Сущность наказания не связанных с лишением свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:08, реферат

Описание работы

Расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, способно стать влиятельным "противовесом" тюремному заключению. Однако, это невозможно без надлежащей организации исполнения альтернативных мер, в т. ч. обязательных работ, вселяющей в судей уверенность в эффективности этих мер с позиции целей, установленных Уголовным Кодексом.
Объектом моей работы, является механизм применения альтернативных мер наказания с целью исправления, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного.
Целью работы является раскрытие сущности наказаний ,не связанных с лишением свободы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.86 Кб (Скачать файл)

Штраф - это первый вид  наказания в перечне наказаний  УК РФ.

Согласно ч.1 ст.46 УК РФ штраф  есть денежное взыскание, назначаемое  в пределах, предусмотренных Уголовным  Кодексом, в размере от двух тысяч  пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от двух недель до пяти лет. Штраф  в размере от пятисот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период свыше трех лет может  назначаться только за тяжкие и особо  тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса.

Штраф является универсальным  видом наказания.

В качестве дополнительного  вида наказания штраф может назначаться  только в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части УК (ч.4 ст.46 УК).

В случае злостного уклонения  от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения  свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию  в виде штрафа за преступления, предусмотренные  статьями 204, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Один из основных подходов российской уголовно-правовой политики к проблеме наказания заключается  в стремлении законодателя к максимальному  разнообразию его видов.

По числу предусмотренных  в УК наказаний мы действительно  опережали и продолжаем "обгонять" едва ли не каждое цивилизованное государство. Что же, вполне справедливо заключить: большое количество видов наказания  способствует его индивидуализации и, соответственно, расширяет рамки  для свободного выбора более действенного наказания при осуществлении  правосудия. Но правда содержится в  том, что несмотря на предусмотренное  уголовным законодательством разнообразие видов наказания, реальная судебная практика всегда его отвергала, ограничиваясь  в основном назначением лишения свободы, тем или иным видом условного осуждения (включая отсрочку исполнения приговора) и штрафом.

В этой связи, на мой взгляд, уместно использовать опыт зарубежных государств в сфере уголовного законотворчества и практики его применения. В частности, особого внимания заслуживают меры, направленные на сокращение назначения наказаний в виде лишения свободы. В настоящее время в ряде государств штраф является одним из основных наказаний, применяемых к преступникам, и занимает ведущее место в  общей структуре наказания5.

В качестве назначения наказания  взвешивается возможность предоставления льгот при уплате штрафа. Закон  допускает рассрочку исполнения штрафа на срок до трёх лет. Основания  рассрочки уплаты штрафа жестко не регламентированы. Указывается лишь, что названные льготы могут предоставляться  осужденному, если немедленная уплата штрафа невозможна. Обоснованность доводов  осужденного оценивает суд. Просьба  осужденного подлежит удовлетворению при доказанности его тяжелого материального  положения, которое может быть обусловлено, в частности, тяжелой болезнью, беременностью, наличием малолетних детей, пожаром  или иным стихийным бедствием. Невозможность  немедленной уплаты может быть обусловлена  также болезнью родственников, наличием иждивенцев и т.п. Доводы осужденного  должны быть проверены и оценены  судом. Рассрочка представляет собой  разрешение заплатить штраф частями. Суд точно устанавливает сроки  уплаты каждой части штрафа. Неуплата штрафа влечет за собой замену его  лишением свободы. В добавление ко всему  суд может сократить срок лишения  свободы при замене или же назначить  его условно.

Следует отметить, что предусмотренный  в нормах Особенной части штраф  не в полной мере учитывает стандарт жизненного уровня конкретного виновного. Построенный же на дневном подходе  штраф имеет универсальное действие по отношению к каждому осужденному  и, следовательно, соответствует общим  условиям наказания. Другое принципиальное преимущество современной системы  штрафа в размере дневного дохода состоит в возможности четкого  разграничения между параметрами, отражающими степень тяжести  преступления (количество штрафных дней) и личность виновного, а следовательно, и цели специальной превенции. Так  в силу требований ч.3 ст.46 УК Российской Федерации размер штрафа определяется судом не только с учетом тяжести  совершенного преступления, но и с  учетом имущественного положения осужденного.

В то же время штраф, налагаемый по системе дневного дохода, не может  иметь конфискационного действия и  подвергать опасности имущественную  экзистенцию виновного и его  семьи, хотя и учитываются доходы от недвижимого имущества. Кроме  того, налагаемый в рассмотренной  нами форме штраф применим и к  лицам, не имеющим самостоятельного заработка. Так, размер дневного дохода домохозяйки выводится исходя из той части семейных доходов, которая  принадлежит ей; в случае с учащимися  и студентами учитываются как  реальные доходы (социальные пособия, алименты, стипендии), так и возможности  получения дополнительных доходов (арендная плата за использование  недвижимого имущества, заработная плата за труд в свободное от учебы  время и др.). Следует отметить, что сумма штрафа связывается  с имущественным положением осужденного, это намного прогрессивнее и  соответствует реалиям новых  отношений. Вместе с тем позитивный опыт зарубежных государств по вопросам правовой регламентации штрафа использован  еще не в полной мере.

 

3.2 Лишение права  занимать определенные должности  или заниматься определенной  деятельностью

Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении  вследствие обвинительного приговора  и назначения уголовного наказания  трудового договора с осужденным администрацией предприятия, учреждения или организации (в равной мере государственного, общественного или частного) и  внесении в трудовую книжку осужденного  записи о том, на каком основании, на какой срок он лишается определенной должности. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности  он лишен права занимать (например, связанные с распоряжением денежными  или иными материальными ценностями, с воспитанием детей, занятием медицинской  деятельностью и т.д.). Лишение  права заниматься определенной деятельностью  есть запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности. Лишение и того и другого права  применяется в тех случаях, когда  по характеру совершенного виновным преступления суд считает невозможным  занятие осужденным определенной должности  или определенной деятельностью. Карательное  свойство этого вида наказания заключается  в том, что лишает осужденного  его субъективного права на свободный  выбор должности, определенных занятий  в течение времени, указанного в  приговоре. Кроме того, лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  может привести к утрате или ограничению  законных льгот и преимуществ, связанных  с прежней должностью или деятельностью  осужденного, может повлечь перерыв  специального трудового стажа, наконец, может привести к понижению размера его заработка.

В отличие от штрафа данное наказание в соответствии с ч.3 статьи 47 УК РФ может назначаться  в качестве дополнительного наказания  и в случаях, когда оно не указано  в статье Особенной части УК в  качестве наказания за соответствующее  преступление, если с учетом характера  и степени общественной опасности  совершенного преступления и данных о личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью. К сожалению, ст.47 УК РФ не предусматривает  замену рассматриваемого наказания  иным, более строгим, в случае злостного  уклонения от его отбывания. Поэтому  положению ст.38 УИК РФ о том, что  представители власти, служащие государственных  и муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговора суда, решение суда или судебной акт о лишении  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговор суда, несут ответственность  в порядке, установленном законодательством  РФ, корреспондирует лишь ст.315 УК РФ ("Неисполнение приговора суда, решения  суда или иного судебного акта"), субъектом которой сам осужденный быть не может.

Данный пробел по моему  мнению в законодательстве целесообразно  ликвидировать путем дополнения соответствующих статей Обшей или  Особенной частей УК РФ. Актуальность прилагаемого законодательного шага весьма высока в связи с тем, что некоторые  осужденные (в основном лишенные права  управлять автотранспортным средством, а также права на охоту) продолжают заниматься запрещенной им деятельностью, что часто приводит к совершению новых, нередко более тяжких, преступлений.

 

3.3 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград

Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград представляет собой такой вид наказания, который  связан с морально-психологическим  воздействием на осужденного, а также  лишением его определенных карьерных  и экономических преимуществ, установленных  для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин  или государственную награду.

Согласно ст.48 УК РФ этот вид наказания может применяться  лишь в качестве дополнительного  при осуждении за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления с обязательным учетом данных о личности виновного.

Специальные звания присваиваются  работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой  служб и др.

Воинские звания - это  звания, присваиваемые лицам офицерского  и армейского состава Вооруженных  Сил РФ.

Почетные звания устанавливаются  в целях поощрения граждан  за многолетний добросовестный труд, мастерство и пр. * (43)

Классный чин - это особое звание, присваиваемое государственным  служащим, занимающим государственные  должности.

Государственные награды - это  ордена, медали, знаки отличия РФ и др., предусмотренные Положением о государственных наградах Российской Федерации.

При наличии нескольких званий, орденов и пр. суд вправе лишить их всех или части.

В соответствии со ст.61 УИК  РФ суд, вынесший приговор о лишении  осужденного специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной  наградой. Должностное лицо в установленном  порядке вносит в соответствующие  документы запись о лишении осужденного  специального, воинского или почетного  звания, классного чина или государственных  наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных  для лиц, имеющих соответствующие  звание, чин или награды. Копия  приговора суда в отношении военнослужащего  запаса направляется в военный комиссариат  по месту воинского учета.

В течение одного месяца со дня получения копии приговора  соответствующее должностное лицо обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

Заключение

 

Итак,в своей работе я  провела анализ особенностей правовго регулирования исполнения наказаний,не связанных с изоляцией осужденного  от общества(альтернативных наказаний).

Большинство наказаний,не связанных  с изоляцией от общества,предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения,то есть наказание имеет  характер денежного (или имущественного)взыскания.Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Не столь явно этот признак  выражен у наказания в виде лишения права занимать определеннее должности или заниматься определенной деятельностью.Однако ограничение  в выборе трудовой деятельности может  также обернуться упущенной материальной выгодой.

Несмотря на кажущуюся  многочисленность, наказания, не связанные  с изоляцией от общества, не способны пока служить равноценной заменой  лишения свободы и других наказаний, предполагающих физическую изоляцию (ликвидацию) осужденного. В связи с этим законодатель постоянно обращается к условному  осуждению, совершенствуя его правовую регламентацию и побуждая суды к  все более широкому применению его  на практике.

Стремление предать условному  осуждению большую действенность  заставляет законодателя все более  наращивать его принудительный потенциал. Юридически считаясь видом освобождения от наказания, условное осуждение фактически все более превращается в реальное наказание. К тому же испытательный срок может быть продлен, а набор правоограничений дополнен. Однако при отмене условного осуждения не подлежит зачету ни один день из отбытого (даже добросовестно) испытательного срока.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые источники

1. Конституция Российской Федерации.–М :Издательство Юрайт 2011.- 17 с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010-100 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. Эксмо-2012

 

 

Учебники, монографии, брошюры

 

5. Стеничкин Г.Л. Штраф в уголовном праве России. Уголовное право 2003.426 с.

6. Уголовно исполнительное право России: Учебник: Под редакцией Селивёрстова В. И.3-е издание переработанное и дополненное - М.: Юристь, 2003 - 571 с.

 

Периодические издания

 

7. Боробикова В.Б. Вопросы Уголовного права в судебной практике: Тематический сборник. - М.: Щит-М, 2006.267с.

8. Кащеева Л. Исправление осуждённых без изоляции от общества. М.: Российская Юстиция. 2009. - 288 с.

9. Стеничкин Г.Л. "Штраф в уголовном праве России" // Уголовное право // 2006. - 403 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010-100 с

2 Конституция Российской Федерации. - М.:Издательство Юрайт, 2011. - 17 с

3 Боробикова В.Б. Вопросы Уголовного права в судебной практике: Тематический сборник. - М.: Щит-М, 2006. 267с.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации. М. :Эксмо ,2012-163 с

5 Стеничкин Г.Л. Штраф в уголовном праве России. Уголовное право 2003. 426 с

 


Информация о работе Сущность наказания не связанных с лишением свободы