Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:47, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие содержания правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем:
определить сущность и значение уголовной ответственности несовершеннолетних, выяснить структуру и признаки ответственности, рассмотреть виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, а также проанализировать условия освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Виды принудительных мер воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Предупреждение представляет собой разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. В данном случае несовершеннолетнему разъясняют общественную опасность совершенного деяния, вредные последствия, причиненные совершенным им деянием, а также возможное наказание, которое могло быть к нему применено. Воспитательное воздействие состоит в том, что предупреждение рассчитано на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно и сознательно соблюдать установленный порядок и правила общежития60. Суть воздействия предупреждения должна состоять в том, чтобы несовершеннолетний осознал свое противоправное поведение, раскаялся в содеянном и впоследствии отказался от противоправного поведения.
Передача под надзор родителей и лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести.
Данная мера состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего. При этом должно быть получено согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор61.
Обязанность загладить причиненный ущерб назначается с учетом имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Обязанность загладить причиненный вред, не связана только лишь с возмещением ущерба, причиненного преступлением и компенсации морального вреда, ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен принесением извинений несовершеннолетним потерпевшему.
Принудительный характер указанной меры определяется имущественными и личными (физическими, интеллектуальными) обременениями, которые претерпевает несовершеннолетний. В отличие от ситуации применения наказания имущественного характера, воспитательное воздействие на указанное лицо не должно быть ориентировано на его дееспособность. Задача состоит в том, чтобы стимулировать позитивное побуждение подростка предпринять действия, претерпеть лишения либо принять необходимость изменения самооценки в условиях, когда возложенные обязанности сказываются на положении его семьи62.
Воспитательное воздействие обеспечивается посредством привлечения его личных усилий для заглаживания, причиненного его преступлением вреда. В этом аспекте трудовые навыки не следует отождествлять с квалификацией, а можно охарактеризовать как посильные старания несовершеннолетнего, достаточные для удовлетворения интересов потерпевшего в части заглаживания, причиненного ему вреда.
Реализация трудовых навыков несовершеннолетнего имеет важную воспитательную сущность, поскольку в данной ситуации несовершеннолетний самостоятельно несет материальную ответственность за свои противоправные действия, возмещая причиненный вред потерпевшему63.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим. Сущность данных ограничений состоит в том, чтобы оградить несовершеннолетнего от негативного влияния окружающей среды64.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помешен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.
Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.
Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода65.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессиональной подготовки продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего66.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение заключается в лишении осужденного права выбора места пребывания и жительства, а также в ограничении права передвижения по территории Российской Федерации. Оно отличается от лишения свободы на определенный срок по содержанию и объему лишений или ограничений, определяемых их режимами. В учебно-воспитательных учреждениях несовершеннолетние не ограничиваются в количестве свиданий, общении с родителями, приобретении продуктов питания, предметов первой необходимости, расходовании денег, получении и отправлении почтовых сообщений, посылок, бандеролей. Режим в этих учреждениях ограничивается требованиями контроля (осведомленность и дозволение администрации). Таким образом, по сравнению с лишением свободы в содержании рассматриваемой меры государственного принуждения преобладают ограничения несовершеннолетнего в правах. Для содержания же указанного вида наказания характерно преобладание именно лишений прав67.
Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по ч. 2 ст. 92 УК (несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием), на основании приговора суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые). В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством)68.
Несовершеннолетний может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры. Срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры)69.
3.3. Освобождение несовершеннолетнего от наказания
Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Кроме специальных видов освобождения от наказания к несовершеннолетним могут быть применены и общие виды освобождения: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания; освобождение от наказания в связи с изменением обстановки; освобождение от наказания в связи с болезнью; отсрочка отбывания наказания; освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда70.
Замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Суд вправе заменить такие основные виды наказания, как ограничение свободы, лишение свободы. Лицо также может быть полностью или частично освобождено от любого дополнительного вида наказания, если к моменту замены дополнительное наказание не было исполнено71.
Основанием применения замены не отбытой части наказания более мягким являются такие изменения в поведении осужденного, которые свидетельствуют о том, что он для своего дальнейшего исправления более не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
При замене не отбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, предусмотренными УК РФ. Выбор конкретного вида наказания зависит от того, возможно ли достичь с его помощью целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. При этом суд руководствуется сроками или размерами, установленными УК для каждого из указанных видов наказания.
Замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания является окончательной.
Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки. Основанием его применения выступает нецелесообразность назначения лицу наказания в изменившейся обстановке, в которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.
Предусмотрены два вида освобождения от наказания, хотя и весьма сходных: отпадение общественной опасности лица, совершившего преступление, или отпадение общественной опасности совершенного им деяния72.
В обоих случаях для освобождения от наказания Закон помимо основания требует наличия двух условий:
1) совершение преступления
2) совершение преступлений
Под изменением обстановки понимается не только изменение социальных, политических или экономических условий в стране, но и изменение конкретной обстановки в том или ином районе, местности, на предприятии.
К изменению обстановки, вследствие которого лицо, совершившее преступление, перестало быть общественно опасным, относятся изменения, связанные исключительно с характеристикой личности виновного и степенью его опасности в связи с совершенным им преступлением.
Рассматриваемый вид освобождения от наказания является обязательным, так как освобождение представляет собой обязанность, а не право суда.
Освобождение от наказания в связи с болезнью. Предусматривается следующие основания освобождения от наказания, связанные с расстройством здоровья лица, совершившего преступление:
а) психическое расстройство, лишающего
его возможности осознавать
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних