Система органов Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства.1 Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
Глава I. Система органов Прокуратуры России.
1.1. Система органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения________________________________________________________6
1.2. История становления и развития прокуратуры России.______________ 11
Глава II. Организация, полномочия и порядок деятельности прокуратуры на современном этапе.
2.1. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ____________18
2.2. Функции органов прокуратуры__________________________________19
2.3. Кадры органов и учреждений прокуратуры________________________21
Заключение______________________________________________________24
Приложения _____________________________________________________28
Список использованных источников и литературы_____________________32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (окончательный вариант).docx

— 254.07 Кб (Скачать файл)

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

 

2.2. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

 

Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением указов Президента РФ.

Закон о прокуратуре выделяет в надзоре следующие направления:

- надзор  за соблюдением Конституции РФ  и исполнением действующих на  территории России законов федеральными  министерствами и государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, законодательными и исполнительными  органами субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами  контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых  актов;

- надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами и ведомствами, законодательными  и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

- надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

- надзор  за исполнением законов администрацией  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

- надзор  за исполнением законов судебными  приставами.

При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре. Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и материалам. Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих требований, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

 

2.3. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

 

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть уставлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Закон о прокуратуре (ст. 40) содержит запрет на прием на службу в органы и учреждения прокуратуры, а также нахождение в них лица, если оно имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им своих служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с кем-либо из работников органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором РФ.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным прокурором могут быть присвоены классные чины и другим работникам органов и учреждений прокуратуры. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Для работников органов прокуратуры (кроме военных) установлено одиннадцать классных чинов. Право присвоения классных чинов младшего юриста, юриста третьего, второго, первого класса, младшего советника юстиции, советника и старшего советника юстиции принадлежит Генеральному прокурору РФ. Чины государственного советника юстиции третьего, второго и первого класса, а также действительного государственного советника присваиваются Президентом РФ.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ.

Лица, обучавшиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов прокуратуры до истечения указанного срока указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их определенными привилегиями, или служебным иммунитетом. В соответствии с Законом о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.

Анализ истории становления и развития прокуратуры в России свидетельствует о том, что данный государственный орган является многопрофильным институтом, основная задача которого – обеспечение законности на территории государства. Современная система и структура органов прокуратуры РФ в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени достаточно стабильной. Вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Систему органов прокуратуры РФ составляют: 

- Генеральная  прокуратура РФ;

- прокуратуры  субъектов Федерации и приравненные  к ним военные и другие специализированные  прокуратуры;

- прокуратуры  городов и районов и приравненные  к ним военные и специализированные  прокуратуры;

- научные  и образовательные учреждения.

Система органов прокуратуры РФ, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ.

К прокуратурам второго звена относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и

Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры.

К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры.

Структура Генеральной прокуратуры РФ, так же как и иных прокуратур, не является застывшей, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих перед прокуратурой, функций и приоритетов в ее деятельности.

Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры–единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.

Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

- участие  прокуроров в рассмотрении дел  судами;

- координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

- участие  в правотворческой деятельности;

- выпуск  специальных изданий.

Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Важным направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.

Информация о работе Система органов Прокуратуры РФ