Система органов дознания МВД РФ, их задачи, функции. Статус органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 05:30, реферат

Описание работы

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, система и задачи органов дознания………………………..4
2. Понятие органов дознания как субъектов уголовного процесса…….6
3. Структура Управления по организации дознания МВД России…….8
4. Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном
процессе………………………………………………………………...………11
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реф по дознанию.docx

— 36.47 Кб (Скачать файл)

Управление в установленном  порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность  деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных  органов МВД России  в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Организует ведомственные и  межведомственные взаимодействия в  области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым  необязательно, в целях реализации возложенных задач в области  исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования  преступлений, отнесенных к подследственности  дознавателей органов внутренних дел  Российской Федерации осуществляет организационно-методическое обеспечение  деятельности подразделений дознания (организации дознания). 

Цели и задачи подразделений дознания МВД, Главных управлений, Управлений МВД России по субъектам РФ:

Подразделение дознания занимается расследованием уголовных дел и направлением их в суд. Отличие дознания от следствия  в том, что дознаватели расследуют преступления небольшой и средней  тяжести (преступления, максимальный срок лишения свободы за совершение которых, не превышает 5 лет).

Дознаватели расследуют порядка 50 % уголовных  дел, находящихся в производстве органов, уполномоченных производить  предварительное расследование  по преступлениям. К подследственности  дознания отнесено более 100 составов преступлений: хулиганство, грабежи, кражи, угоны  автотранспорта, организация и содержание наркопритонов, вымогательство, истязание, нанесение побоев, незаконное предпринимательство, регистрация незаконных сделок с  земельными участками, приобретение и  сбыт имущества, добытого преступным путем, злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности, браконьерство, незаконная миграция, ложное сообщение об акте терроризма. Также дознаватели расследуют уголовные дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, наркотиков. 

Проводя расследование, дознаватели  пресекают на ранней стадии совершение преступлений с более тяжкими  последствиями (убийств и причинения тяжкого вреда здоровью).

При поступлении заявления или  сообщения гражданина о преступлении в органы внутренних дел дознаватель  проводит по нему проверку и принимает  решение о возбуждении уголовного, а если в действиях лица нет  признаков преступления, то он отказывает в возбуждении уголовного дела. 

Дознаватель, как и следователь, проводит следственные действия, предусмотренные  уголовно-процессуальным законодательством  – осмотр места происшествия, допросы, очные ставки, обыски и т.д. Кроме  того, дознаватель, как и следователь, имеет право применять в отношении  подозреваемого меру пресечения в виде заключения под стражу (арест), подписки о не выезде, личного поручительства.

Работа дознавателей интересна  и многогранна, ими ежедневно  принимаются решения, от которых  зависит дальнейшая судьба человека. 

    1. Правовой статус сотрудников органов дознания в уголовном процессе

Сотрудников органа дознания в уголовном  процессе принято именовать: начальник  органа дознания, должностное лицо органа дознания, лицо, производящее дознание.

Должностным, лицом органа дознания1 признается аттестованный работник учреждения, уполномоченный на определение  подведомственности заявления (сообщения) и сбор достаточных данных о признаках  преступления (иначе, предварительную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие. Исключением из этого правила являются некоторые капитаны морских судов и начальники зимовок.

Органы дознания принимают участие  в осуществлении смешанном расследовании (в части неотложных следственных действий) и некоторые органы дознания управомочены на осуществление так  называемого дознания в полном объеме.

Применительно к органам дознания системы МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы наркоконторля (ФСНК), таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и  учреждений) иных ведомств, лицо, производящее расследование, — это аттестованный  сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации  в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных  данных, указывающих на наличие в  деянии признаков объективной стороны  состава какого-либо преступления. Лицом, производящим расследование, является также сотрудник, осматривающий  место происшествия до возбуждения уголовного дела.

Работники, наделенные правами учреждения (МВД, ФСНК, ФСБ и т.п.) уже в связи  с исполнением своих служебных  обязанностей, в зависимости от вида уголовно - процессуальной деятельности обладает процессуальными правами  должностного лица органа дознания; лица, производящего дознание, или лица, производящего расследование. 
Таким образом, лица, производящие дознание, в органах дознания могут обладать неодинаковыми правами. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем. 
Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на лицо, производящее дознание, а также часть действий органа дознания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением.

Лицу, производящему дознание, работники  служб, которым права органа дознания делегируются, могут быть не подчинены. Для того, чтобы задействовать  их в расследование преступления, сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания, готовится  проект плана совместных мероприятий, который утверждается начальником  органа дознания.  
Должностное лицо органа дознания

Приняв заявления (сообщения) о  преступлении либо получив соответствующее  распоряжение вышестоящего руководителя, сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, приступает к осуществлению таковой. 
Согласно УПК должностное лицо органа дознания составляет протокол устного заявления. В ведомственных нормативных актах вообще не упоминается о должностном лице органа дознания, как о субъекте уголовного процесса.

Согласно результатам проведенного исследования, он на: 
1) определение подведомственности, то есть на получение заявления (сообщения) о преступлении и их регистрацию: 
а) ознакомление с содержанием заявления (сообщения), чтобы установить подведомственность его разрешения;

б) разъяснение заявителю ответственности за заведомо ложный донос;

в) занесение в протокол устного заявления гражданина;

г) установление личности явившегося с повинной;

д) составление протокола явки с повинной;

е) рассмотрение вопроса о подведомственности заявления (сообщения);

ж) сбор (в случае необходимости) данных для уточнения признаков подведомственности;

з) передачу заявления, сообщения в  порядке ст. 151 УПК по подследственности, если разрешение такового находится  вне пределов компетенции органа дознания, и связанное с ней  принятие не процессуальных мер к  предотвращению и пресечению преступлений, а равно к закреплению следов преступлений;

и) принятие заявления (сообщения) о  преступлении к своему производству, если оно органу подследственно;

2) сбор достаточных данных, указывающих  на наличие или отсутствие  признаков объективной стороны  преступления и обстоятельств,  исключающих возбуждение уголовного  дела. В целях сбора достаточных  данных должностное лицо органа дознания вправе:

-получать объяснения,

- истребовать материалы.

При производстве осмотра места  происшествия оно является лицом, производящим дознание. Завершает должностное  лицо органа дознания свою деятельность решением:

а) о возбуждении уголовного дела;

б) о наличии в материале достаточных  данных, указывающих на признаки объективной  стороны состава преступления, перечисленного в ст. 146 УПК;

в) об отказе в возбуждении уголовного дела;

г) о направлении следователю  материалов проверки заявления, сообщения, затребованных последним в порядке ч. 3 ст. 149 УПК РФ.

Однако он правомочен и на некоторые иные действия:

- направление копии постановления  о возбуждении уголовного дела прокурору;

- направление заявления или  сообщения, по которому отказано в возбуждении уголовного дела;

- уведомление о принятом решении  лиц, интересы которых затрагиваются  этим постановлением, а также  заявителя или предприятия, учреждения, организации, сообщивших о деянии, содержащем признаки преступления, разъяснение им права на обжалование  этого решения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Органы дознания в уголовном  процессе - государственные органы и должностные лица, которые в  пределах своей компетенции выполняют  уголовно-процессуальные обязанности  в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также  обнаружения и закрепления их следов.

Дознание в органах  внутренних дел осуществляется по составам преступлений, предусмотренных более  чем 80 статьями Уголовного кодекса  Российской Федерации. Это преступления, относящиеся к категории небольшой  или средней тяжести, за которые  предусмотрено наказание до 5 лет  лишения свободы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно,

2) выполнение неотложных  следственных действий по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия обязательно.

Сейчас дознание по своим  функциям ничем существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют многоэпизодные дела с большим количеством  как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных  дел, дознаватели осуществляют такие  уголовно-процессуальные функции, как  рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При  проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.

Работа дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма.

 

Список использованной литературы

Нормативно–правовые акты

  1. УПК РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ ( в ред.от 01.02.2013) // СЗ РФ. – 2013.

Учебно – методическая литература

  1. Уголовно – процессуальное право / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 2005.
  2. Уголовно – процессуальное право РФ / Сост. Т. Кочетков. - Екатеринбург, 2009.
  3. Уголовный процесс. – Под ред. В. Киселева. – М., 2009.
  4. Уголовный процесс / Под ред. В.И. Радченко. – М., 2009.
  5. Уголовный процесс / Под ред. И. Тарасова. – М.,2009.

Монографии

  1. Арестова Е. Органы дознания: понятие, виды, содержание. – М., 2009.

 

Интернет ресурсы

        1. Сайт Московской Коллегии Адвокатов «Шеметов и партнеры» : http://www.shemetov.ru/stati/pravovoi-status-sotrudnikov-organov-doznanija-v-ugolovnom-procese.html
        2. Официальный сайт МВД РФ: http://mvd.ru/mvd/structure/unit/doznanie/

 

 

 

 

 

 

1 Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» // Российский следователь. – 2009. - №3. – С. 23.

2 Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. – 2009. - №2. – С. 13.

3 Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. – М., 2009. – С. 149.

4 Дознание в органах внутренних дел / Под ред. А.С. Есиной. – М., 2009. – С. 11-12.

5 Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание. – М., 2009. – С. 5

 


Информация о работе Система органов дознания МВД РФ, их задачи, функции. Статус органов дознания