Система органов дознания МВД РФ, их задачи, функции. Статус органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 05:30, реферат

Описание работы

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, система и задачи органов дознания………………………..4
2. Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса…….6
3. Структура Управления по организации дознания МВД России…….8
4. Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном
процессе………………………………………………………………...………11
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф по дознанию.docx

— 36.47 Кб (Скачать файл)

миниСтерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления»

 

Институт экономики и  права

Кафедра «Таможенное дело и международное право»

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Дознание  в таможенных органах»

На тему: «Система органов  дознания МВД РФ, их задачи, функции. Статус  органов дознания»

 

 

 

                                                                                                 

 

                                                                 

                                                                                       Выполнила: студентка 4 курса

                                                                                          599-2 гр. Тугутова Э.

                                                                                 

                                                                                                  Проверила: Аюна Батомункуевна Намжилон

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие, система  и задачи органов дознания………………………..4
  2. Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса…….6
  3. Структура Управления по организации дознания МВД России…….8
  4. Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном

процессе………………………………………………………………...………11

 

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….……17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «дознание» происходит от широко распространённых в прошлом  русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чём – нибудь. Непосредственно  термин «дознание» был впервые употреблён в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные  изыскания, проводимые полицией для  обнаружения справедливости или  несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении…». Под  дознанием понималась первоначальная проверка имеющейся информации о  преступлении, проводимая полицией. Однако советская власть полностью отменила царское законодательство. После 1917 года первоначальную регламентацию  дознание получило в инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации  советской рабоче-крестьянской милиции, принятой в 1918 году.

Милиция стала первым органом, которому в советском уголовном  процессе были даны функции дознания. Немаловажным вопросом считалось соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями Рабоче-крестьянского  правительства.

В последние годы реформирование уголовного и уголовно-процессуального  законодательства значительно расширило  спектр деятельности подразделений  дознания.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

 

  1. Понятие, система  и задачи органов дознания

Как уже было сказано, дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме  дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам  о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные  должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями  прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и  имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств  уголовно-процессуальный закон возлагает  возбуждение уголовных дел и  производство неотложных следственных действий на капитанов морских и  речных судов, руководителей геолого-разведочных  партий и зимовок, глав дипломатических  представительств и консульских учреждений РФ

Задачами органов дознания являются:

-быстрое и полное раскрытие преступлений;

-изобличение виновных;

-обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании  уголовных дел осуществляют две  группы процессуальных действий:

-дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

    -производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

-руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

-дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

2. Понятие органов дознания  как субъектов уголовного процесса

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует  понимать государственные органы и  должностные лица, уполномоченные в  соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В данном контексте слово "орган" в русском языке означает государственное или общественное учреждение, организация. Организация - это "общественное объединение  или государственное учреждение", а учреждение - "организация, ведающая каким-нибудь направлением работы". Как видно, слова "организация" и "учреждение" являются синонимами. Итак, орган - это организация, ведающая каким-либо направлением работы. Поскольку  речь идет об органе дознания, то, как  следует из определения, таким направлением является уголовно-процессуальная деятельность, в том числе дознание.

В русском языке под  словом "дознание" понимается "предварительное  административное расследование", что  имеет исторические корни, и на протяжении многих лет основывалось на уголовно-процессуальном законодательстве России. Однако на сегодняшний  день данная трактовка термина "дознание" является устаревшей и не отражает его современного правового содержания. В УПК РФ дознание выступает уже  не как

административное расследование, а как уголовно-процессуальный институт, одна из форм предварительного расследования1.

Легальное толкование понятия  должностного лица приведено в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, согласно которому таковыми признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а  также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ. Однако какие бы функции ни выполнялись  должностным лицом, очевидно, что  таковым может являться только физическое лицо, гражданин, но никак не организация. Таким образом, законодательное  определение понятия "орган дознания" изначально содержит в себе внутренние противоречия, затрудняющие его интерпретацию2. На данное обстоятельство ранее обращали внимание и другие авторы. Так, например, С.И. Гирько справедливо отметил, что законодательное определение понятия "орган дознания", по сути, не содержит никакого определения. По его обоснованному мнению, определять "органы" через органы - тавтология, гносеологическая ошибка. С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" суть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления. Должностное лицо не учреждение, а потому оно не может рассматриваться в качестве органа дознания3.

Не оспаривая теоретической  ценности вышеприведенных определений, можно отметить, что при определенных дифферентах данные авторы, формулируя определение понятия "орган дознания", используют ту же словарную конструкцию, что и законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ. Иной, более оригинальный и в большей степени отражающий сущность понятия подход использует А.С. Есина, которая под органом дознания предлагает понимать процессуальный статус участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которым наделяются государственные учреждения и должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ осуществлять дознание и другие уголовно-процессуальные полномочия4.

Думается, такой подход к  определению понятия "орган дознания" концептуально верный, но вместе с  тем, как представляется, он может  быть несколько реконструирован. Представляется целесообразным, взяв за основу определение  органа дознания, предложенное А.С. Есиной, поменять в нем акценты, поставив на первое место термин "участник уголовного судопроизводства", а  на второе - "статус", т.е. определить орган дознания не как процессуальный статус участника уголовного судопроизводства, а собственно как участника уголовного судопроизводства, которому, в свою очередь, присущ определенный процессуальный статус.

Резюмируя вышесказанное, возможно предложить следующее определение  понятия "орган дознания". Орган  дознания - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, правомочный  возбуждать уголовное дело и производить  по нему неотложные следственные действия, осуществлять иные процессуальные полномочия5.

 

    1. Структура Управления по организации дознания МВД России

Управление по организации дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации (УОД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации , обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей  компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД  России и настоящим Положением.

Управление осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с  подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных  органов, общественными объединениями  и организациями, а также в  соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными  органами иностранных государств и  международными полицейскими организациями.

Информация о работе Система органов дознания МВД РФ, их задачи, функции. Статус органов дознания