Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является понятие государственной измены, её формы, понятие государственной тайны, состав преступления.
Предметом изучения является уголовное законодательство и нормативные акты, регламентирующие понятие и содержание государственной тайны, судебная практика, учебная и научная литература по данной проблематике.
Целью работы является изучение состава преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, понятия и содержания государственной тайны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Понятие государственной измены и ее формы……………....................4
Объективная сторона государственной измены………………………5
Субъективная сторона государственной измены……………………..6
2. Шпионаж как форма государственной измены……………………………8
3. Выдача государственной тайны как форма государственной измены. Понятие государственной тайны………………………………………………11
3.1 Понятие государственной тайны……………………………………….11
3.2 Выдача государственной тайны как форма государственной измены...13
4. Иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации или их представителям как форма государственной измены…15
5. Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее……………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

 

2. Шпионаж как форма государственной измены

 

Шпионаж (англ. espionage) - одно из преступлений против внешней безопасности государства. В самом общем виде представляет собой разведывательную деятельность против одной страны в интересах другой. Точное юридическое определение этого понятия дается в уголовном законодательстве и поэтому будет различным для каждой конкретной страны.

В Российской Федерации шпионаж  является одной из форм государственной  измены. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 ФЗ с изменениями по состоянию на 13.07.2010 г.).

Под передачей сведений понимается их сообщение иностранному государству, иностранной организации или  их представителям любым способом (устно, письменно, по телефону, факсу, электронной  почтой, через других лиц или путем  оставления их в тайнике).

Собирание сведений также  может осуществляться многими способами: путем личного наблюдения, фотографирования, ксерокопирования, использования подслушивающих устройств, покупки у должностных  лиц и т.д. Собирание несекретных  сведений по заданию иностранной  разведки для использования в  ущерб внешней безопасности страны может осуществляться методом их систематизации, анализа, сопоставления, в целях выявления общих закономерностей, интересующих иностранную разведку.

Похищение сведений - это  кража из учреждений, предприятий, организаций  или у отдельных лиц соответствующих  документов и иных материалов, содержащих государственную тайну.

Хранение сведений для  передачи их иностранной разведке может  осуществляться любым скрытым способом. Определяющим моментом при этом является цель их будущей передачи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям.

Общественная опасность  шпионажа заключается в том, что  из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную  тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создаст условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной  тайной иные сведения, не образующие государственной  тайны "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации". С  объективной стороны шпионаж  может быть совершен двумя способами, которые различаются главным  образом по предмету (государственная  тайна или иные сведения, не образующие государственной тайны):

1) Первая разновидность  шпионажа. Предметом первой разновидности  являются сведения, составляющие  государственную тайну. Основные  положения, касающиеся государственной  тайны, содержатся в Законе  РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 2007 г.).

Шпионаж может совершаться  либо инициативно, либо по заданию иностранного государства. Данное преступление окончено с момента совершения указанных  выше действий. Установление контакта с иностранной разведкой и  получение от нее задания является приготовлением к данному преступлению. Пресеченная попытка собрать  сведения, например, путем кражи, образует покушение на преступление.

Обязательным признаком  состава является определенный получатель сведений - иностранное государство, иностранная организация или  их представители, причем имеются в  виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или  граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для  использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как  разглашение государственной тайны (ст. 283), похищение документов (ст. 325) и т.п.

2) Вторая разновидность  шпионажа. Шпионаж, предметом которого  являются иные сведения, образует  оконченное преступление, если передача, или собирание сведений осуществляется  по заданию иностранной разведки. Это могут быть любые, в том  числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному  агенту для пребывания на территории  России (о порядке получения документов, трудоустройства и т.д.), для вербовки  российского гражданина, обладающего  государственной тайной (о его  моральном облике, вкусах, привычках), и т.д.

Отличие данной разновидности  шпионажа от первой заключается еще  и в том, что способами действий являются только передача или собирание  сведений, а также в том, что  указанные действия совершаются  по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной  инициативе с дальнейшей передачей  их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, они образуют приготовление к данному преступлению, но при определенных условиях может  рассматриваться как другой вид  государственной измены - оказание иностранному государству помощи в  проведении враждебной деятельности.

Субъективная сторона  шпионажа характеризуется прямым умыслом, т. с. осознанием лицом общественно  опасного характера совершаемых  действий и желанием действовать  в ущерб внешней безопасности России. Мотивы и цели могут быть различными. Как показывает практика, чаще всего проявляют себя корыстные  побуждения при наличии цели обогатиться  противоправным способом.

Субъектом (исполнителем) шпионажа может быть только иностранный гражданин  либо лицо без гражданства, достигшее 16 лет. (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 ФЗ с изменениями по состоянию на 13.07.2010 г.). Соучастниками данного преступления (организаторами и подстрекателями) могут выступать и граждане РФ при отсутствии в их действиях признаков государственной измены. Пособнические действия гражданина России по оказанию помощи в совершении шпионажа иностранным гражданином либо лицом без гражданства квалифицируются как государственная измена.

Так как деятельность шпионов, это деятельность спецслужб, то соответственно, в каждом государстве должна быть нормативно-правовая база регулирующая данный вид деятельности, постатейно регламентирующая порядок прохождения  службы в органах внешней разведки, предусматривающая социальные гарантии лицам работающим в ОВР и многие другие аспекты предусмотренные законодателем. В России таким нормативно-правовым актом является Закон №5-ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.2006.

Подводя итог всему вышесказанному, в заключении хотелось бы перечислить  основные нормативно-правовые акты, которые  можно отнести к регулированию  данного вида деятельности: Закон  РФ от 21.07.93 №5485-1 в ред. от 06.10.07 «О государственной тайне»; Закон №5-ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.2006 принят ГД ФС РФ 08.12.06; УК РФ от 13.06.96.

 

3. Выдача государственной  тайны как форма государственной  измены. Понятие государственной  тайны

3.1 Понятие государственной  тайны

Нормы, руководствуясь которыми и надлежит определять состав сведений, основываясь на положениях Конституции  РФ 1993 года, а также непосредственно  определение понятия «государственная тайна», были сформулированы еще в 1993 году в Законе Российской Федерации  «О государственной тайне».

Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне основывается так же на Законе Российской Федерации «О безопасности»  и включает Закон «О государственной  тайне», а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой  государственной тайны.

Государственная тайна - это  защищаемые государством сведения в  области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

К государственной тайне  могут быть отнесены следующие сведения:

1) сведения в военной  области: о содержании стратегических  и оперативных планов, документов  боевого управления по подготовке  и проведению операций;

2) сведения в области  экономики, науки и техники:

- то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;

- о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов);

3) сведения в области  внешней политики и экономики:  то есть о внешнеполитической  и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности  Российской Федерации, преждевременное  распространение которых может  нанести ущерб ее интересам;

4) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности: то есть о силах, средствах,  источниках, методах, планах и  результатах разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании  этой деятельности, если эти данные  раскрывают перечисленные сведения  Закон Российской Федерации "О  государственной тайне" № 5485-1 от 21.07.2003 г.;

Отнесение сведений к государственной  тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или  программно-целевой принадлежностью.

Обоснование необходимости  отнесения сведений к государственной  тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается  на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной  тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных  лиц, наделенных полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области  засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной  тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными  сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию  и пересматривается по мере необходимости.

Не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также  о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых  государством гражданам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям и  организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Устанавливаются три степени  секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие  этим степеням грифы секретности  для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно  секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен  безопасности Российской Федерации  вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных  сведений к той или иной степени  секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен  по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Допуск должностных лиц  и граждан к государственной  тайне предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную  тайну.

Устанавливаются три формы  допуска к государственной тайне  должностных лиц и граждан, соответствующие  трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

 

3.2 Выдача государственной  тайны как форма государственной  измены

 

Второй формой государственной  измены является выдача государственной  тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что  выдачу осуществляет лицо, располагающее  сведениями (по службе, работе, учебе  и т.д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как  правило, предварительно их собирают или  похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее