Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:48, дипломная работа
Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1. Детерминанты преступности несовершеннолетних………………………….7
1.2. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………..22
1.3.Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников………………………………………………30
1.4. Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников ………………………………………………………………………36
1.5.Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников………………………………………………42
ГЛАВА 2. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних
2.1. Тенденции правонарушений несовершеннолетних……………………........49
2.2. Система профилактики правонарушений……………………………………56
2.3 Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел…………………………………………………………………………………...66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….........73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………..76
В соответствии с этим Указом в структуре органов внутренних дел приемники-распределители для несовершеннолетних были реорганизованы в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности. Одновременно инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел преобразовывались в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности. Функции по предупреждению детской безнадзорности передавались в ведение органов социальной защиты населения, где были созданы специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Конкретные пути устранения просчетов в организаторской деятельности МВД, УВД, а также недостатков в профилактической, следственной и оперативно-розыскной работе намечены в Приказе МВД России № 186-93 г. «О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних», в котором отмечалась необходимость использования принципа комплексного подхода к предупреждению правонарушений подростков и создания специализированных подразделений по этой линии работы. К достоинствам приказа следует также отнести признание им негативного влияния упущений, имевших место при разделении на две части единой в прошлом службы по делам несовершеннолетних. Так, в этом нормативном акте справедливо отмечалось, что «разрыв в профилактической и оперативно-розыскной работе снизил эффективность предупреждения рецидивных и групповых преступлений несовершеннолетних, выявления и разоблачения лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность».
Во исполнение требований приказа стали восстанавливаться специализированные подразделения по этой линии работы в аппаратах уголовного розыска и следствия. МВД России установило контроль за исполнением названного приказа и в письме № 1/1145-94 г. предложило всем завершить работу по созданию подразделений уголовного розыска и следствия по делам несовершеннолетних в первом полугодии 1994 г.
Таким образом, в рассматриваемый период в результате повышения внимания к проблемам профилактики правонарушений подростков и усиления контроля за этой деятельностью наметились первые позитивные сдвиги в организации работы заинтересованных служб органов внутренних дел и других ведомств по борьбе с преступностью подростков40 .
Важнейшую роль в организации создания системы профилактики правонарушений несовершеннолетних сыграл Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 24 июня 1999 г.
Этот правовой акт завершил определенный этап создания системы профилактики, придал ее звеньям законодательную базу и закрепил компетенцию субъектов.
Следует отметить, что закон не внес изменений в систему субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Их перечень и функциональная направленность также не претерпели серьезных изменений. В то же время, он четко обозначил восемь органов системы, которые по отношению к другим звеньям системы профилактики выполняют функции «верхнего», организующего начала.
По разным данным в настоящее время на региональных уровнях продолжают функционировать до 20 различных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, в той или иной степени занимающиеся вопросами профилактики правонарушений в подростковой среде. Конечно, по сравнению с периодом 1960-1980 гг. их число и направленность заметно сократились. Однако названный выше Федеральный закон предусматривает создание новых субъектов профилактического воздействия. Этот процесс стал особенно ощутимым после известных шагов, предпринятых Президентом и Правительством России.
С целью дальнейшего комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. № 625 утвержден ряд федеральных целевых программ, направленных на улучшение положения детей в стране. Особую важность среди них представляет Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассчитанная на 2005-2006 гг., целью которой ставилось решение задач общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности.
Разработанная на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с учетом реализации предыдущей аналогичной программы, она содержала целый ряд мер государственной поддержки развития учреждений системы профилактики правонарушений, научно-методического и научно-аналитического обеспечения, повышения квалификации кадров. К сожалению, по причине недофинансирования ряд важнейших мероприятий программы оказался невыполненным. Не исчерпывающе реализован Приказ МВД России от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в частности не решен вопрос об увеличении штатной численности ГУООП СОБ МВД России и подразделений по делам несовершеннолетних на местах, не создана эффективная система специализированной подготовки сотрудников для подразделений по делам несовершеннолетних и центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, не улучшено материально-техническое обеспечение указанной службы.
14 января 2002 г. Президент поручил Правительству Российской Федерации принять незамедлительные меры по созданию эффективной системы социальной защиты детей. В итоге Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 154 утвержден план первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2006 г. Указанным постановлением образован межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Ему предоставлено право заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации этой работы. Характерно, что организационно-техническое обеспечение деятельности штаба возложено на МВД России. Таким образом, в структуре управления субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних создано дополнительное звено, наделенное целым рядом контрольных функций. Учитывая, что председателем штаба утвержден министр внутренних дел Российской Федерации, МВД получают дополнительное управленческие функции по координации деятельности субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.41
Данным Постановлением предусмотрены разработка и утверждение в первом полугодии 2006 г. порядка учета несовершеннолетних, подлежащих обучению, и детей школьного возраста, не обучающихся в государственных учреждениях, а также введение до 1 сентября 2006 г. формы государственного статистического наблюдения «Численность беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения всех видов».
Органам исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления также было рекомендовано сформировать банки данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Наряду с этим на местах предусмотрено принятие мер по приведению количества учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с требованиями субъектов Российской Федерации, определению в каждом субъекте федерации транзитных социальных приютов, созданию в школах-интернатах и детских домах специальных отделений для временного содержания беспризорных, организации оперативных штабов по координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних.
В решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2005 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечено, что реализация требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами внутренних дел Российской Федерации осуществляется недостаточно активно. Подтверждением этому являются отсутствие комплексного контроля за молодежной средой, полноценного учета детей, находящихся в социально опасном положении, явное бездействие в сфере формирования условий жизнеобеспечения детей и подростков, защите их прав и законных интересов.
Именно поэтому на коллегии была высказана озабоченность расширением масштабов безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а следовательно, и обострением криминальной активности в подростковой среде, формированием устойчивых мотивов противоправного поведения.
Подчеркивалось, что в ряде МВД субъектов Российской Федерации не сформирована система комплексной профилактической работы по предупреждению преступлений несовершеннолетних, принижена роль соответствующих подразделений милиции общественной безопасности, недостаточны усилия в разрешении указанных проблем подразделений службы криминальной милиции. Работе по предупреждению правонарушений в подростковой среде руководители отделов полиции должного внимания не уделяют.
Следовательно, неблагоприятные тенденции правонарушений (или преступности) несовершеннолетних требуют в настоящее время не только надлежащего выполнения возложенных на сотрудников полиции и всех заинтересованных служб обязанностей, но и своевременной корректировки деятельности и оперативного решения возникающих проблем. Именно поэтому коллегией Министерства внутренних дел Российской Федерации принят ряд важнейших решений. В частности, коллегия одобрила Комплексную программу совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Приняты также важные решения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в этой сфере, намечены меры по укреплению кадрового состава подразделений по делам несовершеннолетних, оптимизации нормативов штатной численности: один инспектор на 1,5-2 тыс. несовершеннолетних в условиях города и один инспектор в расчете на сельскую или поселковую администрацию населенных пунктов, в которых численность несовершеннолетних составляет не более 500.42
3. С 1 января 2003 г. введена форма (ежеквартальной) статистической отчетности «Несовершеннолетние» о результатах работы подразделений милиции общественной безопасности, органов предварительного следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Министрам внутренних дел субъектов Российской Федерации поручено взять под особый контроль и ежеквартально оценивать результаты работы по реализации требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказов, указаний МВД России.
За короткое время Межведомственный оперативный штаб стал достаточно эффективной управленческой структурой, реально влияющей на организацию взаимодействия субъектов профилактики и уровень их работы. На его заседаниях рассматриваются самые актуальные вопросы состояния предупредительной работы в подростковой среде, заслушиваются руководители заинтересованных министерств и ведомств, в том числе регионального уровня.
Подводя итоги развития в России системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует сделать вывод о том, что подходы к решению этой важнейшей проблемы за исторический путь менялись неоднократно. Однако совершенно очевидно, что спады и подъемы во многом зависели от ряда факторов – прежде всего состояния экономики страны, личной воли и участия руководителей государства в решении данной проблемы.
Ряд ученых подразделяют историю этого вопроса на несколько этапов. Если следовать их логике, то сегодня мы живей в период подъема интереса к решению данного вопроса со стороны государства и общества, активизации многих направлений профилактической работы, в том числе и в области принятия весьма важных управленческих решений. Налицо процесс совершенствования управления системой профилактики правонарушений несовершеннолетних, важной составной частью которого является принятие ряда законодательных правовых мер.
Эволюция ювенального права в дореволюционной России привела к созданию в начале XX столетия специализированных судов для несовершеннолетних. С 1917 г. начался поиск иных путей и форм работы с несовершеннолетними правонарушителями, многие из которых оказались нежизнеспособными43. К сожалению, историческая практика глубоко не анализировалась, а накопленный опыт использовался недостаточно. Все это приводило к повторению ошибок, отступлениям от гуманизации мер борьбы с детской преступностью. В результате только к началу XXI века в нашей стране сформулирована и получила законодательную основу идея построения эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а из прошлого столетия реанимированы планы создания ювенальных судов.
2.3 Предупреждение преступности несовершеннолетних
органами внутренних дел
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.
Информация о работе Система профилактики правонарушений несовершеннолетних