Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:25, курсовая работа
Цель дипломной работы заключаеться в подробном рассмотрении статей Уголовного кодекса Российской Федерации, касающиеся убийства при смягчающих обстоятельствах.
Основные задачи дипломной работы можно выделить следующие:
Определить «Убийство» с позиции закона;
Рассмотреть, что же толкает людей совершать подобные преступления, попытаться понять психологию убийцы;
Убийство при смягчающих обстоятельствах, объективные и субъективные стороны.
Введение …................................................................................................
Глава I. Убийство с позиции закона...................................................
Глава II. Психология убийцы..............................................................
Глава III. Убийство при смягчающих обстоятельствах........................
Заключение …........................................................................................
Анализ «микромира» способствует составлению объективной характеристики
личности преступника: раскрывает уровень социализации. Актуальными для
криминальной психологии являются: следования так называемых «маргинальных» личностей, основными характеристиками которых является внутренняя социальная нестабильность. Для «маргиналов» характерна неспособность личности достаточно глубоко и полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения той среды, в которую эта личность оказалась внедренной: житель сельской «глубинки» вынужденный жить и работать в большом городе, взрослый человек, переселившийся в область, где говорят на незнакомом ему языке, и не знающий традиций и обычаев данной местности и т. п. «Маргинальная» личность испытывает высокое социальное напряжение и легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой. Внутриролевой конфликт выливается в преступление в случае, когда:
• требования одного сегмента (составной части) социальной роли противоречат
требованиям другого сегмента роли;
• возможный выход из создавшейся ситуации заключается в нарушении тех ролевых требований, соблюдение которых обеспечивает уголовно-правовым принуждением;
• санкции — как позитивные, так и негативные (экономические, со- циальные,
правовые, моральные), препятствующие такому исходу, либо недостаточны, либо нереальны;
• лицо отчуждено от сегментов социальной роли, противоречащих преступному
варианту поведения.
Последний фактор очень важен, потому что он определяет исход внутриролевого конфликта. Здесь мы подходим к вопросу о мотивирующем значении аффективного, установочного элемента структуры социальной роли. Здесь возможны два крайних варианта: отчуждение от роли и идентификация с ролью, ее требованиями.
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. В литературе излагаются характер и виды таких конфликтов с учетом индивидуальных особенностей личности преступника и условий внешней социальной среды.
Конфликты «парные»,
в которых принимают участие
чаще всего соседи, знакомые по работе,
родственники и супруги, как правило,
связаны с психологической
Конфликты «групповые» характерны для некоторых групп молодежи. Корни этих конфликтов связаны с отрицательными местными традициями и обычаями, а также слабой воспитательной работой, незаполненным досугом и низкой правовой культурой части молодежи, принимающей участие в такого рода конфликтах.
Перенос локальной конфликтной ситуации на всю окружающую субъекта социальную среду (иррадиация конфликта). Для данного вида конфликта характерно накопление напряжения (фрустрация), связанного с конфликтом в быту или на работе и перенос его (разрядка) на лиц, которые к первоначальной
конфликтной ситуации никакого отношения не имели (случайные прохожие,
соседи, супруги и т. п.).
Источник этой ненависти — за пределами случая, столкнувшего их, он коренится в жажде мести молодости за одиночество и болезни, за невозможность любить и быть любимым, за горечь унижений. Виновник многолик и безличен, и поэтому месть ему оказывается местью его же жертве, порождая один из симптомов разрушения сознания — бессмысленное преступление.
Часто происходит «заражение»
конфликтной ситуацией и
хулиганских действиях и массовых беспорядках. Подобный вид конфликтов
характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, низким
уровнем общей культуры,
легковозбудимых, склонных к конформизму,
находящихся в толпе. Хулиганские
проявления одного человека для таких
лиц могут служить
Толпа сама становится единой громадной личностью и ведет себя так, как могла
бы вести и миллионы лет назад. С помощью ее специфических механизмов,
частично сохранившихся до наших дней, пред люди выжили в борьбе за
существование, ведь пратолпа — из-за отсутствия второй сигнальной системы,
сдерживающей эмоции и закрепляющей силу и скорость действия, — должна была отличаться от своего далекого потомка именно скоростью передвижения, страшной силой общего действия. И эти скорость и сила вырастали тем более, чем сильнее бушевала в пратолпе эмоция. А она склонна возрастать быстро и
достигать гипертрофических масштабов. «Совершенно одинаковые чувства,
которыми воодушевлены
все члены общественного
С. Сигеле указывает на «мотив, соединявший несколько первых индивидуумов, который становится известным всем, проникает в ум каждого, и тогда толпа обретает единодушие».
Эмоция толпы переменчива, ярость легко переходит в ужас, погоня превращается в паническое бегство, и наоборот. Розанов доказывает это положение опытом военных действий, когда панически бегущая толпа солдат в несколько секунд обращается в яростно атакующую волну.
Важнейшая особенность толпы и один из факторов ее скручивания — «критическая волна»: ниже нее мы обнаружим лишь остаточные следы эффектов, ею производимых, выше — ослабление и распад единого «сверхорганизма» на несколько дочерних.
Скручивание и дальнейшее управление толпой происходит с помощью жестов,
криков, песен, телодвижений. Здесь важно подчеркнуть два момента. Во-первых, речь занимает в сигнальной системе толпы не единственное, а скорее
подчиненное место. Главная роль отводится первосигнальной системе: жестам,
выкрикам, телодвижениям и т. п. Обращаться к толпе с разумной речью,
втолковывать ей логические аргументы бессмысленно, а порой и опасно. Она
плохо реагирует на доводы рассудка и не подчиняется увещеваниям. Зато
первосигнальные посылки воспринимаются ею с охотой, им она подчиняется легко, слушаясь выкрика, яркого и доходчивого жеста.
Во-вторых, толпа бурно реагирует на ритмические стимулы, возбуждающие ее
эмоцию. Ритмические хлопки, удары в бубен или барабан, даже в грудь,
ритмические выкрики, ритмы возбуждающих мелодий и песен, вскидывание в едином ритме руки со сжатым кулаком, ритмический рев глоток — вот что ведет за собой и возбуждает толпу. Характерно, что ребенок проявляет способность воспринимать ритм намного раньше, чем смысл слова. Все это свидетельства древнейшего происхождения толпы, ее былого могущества, когда она находилась в своем расцвете.
Внезапная организация толпы после фазы хаоса поражает всех ее исследователей. Представление о бесформенности этого «агрегата» абсолютно
неверно! А. С. Розанов, наиболее заинтересованный в этой проблеме и
понимавший значение строя для армии, подчеркивает, что во время митинга
толпа образует круг, а в беге она напоминает комету, то есть, очевидно,
похожа на каплю, катящуюся по наклонной поверхности.
В. М. Бехтерев указывает на необходимую плотность людей в толпе. Плотность
создается касанием плеча к плечу, локтя к локтю, тела к телу — именно это
формирует, по его мнению, один из важнейших толповых стимулов, выполняя как коммуникативную, так и эмоционально возбуждающую роль. «Нет толпы без вожака»,— писал А. С. Розанов, и это справедливо. Но не менее важно
определить, кто же этот вожак?
Рассматривая примеры эмоционально напряженных сообществ у животных, мы
убедились, что вожаками, или лидерами, становятся, как правило, те особи, у
которых нервные процессы подвижнее, ярче, у которых облегчен срыв типичной реакции на непривычное или сильное раздражение. Примерно та же картина обнаружена и у людей: чем слабее нервная система у человека, обеспечивающая и большую чувственность, и быстроту реакции, тем легче срывы рефлексов.
Изучение личности совершивших
убийства выявляет у них сильную
психологическую зависимость от
другого лица. Убийцы в целом относятся
к такой категории людей, для
которых свободная и самостояте
Факт преступлений показывает, что выход из контакта с жертвой для них —
практически невозможный способ поведения. Надо иметь в виду, что эта
зависимость может реализоваться не только в контакте с жертвой, но и с кем-
либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от
третьего лица.
Указанная особенность формируется в очень раннем возрасте как результат
позиции, которую занимает ребенок (будущий преступник) в семье. Суть позиции — отвержение, неприятие ребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение матери к ребенку, когда она либо не может, либо не хочет, либо не умеет своевременно и полно удовлетворить его
потребности, в первую очередь естественные (в пище, тепле, чистоте). В
результате ребенок оказывается в ситуации, если можно так сказать,
хронического дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и постоянно зависит от матери, потому что только она могла бы их удовлетворить.
Ребенок живет как бы на предельном уровне: никогда не испытывает полной
безопасности и удовлетворения своих потребностей, но не доходит до стадии
полного лишения этих жизненно важных условий. Васильев называет такое
положение «ситуацией экстремальности существования», которая несет в себе
потенциально смертельную
угрозу. Она и является источником
убийств как актов
Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной
жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УБИЙСТВА (криминогенетический аспект).
1. Мать (или лицо,
ее заменяющее)—
2. Отношение частичного или полного отвержения матерью ребенка;
3. Мать становится для ребенка жизнеугрожающим фактором;
4. Возникновение экстремальной жизненной ситуации для ребенка (напряжение
жизнеобеспечивающих психологических функций);
5. Усиление биологической и психологической зависимости от матери как
жизнеобеспечивающего фактора;
6. Затруднение процесса
обретения независимости, самостоятельности, личностной автономии;
7. Замедление развития психических функций, усвоения социального опыта,
психосоциальной дифференциации;
8. Ограничение возможностей адаптации в различных социальных ситуациях, при изменении обстоятельств;
9. Формирование «комплексов неполноценности»;
10. Формирование защиты
от «комплексов
подчеркнутая независимость,
основанная на переоценке своего и зависимость от ситуации своего
«Я»
11. Неизбирательное,
«случайное», плохо осознанное включение в контакты и группы;
12. Возникновение ситуации отвержения (предпреступной ситуации) (ср.п. 2);
13. Персонификация угрозы жизненно важной ценности (ср. п. 3);
14. Возникновение экстремальной жизнеугрожающей ситуации (ср. п. 4);