Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:01, курсовая работа
. Цель работы выяснить насущные проблемы предпринимателей, как индивидуальных так и организаций, исследование существующей правовой базы, а также обозначение перспектив реформирования и развития данной отрасли. Исходя из цели, задачами исследования являются раскрытие способов защиты прав предпринимателей:
• рассмотреть механизм и способы защиты предпринимателей;
• проанализировать проблему защиты прав предпринимателей в сфере управления;
• раскрыть содержание конституционной, судебной, нотариальной защиты, роли прокурорского надзора.
Введение .................................................................................................................2
Глава 1. Способы и механизмы защиты прав предпринимателей
1.1 Общая характеристика способов защиты прав предпринимателя...............5
1.2 Механизм защиты прав предпринимателя....................................................10
1.3 Самозащита прав предпринимателя..............................................................12
1.4 Урегулирование разногласий с контрагентами и партнерами во внесудебном порядке............................................................................................18
1.5 Рассмотрение экономических споров третейскими судами........................24
Глава 2. Защита прав предпринимателя в отношениях в сфере управления. Роль прокуратуры и нотариата в правовом обеспечении предпринимательской деятельности
2.1 Способы зашиты прав предпринимателя в отношениях с государственными органами................................................................................31
2.2 Участие органов прокурорского надзора в обеспечении защиты прав предпринимателей.................................................................................................39
2.3 Нотариальная форма защиты прав предпринимателей...............................42
Заключение...........................................................................................................45
Список литературы.............................................................................................49
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и деятельности третейских судов, является ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Согласно ст. 3 закона постоянно действующие третейские суды могут учреждаться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее активно работают третейские суды при федеральных и региональных торгово-промышленных палатах и иных объединениях. Некоторые законы прямо ориентируют на разрешение соответствующих споров третейскими судами. Так, согласно ст. 15 Федерального закона «О рынке цепных бумаг» споры между членами фондовой биржи и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом. Аналогичное по смыслу положение содержится в ст. 30 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржевая арбитражная комиссия создается товарной или товарно-фондовой биржей как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда по спорам, связанным с совершением биржевых сделок.
Как правило, постоянно действующие суды не являются юридическими лицами. Материальное и финансовое обеспечение им предоставляется их учредителями; третейские сборы вносятся на банковский счет одного из учредителей. То же время постоянно действующие третейские суды могут учреждаться как юридические лица в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Третейские суды могут рассматривать не все виды экономических споров, отнесенных к подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а только такие экономические споры, которые вытекают из гражданских правоотношений. Следовательно, подведомственность третейских судов значительно уже подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений – это имущественные споры между лицами, обладающими автономией воли и имущественной самостоятельностью и действующими относительно друг друга как юридически равные, не подчиненные один другому субъекты. Правильное определение юридической природы спора имеет большое практическое значение, так как иногда третейские суды не исследуют этот вопрос и совершают ошибки; имели место случаи, когда третейские суды рассматривали споры, связанные с приватизацией государственных предприятий, в частности, споры о разделе имущества на основе утвержденного плана приватизации. Поскольку в конечном итоге такой спор неизбежно выливается в оспаривание плана приватизации, он вытекает не из гражданских, а из административных правоотношений, и потому не подлежит рассмотрению в третейском суде.
Спор может быть рассмотрен в третейском суде только при наличии письменного соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть между ними спора на рассмотрение определенному третейскому суду. Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в форме отдельного соглашения либо выражено в виде условия о юрисдикции в заключенном между сторонами гражданско-правовом договоре или ином двустороннем документе. Условие о юрисдикции, именуемое обычно третейской или арбитражной оговоркой. должно быть сформулировано предельно четко и выражать совпадающее волеизъявление сторон, направленное на передачу спора на рассмотрение данною третейского суда.
Процедуры принятия исковых заявлений, возбуждения дел и их рассмотрения предусматриваются в локальных документах, принимаемых учредителями третейских судов: положениях, уставах, регламентах. Процессуальные правила третейских судов во многом аналогичны нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Наиболее существенные отличия состоят в том, что, во-первых, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда. При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд образуется в составе трех судей: каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего, который председательствует на процессе. По регламенту некоторых третейских судов допускается рассмотрение спора одним третейским судьей, кандидатура которого согласовывается сторонами или назначается с их согласия председателем третейского суда.
Во-вторых, в третейском разбирательстве принцип процессуальной состязательности сторон воплощается в самой высокой степени: все доказательства предоставляются сторонами, только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений. Во время третейского разбирательства у представителей сторон имеется возможность переспорить другую сторону, переубедить ее и тем самым судей убедить в своей правоте. В анализе ситуации, проверке аргументов принимают активное участие и третейские судьи. Развернувшаяся полемика. свободный и полный обмен мнениями приводят к тому, что решение спора становится ясным, как правило, еще до того, как суд удалится на совещание для вынесения решения. Именно в этом – в нахождении правильного разрешения спора общими усилиями – состоит сущность третейского суда как учреждения. разрешающего экономические споры.
В-третьих, решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. Принцип добровольности исполнения решения третейского суда также вытекает из самой сущности третейского разбирательства: обращаясь в третейский суд по обоюдному согласию и, доверяя избранным ими третейским судьям, спорящие стороны провозглашают тем самым свое полное доверие третейскому разбирательству и заявляют о своих обязательствах исполнить принимаемое судом решение, в чью бы пользу оно не было вынесено, добровольно без какого-либо принуждения. Например, взысканная по решению третейского суда сумма может быть уплачена обязанным лицом путем перечисления ее со своего банковского счета на банковский счет организации-взыскателя, в чью пользу вынесено решение. платежным поручением, где в графе «назначение платежа» делается ссылка на решение третейского суда. Если решением третейского суда ответчик присужден передать истцу определенные материальные ценности, передача их может быть осуществлена и оформлена путем списания этих ценностей с баланса ответчика и зачисления их на баланс взыскателя с выполнением соответствующих проводок по бухгалтерскому учету. Если присужденным объектом является здание, сооружение, земельный участок или иное недвижимое имущество, то на основе решения третейского суда право собственности на этот объект подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и сроки, указанные в решении; если же в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.
Отказ обязанной стороны добровольно выполнить решение третейского суда противоречит обычаям делового оборота, этическим нормам предпринимательства и является нарушением принятого на себя обязательства добровольно исполнить решение третейского суда. Тем не менее, возможность отказов от добровольного исполнения решений третейских судов исключить нельзя, как нельзя исключить возможность вынесения третейскими судами ошибочных, не соответствующих законодательству решений. Поэтому предусматривается возможность принудительного исполнения решений третейских судов через арбитражные суды, которые наделены определенными полномочиями относительно решений третейских судов.
Для того, чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через арбитражный суд. постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при арбитражном суде региона или субъекта Федерации, на территории которого расположен этот третейский суд. Аккредитация происходит путем направления в арбитражный суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует арбитражный суд об изменениях в составе третейских судей.
В случае неисполнения решения третейского суда стороне, в пользу которой вынесено решение, предоставлено право обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Заявление может быть направлено в арбитражный суд непосредственно либо через третейский суд. вынесший решение. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда. Заявление должно быть подано не позднее месяца со дня окончания срока добровольного исполнения решения третейскою суда. Заявление оплачивается государственной пошлиной в пятикратном размере минимального размера оплаты труда. Заявление рассматривается судьей арбитражного суда единолично в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. О дне рассмотрения заявления извещаются стороны, которые могут принять участие в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.
Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа по решению третейского суда в следующих случаях: если соглашение сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде не было достигнуто; если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде; если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения; если спор возник в сфере управления и не подлежал рассмотрению в третейском суде.
При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения третейского суда. Если арбитражный суд придет к выводу, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, исполнительный лист не выдается и дело возвращается на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение. При невозможности повторного рассмотрения дела в том же третейском суде исковое заявление может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.
Возможность обжалования и опротестования определений арбитражного суда, выносимых в связи с заявлениями о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда, является не только формой государственного судебного контроля над законностью и обоснованностью решений третейских судов, но и надежной процессуальной гарантией прав и интересов тех предпринимателей, которые доверили их защиту третейскому суду.
Вступившее в законную силу определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда является актом судебной власти, подлежащим в силу закона исполнению «всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации…».
Третейские суды играют видную роль в разрешении споров, возникающих в сфере внешних экономических отношений. Созданные в различных странах институциональные третейские суды для разрешения внешнеэкономических споров включают в свой состав известных юристов из разных государств, что обеспечивает им авторитет и необходимое доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Ориентированные на разрешение внешнеэкономических споров третейские суды получили название международного коммерческого арбитража. Наиболее известными и авторитетными арбитражами в мире являются Арбитражный институт торговой палаты города Стокгольма (Швеция)». Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Лондонский Международный Третейский суд, Международный арбитражный суд федеральной палаты экономики в Вене (Австрия).
В России действует Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в Москве, а также другие арбитражи в основном при региональных торгово-промышленных палатах. Если решения международных коммерческих арбитражных судов не исполняются добровольно, они приводятся в исполнение через государственные суды в порядке, предусмотренном Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-йоркская конвенция) 1958 г. участником которой является Российская Федерация.
2. Защита прав предпринимателя в отношениях в сфере управления. Роль прокуратуры и нотариата в правовом обеспечении предпринимательской деятельности
2.1 Способы зашиты прав предпринимателя в отношениях с государственными органами
Предприниматели вступают в правовые отношения с различными органами государственной власти и управления. Этими правовыми отношениями опосредуется весь временной цикл предпринимательства, начиная от учреждения коммерческой организации и конструирования гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку предпринимателю в любом случае необходимо пройти государственную регистрацию, и до прекращения предпринимательской деятельности, поскольку это прекращение наступает юридически только по принятии соответствующих распорядительных актов, например, по исключении ликвидируемой коммерческой организации из государственного реестра. Отношения предпринимателей с государственными органами носят сложный характер: по своей юридической природе это – административно-правовые отношения, хотя они при определенных условиях могут быть и гражданско-правовыми. И те, и другие охватываются понятием отношений в сфере управления.
Предпринимательская деятельность контролируется государственными органами, наделенными контрольно-надзорными полномочиями. Контролируется соблюдение предпринимателями законодательства и выполнение ими конкретных нормативно-административных обязанностей. При осуществлении государственного контроля существует объективная возможность нарушения прав и интересов предпринимателей со стороны контролирующих органов. Причины этих нарушений различны: объективные – бюрократизм, волокита, буквоедство; субъективные – выход контролирующими органами за пределы своей компетенции. корыстолюбие, мздоимство.
При нарушении отдельных прав и интересов предпринимателей в сфере управления нарушается, как правило, и обобщенный предпринимательский интерес. заключающийся в сохранении и приумножении своих капиталов. Отказ в выдаче лицензии, например, не дает возможности заняться выгодным бизнесом, а наложение финансовых санкций влечет за собой уменьшение накопленных капиталов. Последствия применения к предпринимателям административно-фискальных санкций могут быть более существенными, чем применение имущественных санкций в сфере договорных обязательств. Вот почему проблема защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях в сфере управления стоит чрезвычайно остро во всех аспектах: теоретическом, правотворческом и правоприменительном. С теоретической точки зрения средства правовой защиты интересов предпринимателя должны быть абсолютно адекватны тем властно-распорядительным и контрольно-карательным полномочиям, которыми наделены государственные органы.
Информация о работе Способы и механизмы защиты прав предпринимателей