Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:40, курсовая работа
Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь. Террористические акты во всем мире уже унесли жизни многих тысяч людей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
§ 1. Понятие и сущность терроризма..................................................................6
§ 2. Правовое регулирование осуществления борьбы с терроризмом и привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера………………………………………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
§ 1. Особенности уголовно-правовой квалификации совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ)……………………………………..16
§ 2. Отграничение пособничества в совершении террористического акта от предусмотренного в ст. 205.1 УК РФ преступления………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….37
Однако нельзя отрицать и того очевидного факта, что существует немало преступлений, которые, хотя и невозможно подвести под понятие терроризма или террористического акта, но в основе которых тоже находится устрашение с целью заставить действовать или отказаться от действий в нужном виновным лицам направлении. В этой связи представляется возможным очертить еще более широкий круг преступлений террористического характера, т.е. деяний, в основе которых лежит терроризирование, обозначив их понятием «преступления с признаками (элементами) терроризирования».
Впервые терроризм как обособленный вид преступления получил закрепление в российском законодательстве 1 июля 1994 года – в УК РСФСР была введена ст. 213.3 «Терроризм». В несколько измененной редакции статья была воспринята и УК РФ 1996 года.
Осознание общественной опасности терроризма актуализировало деятельность законодателя по формированию нормативной базы, направленной на борьбу с этим явлением. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года, Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 года7, Договору о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года8, Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом9 (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года), Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года10. Кроме того, были приняты Федеральные законы № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму»11, № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности»12 и др.
В 2006 году российское законодательство, направленное на борьбу с терроризмом, претерпело масштабные изменения.
Во-первых, ратифицирована Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма13, в которой предусматривается обязанность для каждой из присоединившихся сторон установить уголовную ответственность за такие деяния, как публичное подстрекательство к осуществлению террористической деятельности, вовлечение в террористическую деятельность, обучение лица в целях совершения преступлений террористического характера.
Во-вторых, принят Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в котором сформулированы новые подходы к определению понятия «терроризм».
В ранее действовашем Федеральном законе «О борьбе с терроризмом»14 законодатель определил терроризм посредством перечисления конкретных форм деяния, отнеся к таковым: акт терроризма (ст. 205 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
В новом Федеральном законе «О противодействии терроризму» законодатель отказался от перечневого подхода, определив терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (ст. 3).
В действующем законодательстве
о противодействии терроризму отсутствует
и собирательное понятие «
В-третьих, обозначенные изменения
нормативной правовой основы борьбы
с терроризмом потребовали
Пленум Верховного Суда Российской
Федерации, рассматривая вопросы судебной
практики о преступлениях
Все это позволяет и для теоретического анализа объединить указанные деяния в одну группу – преступления террористического характера. Рассмотрение также заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) обусловлено тем, что действия виновного лица до выяснения его истинных намерений объективно похожи на угрозу совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ).
Редакция ст. 205 УК РФ существенно изменена Федеральным законом № 153-ФЗ от 27 июля 2006 года.
Во-первых, в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» статья получила новое название «Террористический акт». Такое решение законодателя, как представляется, является обоснованным с точки зрения точности определения содержания конкретного деяния. Как справедливо отмечалось в научной литературе, терроризм – это термин, который более уместно использовать для обозначения социального феномена в целом, а не отдельного преступления17.
Во-вторых, изменилось содержание объективной стороны состава преступления.
В редакции ст. 205 УК РФ, действовавшей до 27 июля 2006 года, среди целей террористического акта (акта терроризма) как обязательного признака субъективной стороны называлось, в частности, устрашение населения. Вместе с тем устрашение населения – по сути, всего лишь средство достижения конечной цели террористов, а именно оказать воздействие на принятие решения органами власти, поэтому выбираются такие способы осуществления террористического акта, которые могут породить волнение, панику среди широких слоев населения. Общеопасный способ совершения деяния (взрыв, поджог, иные действия устрашающего характера), как правило, многочисленные случайные жертвы – все это свидетельствует о том, что террористический акт по своей природе объективно устрашает население. В связи с этим представляется обоснованной позиция законодателя, который указал в новой редакции ст. 205 УК РФ признак «устрашение населения» среди признаков объективной стороны, одновременно исключив его из субъективной стороны деяния.
Таким образом, теперь объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ, заключается в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а также угрозе совершения этих действий.
Угроза совершения террористического акта в контексте ст. 205 УК РФ выражается в высказываниях, доведении до сведения иным образом (письменно, через печать, радио, телевидение) информации о намерении совершить действия, предусмотренные в диспозиции рассматриваемой статьи (взрыв, поджог и т. д.). Адресатами подобных сообщений могут быть широкие слои общественности, правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Для квалификации содеянного по ст. 205 УК РФ необходимо, чтобы угроза была реальной и наличной, о чем могут свидетельствовать разные подготовительные действия (приобретение оружия, изготовление самодельного взрывного устройства и т. д.). По этому признаку угрозу совершения террористического акта следует отграничивать от заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).
Субъективная сторона угрозы совершения террористического акта характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает, что угрожает совершением террористического акта, и желает осуществить эти действия. Обязательным признаком субъективной стороны угрозы совершения террористического акта является цель – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.
Совершение взрыва, поджога или иных действий подобного характера влечет уголовную ответственность по статье 205 УК РФ в тех случаях, когда установлено, что указанные действия имели устрашающий население характер и создавали опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Под иными действиями, устрашающими
население и создающими опасность
гибели человека, причинения значительного
имущественного ущерба либо наступления
иных тяжких последствий, в статье 205
УК РФ следует понимать действия, сопоставимые
по последствиям со взрывом или поджогом,
например устройство аварий на объектах
жизнеобеспечения; разрушение транспортных
коммуникаций; заражение источников
питьевого водоснабжения и
Угроза совершения взрыва,
поджога или иных действий, устрашающих
население и создающих
Предусмотренное частью 1 статьи 205 УК РФ преступление, совершенное лицом путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, считается оконченным с момента совершения указанных действий.
При квалификации террористического
акта по пункту «а» части 2 статьи 205
УК РФ следует учитывать, что под
организованной группой понимается
устойчивая группа из двух и более
лиц, заранее объединившихся для
совершения одного или нескольких преступлений.
Об устойчивости организованной группы
могут свидетельствовать
В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части статьи 205 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.
Решая вопрос о том, является
ли ущерб значительным (пункт «в»
части 2 статьи 205 УК РФ), следует исходить
из стоимости уничтоженного
Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 167 УК РФ не требует.
К иным тяжким последствиям применительно к пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).