Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 15:35, курсовая работа
Описание работы
Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"Следственный комитет Российской Федерации создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП) и является его правопреемником.
Содержание работы
Введение Следственный комитет МВД РФ История следственного комитета. Этапы его становления Назначение, структура СК МВД РФ Следователи СК РФ 2. Цели и задачи правоохранительной деятельности СК РФ 2.1.Основные задачи 2.2.Ограничения, запреты и обязанности, распространенные на сотрудников Следственного Комитета 2.3.Права при осуществлении полномочий. Заключение Список литературы
разработка мер по формированию
государственной политики в сфере исполнения
законодательства Российской Федерации
об уголовном судопроизводстве;
совершенствование нормативно-правового
регулирования в установленной сфере
деятельности;
обеспечение в пределах своих
полномочий международно-правового сотрудничества
в сфере уголовного судопроизводства;
возмещение ущерба, причиненного
преступлениями.
2.2 Ограничения, запреты и
обязанности, распространенные на
сотрудников Следственного Комитета
Запрет на участие сотрудников
Следственного комитета в деятельности
общественных объединений, преследующих
политические цели, обусловлен необходимостью
сохранения политической нейтральности
военной организации государства и недопустимости
ее использования в качестве способа достижения
политических целей. Рассматриваемый
запрет на объединение не носит абсолютного
характера, законодатель ограничивает
возможность последнего исключительно
по политическим целям.
Исходя из данного положения,
следователи и иные сотрудники ведомства
не могут быть членами выборных, назначаемых,
создаваемых и иных органов, образуемых
органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Это же требование
выдвинуто в ст. 6 ФЗ «О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»7 и ст. 12 ФЗ от 6 октября 1999 года
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»8. Данные законодательные акты
устанавливают ограничения, связанные
с депутатской деятельностью, в том числе
отказ от государственной службы на время
полномочий. Федеральный закон от 28 декабря
2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете
Российской Федерации», в свою очередь,
лишь конкретизирует принцип независимости
Следственного комитета в отношениях
с органами власти.
Современная российская государственность
строится на провозглашенных в Конституции
РФ свободе идеологии, запрете доминирования
одной из них и признании какой-либо в
качестве государственной и обязательной.
Отсюда вытекает, что участие в деятельности
политических партий и других общественных
объединений, если это влияет на служебную
деятельность, несовместимо с выполнением
возложенных функций. Следственный комитет
в процессе своей деятельности обязан
руководствоваться исключительно законодательством
и не быть связанным при исполнении обязанностей
решениями партий, политических движений
и иных общественных объединений. Вмешательство
в законную деятельность Следственного
комитета, от кого бы оно ни исходило и
в какой бы форме ни выражалось, недопустимо
и влечет установленную законом ответственность.
Внепартийность Следственного
комитета проявляется не только в прямом
запрете на создание в них структурных
подразделений политических партий, а
также на осуществление ими своей деятельности,
но и в запрете9:
- ведения любой политической
пропаганды и агитации, в том
числе предвыборной;
- использования штатных
должностей и финансовых средств
службы и ее структурных подразделений
в целях обеспечения их деятельности.
Более того, следователи и сотрудники
ведомства не вправе использовать служебное
положение в интересах политических партий
и общественных, в том числе религиозных,
объединений, а также пропагандировать
отношение к ним.
Запрет на использование преимуществ
собственного положения для предвыборной
агитации, а также для агитации по вопросам
референдума является закономерным продолжением
основного принципа функционирования
системы Следственного комитета - его
единства и независимости.
Создание организаций различных
партий в органах предварительного следствия
способно неизбежно привести к дезорганизации
работы этих органов и структур и в итоге
к нарушению прав и законных интересов
других лиц и граждан, к снижению уровня
раскрываемости преступлений, борьбы
с преступностью и в целом безопасности
государства.
В целях повышения доверия общества
к государственным институтам, обеспечения
условий для добросовестного и эффективного
исполнения сотрудниками Следственного
комитета должностных обязанностей, исключения
злоупотреблений в процессе служебной
деятельности, недопущения поведения
вопреки интересам службы законодатель
в п. 5 ст. 5 ФЗ «О Следственном комитете
Российской Федерации» устанавливает
ряд запретов, предопределенных служебным
статусом лица. Включение соответствующих
запретов в состав рассматриваемого Закона
предопределено отнесением службы в Следственном
комитете к одной из разновидностей федеральной
службы.
Рассматриваемое требование
является частной разновидностью принципа
невмешательства в служебную деятельность
сотрудников ведомства и по замыслу разработчиков
ФЗ «О Следственном комитете Российской
Федерации» призвано предостерегать от
совершения должностных правонарушений
и стимулировать недопущение коррупционных
проявлений10.
В самом общем виде анализируемый
принцип сформулирован законодателем
как запрет сотрудникам Следственного
комитета на совмещение основной деятельности
с иной деятельностью на возмездной основе11. Вопреки традиционным запретам
на совмещение федеральными служащими
профессиональной деятельности и иной
оплачиваемой деятельности законодатель
в контексте рассматриваемой нормы вместо
термина «служебная деятельность» использует
«основная деятельность». Подобная подмена
понятий может быть расценена лишь как
отход от существующих юридических штампов
и уже во многом ставших классическими
нормативно-правовых оборотов. Принципиальных
различий и иной смысловой нагрузки она
не несет.
Следует также обратить внимание
на возможное ошибочное толкование данного
запрета в контексте неверного понимания
термина «сотрудник Следственного комитета».
Последний употребляется в контексте
ст. 5 ФЗ «О Следственном комитете Российской
Федерации» лишь в том смысле и объеме,
которые представлены в п. 5 ст. 4 ФЗ «О Следственном
комитете Российской Федерации», и не
распространяет свое действие на всех
работников Следственного комитета включительно.
Подразумевается, что осуществление
сотрудниками Следственного комитета
иной деятельности должно иметь место
в свободное от работы время, не в ущерб
интересам службы при условии своевременного
и полного выполнения ими своих функций.
Запрет совместительства является юридическим
выражением требования о том, что сотрудники
ведомства обязаны посвящать все свое
служебное время исполнению служебных
обязанностей.
Предусмотренный законодателем
запрет на совмещение основной деятельности
с иной деятельностью действует с оговоркой,
если последняя носит возмездный характер.
Таким образом, сотрудники Следственного
комитета в отличие от иных федеральных
служащих вправе самостоятельно или через
доверенных лиц принимать участие в управлении
организациями, оказывать содействие
физическим и юридическим лицам в осуществлении
такой деятельности и т.п., действуя при
этом на безвозмездных началах.
Такое положение является недопустимым.
Будучи федеральными государственными
служащими, на сотрудников Следственного
комитета должны распространяться соответствующие
правила и принципы поведения, установленные
ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»12, а также, соответственно, ФЗ
от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной
службы Российской Федерации»13 и ст. ст. 17, 18 и 20 ФЗ от 27 июля
2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»14. С целью недопущения возникновения
коллизии законодательных норм целесообразно
содержание рассматриваемого принципа
дополнить запретом на совмещение основной
деятельности с любой иной и на безвозмездной
основе.
Традиционно из установленного
запрета законодатель предусматривает
исключение, допуская возможность совмещения
основной деятельности с преподавательской,
научной, творческой, в том числе осуществляемой
на возмездной основе. При этом ее осуществление
легитимно при соблюдении следующих условий.
Во-первых, осуществление сотрудниками
Следственного комитета данного рода
деятельности допустимо при условии, если
она не создает препятствий к исполнению
ими должностных обязанностей.
Во-вторых, рассматриваемая
разновидность социально-полезной деятельности
не должна финансироваться исключительно
за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
РФ. Данное положение, основанное на требованиях
п. 3 ст. 55 Конституции РФ, включено в содержание
ФЗ «О Следственном комитете Российской
Федерации» в целях обеспечения безопасности
государства и для устранения возможного
конфликта интересов в отношении лиц,
проходящих службу в Следственном комитете
и его структурах.
Руководители следственных
органов Следственного комитета, следователи,
а также другие должностные лица Следственного
комитета, имеющие специальные или воинские
звания либо замещающие должности, по
которым предусмотрено присвоение специальных
или воинских званий, не вправе входить
в состав органов управления, попечительских
или наблюдательных советов, иных органов
иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории
РФ их филиалов, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации
или ее законодательством.
Указанные ограничения направлены
на обеспечение безопасности страны и
являются одной из мер борьбы с коррупцией
в сфере государственной службы, снижения
доли иностранного влияния на происходящие
в стране политические, социальные и экономические
процессы. Таким образом, законодатель
отграничивает Следственный комитет от
использования его в качестве инструмента
в разведывательно-подрывной деятельности
иностранных спецслужб и организаций.
Понятие иностранной некоммерческой
неправительственной организации определено
в п. 4 ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях»15, под которой понимается организация,
не имеющая извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и не
распределяющая полученную прибыль между
участниками, созданная за пределами территории
РФ в соответствии с законодательством
иностранного государства, учредителями
(участниками) которой не являются государственные
органы. Иностранная некоммерческая неправительственная
организация осуществляет свою деятельность
на территории РФ через свои структурные
подразделения - отделения, филиалы и представительства.
Структурное подразделение - отделение
иностранной некоммерческой неправительственной
организации признается формой некоммерческой
организации и подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном
названным Законом.
Структурные подразделения
- филиалы и представительства иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций приобретают правоспособность
на территории РФ со дня внесения в реестр
филиалов и представительств международных
организаций и иностранных некоммерческих
неправительственных организаций сведений
о соответствующем структурном подразделении
в установленном законом порядке.
Итак, сотрудники Следственного
комитета Российской Федерации:
- не могут являться
членами политических партий
и иных общественных объединений,
преследующих политические цели, и принимать
участие в их деятельности. Создание и
деятельность общественных объединений,
преследующих политические цели, и их
организаций в следственных органах и
учреждениях Следственного комитета запрещаются;
- в своей служебной
деятельности не связаны решениями
политических партий и иных общественных
объединений;
- не вправе совмещать
свою основную деятельность с
иной деятельностью на возмездной основе,
кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности. При этом преподавательская,
научная и иная творческая деятельность
не может финансироваться исключительно
за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено международным
договором РФ или законодательством РФ;
- не вправе входить
в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных
советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на
территории РФ их филиалов, если
иное не предусмотрено международным
договором РФ или законодательством РФ.
Подводя итог, сделаем следующие
выводы:
1. УПК РФ не гарантирует
процессуальной самостоятельности
и реальной независимости следователя
прежде всего в отношениях, которые в проблемных
ситуациях могут сложиться между ним и
руководителем следственного органа при
расследовании конкретного уголовного
дела. Восполнить пробел можно посредством
внесения изменений и дополнений в ст.
39 УПК РФ. Для этого необходимо ч. 3 ст. 39
УПК РФ дополнить следующими требованиями:
«Вышестоящий руководитель следственного
органа, рассмотрев жалобу и возражения
следователя, в течение 5 суток с момента
их поступления своим мотивированным
постановлением либо отменяет указание
нижестоящего руководителя следственного
органа, либо поручает производство следствия
по этому делу другому следователю. В случае
необходимости производство предварительного
следствия по данному делу может быть
поручено непосредственно нижестоящему
руководителю следственного органа».