Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:26, курсовая работа
Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства.1 Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Введение _________________________________________________________3
Глава I. Система органов Прокуратуры России.
1.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения________________________________________________________6
1.2. История становления и развития прокуратуры России.______________ 11
Глава II. Организация, полномочия и порядок деятельности прокуратуры на современном этапе.
2.1. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ____________18
2.2. Функции органов прокуратуры__________________________________19
2.3. Кадры органов и учреждений прокуратуры________________________21
Заключение______________________________________________________24
Приложения _____________________________________________________28
Список использованных источников и литературы_____________________32
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра Департамент судебных экспертиз, уголовного процесса и криминалистики
«____» _____________ 2014 г.
по дисциплине Правоохранительные органы
Тема работы «Система органов Прокуратуры РФ»
юридического факультета
Карасёва Ольга Петровна
Домашний адрес с.Свердловское Хабарского района Алтайского края
Телефон
Научный руководитель
Целярицкий В.А.
«____» ________________200 ___ г.
Подпись___________________
Барнаул
2014
Содержание
Введение ______________________________
Глава I. Система органов Прокуратуры России.
1.1. Система
органов прокуратуры РФ и организационные
основы их построения____________________
1.2. История становления и развития прокуратуры России.______________ 11
Глава II. Организация, полномочия и порядок деятельности прокуратуры на современном этапе.
2.1. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ____________18
2.2. Функции
органов прокуратуры___________________
2.3. Кадры органов
и учреждений прокуратуры___________________
Заключение____________________
Приложения
______________________________
Список использованных
источников и литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства.1 Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации.
Организационная и функционально-процессуальная деятельность прокуратуры активно способствует сохранению в России единого правового пространства. Именно прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достойный вклад в решение важнейшей задачи – защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства. Не подменяя ни один из органов государственной власти (в их традиционном разделении на исполнительные, законодательные и судебные), прокуратура инициативно выполняет поставленные задачи по всем направлениям прокурорской деятельности.
На сегодняшний день важными функциями прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, и в основе деятельности прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина.
Стране сейчас необходима действенная прокуратура, стоящая на страже основ государственного строя и целостности Российской Федерации, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц.
Прокуратура – эффективный правоохранительный орган, качество деятельности и квалификация кадров которого не вызывают сомнения. Прокуратура с уверенностью смотрит в будущее, деятельность ее будет всегда высоко востребована российским обществом, а основным участком работы данного органа должен стать надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Объект исследования – общественные отношения, связанные со статусом органов прокуратуры в современный период.
Предмет исследования – статус прокуратуры в Российской Федерации.
Цель исследования – на основе норм законов и иных актов о статусе и функциях прокуратуры рассмотреть конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации.
С учетом данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить
историю и особенности
- рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;
- показать
принципы организации и
- охарактеризовать функции органов прокуратуры;
- проанализировать кадры органов и учреждений прокуратуры.
ГЛАВА I. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ
1.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИХ ПОСТРОЕНИЯ
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.
Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В основе построения системы территориальных прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное
Конституцией РФ. Наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов.
Входящие в систему прокурорских органов военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации. К нижнему звену - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Образование и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, образующих систему прокуратуры РФ.
Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.
Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, а также штаты и структуру подчиненных прокуратур и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.
Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с последними.
Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его заместителей.
Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор РФ.
В Генеральной прокуратуре имеется коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.
Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Россииской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.