Уголовная ответственность за нарушения аграрного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в следующем. Россия с 1991 года встала на новый путь развития, демократический. Конституция 1993 года установила основные положения, в соответствии с которыми Россия будет развиваться в ближайшее время. Статья 36 п.2 Конституции гласит: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов. А если наносит вред и нарушает права и законные интересы, это будет являться правонарушением в сфере земельных правоотношений, за которое следует применение санкций.

Содержание работы

Введение……………………..............................................................................3
Понятие ответственности за нарушение аграрного законодательства......................................................................................4
Уголовная ответственность......................................................................6
Возмещение убытков, применённых нарушением земельного законодательства....................................................................................17
Заключение………………………………………........................................…………..20
Список литературы……………………………....................................……...……..21

Файлы: 1 файл

Реферат по аграрному праву.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные  законы от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и  агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча  означает частичное или полное уничтожение  плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выражается в потере физических и химических свойств почв и снижении ценности земель.

Порча земли. Статья 254 УК устанавливает  уголовную ответственность за порчу  земли. Отравление, загрязнение или  иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения  с удобрениями, стимуляторами роста  растений, ядохимикатами и иными  опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании  и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере  от двухсот до пятисот минимальных  размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные  в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или  лишением свободы на тот же срок.

Практика привлечения  за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно  опасными. Поэтому при обнаружении  фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую  латентность подобного рода незаконных действий.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

  • За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок.

Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование);
  • использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • не использование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока, если это предусмотрено федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;

не устранение совершенных  умышленно следующих правонарушений:

  • порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель;
  • систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;

систематическая неуплата земельного налога.

  • Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.
  • Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности. К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложения административного взыскания в виде штрафа в соответствии со ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление, суд при рассмотрении уголовного дела может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке  может быть прекращено право частной  собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности  может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании  земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения  административного взыскания в  порядке, предусмотренном ЗК. В порядке  уголовного судопроизводства право  частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам  государственных либо муниципальных  органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного  штрафа земельный участок изымается  у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления, уполномоченного  принимать решения об изъятии  земельного участка, если собственник  известил соответствующие органы о  своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т.е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику.

Право изъятия земельных  участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность  – РФ, субъектов РФ либо местных  органов самоуправления перейдут земельные  участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки  в большинстве своем предоставлялись  по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности, Да и сама государственная собственность  в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный  участок должен вернуться к первоначальному  собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим  собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные  участки, не находящиеся в собственности  граждан или юридических лиц, являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически не существует, и по отношению к  государственной собственности  действует режим разграничения  собственности, установленный Федеральным  законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении  государственной собственности  на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой  земельный участок независимо от органа, который принял решение о  его предоставлении, после изъятия  переходит в государственную  собственность, а затем уже в  соответствии с процедурой разграничения  признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью. Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование.

Недостаточно ясна также  легитимность административных решений  о принудительном изъятии, даже при  добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции  РФ граждане и организации не могут  быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют  для принудительного прекращения  прав собственности на земельный  участок из земель сельскохозяйственного  назначения. Так, заявление в суд  в этом случае направляется органом  государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает  соответственно в собственность  субъектов РФ или муниципальную  собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка  повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение  права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и  безвозмездного срочного пользования  за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации  стоимости земельного участка и  преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются  только в случае не устранения земельных  правонарушений после вынесения  предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его не использование  в течение трех лет не может  быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае не устранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие  от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для  изъятия земельного участка у  арендатора достаточно в качестве основания  только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды. Земельное законодательство устанавливает  ограничения на прекращение права  аренды, которое не допускается в  период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных  федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный  участок подлежит государственной  регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При  изъятии земельного участка сельскохозяйственного  назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя  от возмещения причиненного вреда.

 

Возмещение убытков, примененных нарушением земельного законодательства

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в  полном объеме возмещают вред, причиненный  в результате совершения ими земельных  правонарушений.

   В соответствии  со ст. 1082 ГК РФ существуют два  способа возмещения вреда:

   — возмещение вреда  в натуре;

   — возмещение причиненных убытков.

   Если таксы ущерба  не предусмотрены, то применяются  нормы гражданского законодательства.

   Согласно ст. 393 ГК  РФ размер вреда устанавливается  по ценам, существующим на день  предъявления иска. Однако исходя  из обстоятельств спора суд  может удовлетворить требование  о возмещении убытков, принимая  во внимание цены, существующие  в день вынесения решения.

   Способы возмещения  вреда в натуре установлены  в п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ. Право выбора  того или другого способа возмещения  вреда принадлежит потерпевшей  стороне. Но суд может предложить  свой вариант разрешения спора  и в соответствии с ним принять  решение.

   Во многих конфликтных  ситуациях в качестве ответчиков  могут выступать юридические  лица и граждане, причинившие  своими действиями (бездействием) вред  не только земле, но и другим  объектам окружающей среды.

   Основная причина  отказа в удовлетворении исков  — несоблюдение требований законодательства  при составлении протокола.

   Составление протокола  в одностороннем порядке без  уведомления нарушителя, составление  его неуполномоченными лицами, отсутствие  в нем указания времени и  места совершения правонарушения, несвоевременное его составление  и т. д. делают его бездоказательным, т. е. недостаточным для удовлетворения  иска о возмещении вреда.

   Лица, совместно причинившие  вред, в соответствии с ч. 1 ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность  перед потерпевшим.

   Суд вправе по  заявлению потерпевшего и в  его интересах возложить на  указанных лиц долевую ответственность  исходя из степени вины каждого  из них, а при невозможности  определить степень вины —  исходя из равенства долей  (п. 2 ст. 1080, п. 2 ст. 1081 ГК РФ).

   Если земля является  средством производства, то производится  возмещение вреда и убытков,  причиненных гражданам и юридическим  лицам иными гражданами и юридическими  лицами в результате нарушения  последними требований земельного  законодательства.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушения аграрного законодательства