) ограничение свободы; 6) лишение свободы на определенный срок.

Существование системы наказаний  обеспечивает индивидуализацию наказания  и возможность его назначения с учетом всех требований закона, т.е. служит дополнительной гарантией законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы

 

1. Протокол № 6 к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» относительно отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г. ETS №114.

2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосование 12 декабря  1993 г. //Российская газета.   

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Российская газета, 31.07.2004, N 162 

6.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

7. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.

8. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Российская газета, N 104, 02.06.1998

9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ // Собрание законодательств РФ, 30.03.1998, №13, ст.1475

10. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» от 27.12.2009 N 377-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453.

11. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ» от 06.05.2010 N 81-ФЗ// Российская газета, N 99, 11.05.2010

12. Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» от 16.05.1996 N 724 // Собрание законодательств РФ, 20.05.1996, №21, ст.2468.

13. Распоряжение Президента РФ от 27.02.1997 N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г."//Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1092

14. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П»// Российская газета, N 226, 27.11.2009

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» от 11.01.2007 N 2 // 

Российская газета", 24.01.2007, N 13.

16. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное права. Общая часть. – СПБ.: Питер, 2010. 224 с.

17. Милюков С.Ф. Российская система наказаний / под ред. Б. В. Волженкин. – СПб.: Юрист, 1998.

18. Уголовное права РФ. Общая часть/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: ИНФА-М: КОНТРАКТ, 2004. 552с.       

19. Уголовное право. Общая часть. / под ред. Казаченко И. Я., Незнамовой З.А. - М.: Норма-Инфра-М, 2008.

20. Журнал «Право и защита» №1, 2010 /Каждый имеет право/Ограничение свободы как вид наказания в России

21. Журнал «Государство и право» №11, 2008 /Лишение свободы и смертная казнь в РФ

22. Журнал «Социальная реальность» №4, 2009 /Преступление и наказание/Смертная казнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

1"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 06.04.2011)

2 Милюков С.Ф. Российская система наказаний / под ред. Б. В. Волженкин. – СПб.: Юрист, 1998.

 

3 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосование 12 декабря 1993 г. //Российская газета.   

 

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25.

5 Уголовное права РФ. Общая часть/ под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: ИНФА-М: КОНТРАКТ, 2004. 552 с.

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» от 11.01.2007 N 2 // 

Российская газета", 24.01.2007, N 13.

7 Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное права. Общая часть. – СПБ.: Питер, 2010. 224 с.

8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

 

9 Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное права. Общая часть. – СПБ.: Питер, 2010. 224 с.

 

10 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Российская газета, 31.07.2004, N 162

 

11 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

 

12 Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.

13 Уголовное право. Общая часть. / под ред. Казаченко И. Я., Незнамовой З.А. - М.: Норма-Инфра-М, 2008.

14 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ» от 06.05.2010 N 81-ФЗ// Российская газета, N 99, 11.05.2010

15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ // Российская газета, N 104, 02.06.1998

16 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» от 27.12.2009 N 377-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6453.

17 Журнал «Право и защита» №1, 2010/Каждый имеет право/Ограничение свободы как вид наказания в России

Информация о работе Система и виды наказаний в уголовном праве РФ