Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:47, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие содержания правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем:
определить сущность и значение уголовной ответственности несовершеннолетних, выяснить структуру и признаки ответственности, рассмотреть виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, а также проанализировать условия освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Оглавление
Введение
Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Введение специального раздела приводит в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. В УК РФ дается определение несовершеннолетнего - лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать.
Лица моложе четырнадцати лет относятся к малолетним, старше восемнадцати к совершеннолетним. Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей УК РФ, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых.Главной особенностью является предоставление права суду и следственным органам не привлекать к уголовной ответственности тех несовершеннолетних, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Введением в закон этого важного положения завершены теоретические дискуссии по проблеме уменьшенной вменяемости и ее влиянии на ответственность лиц подросткового возраста1. Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу дает понять, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учетом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет достигаются уже достаточно высокого уровня социализации, но данный процесс социализации имеет и дальнейшее свое развитие. Для такого возраста характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности. У большинства из несовершеннолетних правонарушителей отсутствует чувство меры, долга, представление о дозволенном, порядочном и непорядочном. Жизненные потребности у таких подростков чаще всего примитивные, материальные преобладают над духовными. Они привыкли добиваться удовлетворения своих желаний любой ценой, даже путем правонарушений2.
Неотвратимость наказания имеет значение не только для борьбы с правонарушителями, но и для воспитания уважения к закону, укрепления законности в целом, воспитания привычки соблюдать правовые предписания. Для несовершеннолетних существует альтернатива уголовному наказанию - применение мер воспитательного воздействия. УК РФ вводит новое, формально-определенное основание применения принудительных мер воспитательного воздействия - совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести в случае освобождения от уголовной ответственности или совершение преступления небольшой или средней тяжести в случае освобождения от наказания. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться3.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что преступность несовершеннолетних является важным элементом в борьбе с устранением количества преступлений.
Рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях социального расслоения общества, снижение уровня жизни большинства населения, обострения социальных конфликтов, роста жестокого обращения с несовершеннолетними.
При этом важное значение имеют социальные, экономические, воспитательные меры, так как преступность несовершеннолетних имеет особенности психологического характера.
Целью данной дипломной работы является раскрытие содержания правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем:
определить сущность и значение уголовной ответственности несовершеннолетних, выяснить структуру и признаки ответственности, рассмотреть виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, а также проанализировать условия освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере уголовного законодательства Российской Федерации, касающиеся несовершеннолетних и их законных представителей с одной стороны, и законодательной и исполнительной ветвей власти с другой стороны, в части уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние.
Предметом же исследования данной выпускной квалификационной работы являются уголовно - процессуальные нормы, судебная и правоохранительная практика, раскрывающие особенности действующего уголовного законодательства Российской Федерации в отношении несовершеннолетних преступников.
Данная дипломная работа состоит и трех частей. Первая глава содержит в себе краткое историческое развитие законодательства, касающегося уголовной ответственности несовершеннолетних, а также состояние законодательства по данному вопросу в настоящее время. Вторая часть работы лает характеристику наказаниям, применяемым к несовершеннолетним. В заключительной главе рассмотрены условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. При написании данной дипломной работы использовались как общенаучные, так и частно-научные методы.
1.1. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России
Уголовное законодательство России на большинстве этапов своего развития искало средства исправления несовершеннолетних правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в Декрете СНК РСФСР от 1918 года указывалось, что суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних. Основная идея Декрета заключалась в исправлении мерами воспитательного характера. Если же несовершеннолетние действовали, осознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду4.
Декрет СНК РСФСР от 1920 года повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежат рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. Эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте от 14 до 18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния. К 1920 году на территории РСФСР было создано около 240 комиссий по делам несовершеннолетних. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся с взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы - коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков. На данные учреждения была возложена задача по обучению, воспитанию и подготовке молодежи к трудовой жизни. Однако деятельность таких учреждений была затруднительной, вследствие экономического порядка, отсутствия достаточного числа педагогов и воспитателей. Данные учреждения действовали, в основном, на общественных началах, они не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми5.
Уголовным законодательством СССР были введены понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. К малолетним правонарушителям можно применять лишь меры медико-педагогического характера. К несовершеннолетним они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможность назначить меры судебно-исправительного характера. Однако данное законодательство не указало точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически. В законе эти понятия отсутствовали.
Постановление ЦИК и СНК 1935 года распространял свое действие на беспризорных несовершеннолетних. Однако в данный период под беспризорными стали считать подростков, которые уйдя из дома, в течение двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива, а не подростков, у которых отсутствовала семья. Наличие беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был обеспечен практическими мерами. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности несовершеннолетних6.
Одновременно с Постановлением 1935 года был принят закон, который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространенных среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, убийство либо попытку убийства. Такая трактовка законодательства вызвала субъективизм при разрешении конкретных уголовных дел. Так как не определен размер кражи, степень тяжести телесных повреждений, а также не полностью раскрыто понятие насилия. Только сопоставление статей УК РСФСР 1926 года, позволяло сделать вывод, что исключительная мера наказания – расстрел не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то оно касается и подростков 12-летнего возраста7.
В советской юридической литературе предпринимались попытки объяснить усиление мер уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Установление уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с двенадцатилетнего возраста, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что советская власть предъявляет серьезные требования к своим гражданам. Усиление уголовных мер без значительного улучшения воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12 лет, скорее всего, повлияла господствующая в то время концепция принуждения как универсального средства борьбы с преступностью. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткими сроками. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь с взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения8.
Понижение возраста до 14 лет ограничивалось конкретным перечнем преступлений. В нем были названы такие деяния, общественная опасность которых уже понятна лицам, достигшим 14 лет (убийство, разбой, кража). Определение возраста уголовной ответственности с 14 лет, а также возможность применения мер воспитательного характера к подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без уголовного наказания, является правильным решением.
1.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних в настоящее время
По действующему уголовному законодательству несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, не исполнилось 18 лет. Возраст лица подлежит обязательному установлению. Возраст имеет двоякую природу. Поскольку в некоторых случаях он выступает в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания несовершеннолетнему. В некоторых-отягчающим, когда преступление совершается в отношении несовершеннолетнего или малолетнего лица9.
Определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями. Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе. Уголовная ответственность малолетних, не понимающих, что может произойти от их действий, была бы бессмысленной жестокостью.
Поэтому установление возрастных границ ответственности за свое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста несовершеннолетние уже понимают, что хорошо и что плохо, что нельзя делать, в каких случаях их действия могут причинить вред.
Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица. Если лицо достигло возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних