Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.
Для достижения результата были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности государственной тайны.
2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.
Под системой защиты
государственной тайны
Непосредственными органами защиты государственной тайны, в рамках статьи 20 Закона, являются следующие органы:
– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ. Основные функции Межведомственной комиссии заключаются в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны и формировании перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, по предложениям органов государственной власти;
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, его территориальные органы (Федеральная служба безопасности);
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны; его территориальные органы (Министерство обороны РФ);
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки; его территориальные органы (Служба внешней разведки РФ);
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю);
– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Указанный перечень органов защиты государственной тайны выстроен по ранжиру закрепленных за ними полномочий.
Средства и
методы защиты информации предназначены
для защиты от несанкционированного
доступа к государственным
К средствам защиты, позволяющим контролировать эффективность защиты информации, составляющей государственную тайну, относятся технические, физические, программные средства.
Также к средствам защиты надлежит отнести законодательное обеспечение (правовое регулирование) режима государственной тайны.
Реализация
правового обеспечения
а) ограничении круга лиц, способных получить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) определении особой процедуры работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по делам, связанным с защитой государственной тайны;
в) наступлении
юридической ответственности
– уголовная ответственность наступает за разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ); за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ); за государственную измену (ст. 275 УК РФ); за шпионаж (ст. 276 УК РФ);
– административная ответственность наступает за нарушение правил по защите информации, осуществление незаконной деятельности в области защиты информации (ст. ст. 13.12 – 13.14 КоАП РФ);
– дисциплинарная ответственность наступает за нарушение требований режима, следствием которого является прекращение действия допуска лица к государственной тайне при условии, что в трудовом договоре (контракте) были оговорены обязательства по ее защите с последующим расторжением по этому дополнительному основанию контракта и увольнением работника за однократное нарушение работником взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны (ст. 23 Закона, ст. 81 ТК РФ);
– гражданско-правовая ответственность характеризуется возмещением материального ущерба.
Мероприятиями,
проводимыми в целях защиты сведений,
составляющих государственную тайну
и их носителей, могут являться проверочные
мероприятия в отношении
«Также к мероприятиям, проводимым в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, можно отнести ограничение прав должностных лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, и проводимые действия, направленные на проверку соблюдения этих ограничений, предупреждение их нарушения»3.
«Например, в 2008 году, в сфере защиты государственной тайны, было проведено около семи тысяч контрольных мероприятий, около шести тысяч проверок обеспечения режима секретности и соблюдения лицензионных условий, возбуждены двадцать семь уголовных дел и более семисот дел об административных правонарушениях, приостановлено или аннулировано действия свыше пятисот ранее выданных лицензий»4.
Надежная защита сведений, составляющих государственную тайну, требует от государства разработки и реализации комплекса политических, экономических, организационно-правовых, инженерно-технических, разведывательных, контрразведывательных и иных мер, которые, образуя в своей совокупности четко отлаженную систему, в наибольшей степени способствовали бы качественной защите секретных сведений.
Действенность системы защиты государственной тайны в стране зависит от эффективности решения задач в сфере обеспечения сохранности секретов всеми государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными. Особое место в рассматриваемой системе занимают органы защиты государственной тайны, которые организуют и обеспечивают защиту государственных секретов в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.
В настоящее время человеческий фактор в деле защиты государственной тайны и борьбы со шпионажем отходит на второй план, и на первый план фактор технического оснащения и использования всех новейших достижений науки и техники. После рекордного количества шпионов, обнаруженных в последние годы (в частности, «в 2011 году пресечена деятельность сорока одного кадрового сотрудника иностранных спецслужб, выявлено сто пятьдесят восемь агентов спецслужб иностранных государств, включая определённое количество граждан нашей страны»5), главный способ добывания секретной информации – через завербованных агентов – сегодня не оправдывает себя, и роль агентов в общем потоке развединформации не слишком велика – особенно в сравнении с данными спутников-шпионов, радиоперехвата, анализа открытых источников.
Непосредственным объектом
разглашения государственной
Определение непосредственного объекта является важнейшим фактором для правильной квалификации деяния, отграничения его от других смежных составов преступлений, так как законодатель, создавая уголовно-правовые нормы, устанавливает уголовную ответственность с целью защиты общественного отношения, составляющего непосредственный объект.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. Поскольку предмет преступления является обязательным признаком данного состава преступления, необходимо установить, действительно ли сведения, составляющие государственную тайну, отнесены к таковым.
Объективная сторона
разглашения государственной
а) действие (бездействие) –
разглашение соответствующих
б) последствие – сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц;
в) причинную связь между указанным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
Под разглашением государственной тайны следует понимать
предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, вследствие чего они становятся известными другим лицам.
Разглашение государственной тайны состоит в противоправном предании огласке этих сведений. Противоправность означает, что сведения становятся известны другим лицам, которым виновный не должен был их сообщать.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием. Действие при разглашении государственной тайны может быть устным (например, в ходе беседы, публичного выступления) или письменным (публикация в средствах массовой информации, печатных изданиях, а также в частной переписке). Способом разглашения может быть и просто передача носителя сведений, составляющих государственную тайну, другому лицу для ознакомления, а также демонстрация изделий и образцов, чертежей и схем. Однако способ в данном составе не имеет уголовно-правового значения.
«Бездействие состоит в непринятии мер по обеспечению сохранности государственной тайны лицом, которому она доверена (например, государственный служащий, уходя из помещения, оставляет в незакрытом ящике рабочего стола секретные документы. Вошедший в его отсутствие в кабинет сотрудник, не допущенный к работе с секретными документами, фотографирует их)»6.
Последствием преступного деяния является ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, других (посторонних) лиц. При этом не имеет значения, использованы ли эти сведения во вред Российской Федерации. Достаточно установить, что государственная тайна была нарушена, стала достоянием других лиц, вследствие чего была создана опасность причинения вреда интересам России.
Под другими лицами следует понимать лиц, не допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущенных к работе с иными сведениями. К ним должны быть отнесены и те лица, которым эти сведения не были доверены или стали известны по службе или работе.
Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии «отсутствуют признаки государственной измены»7, совершаемой в форме выдачи государственной тайны
Диспозицию анализируемой статьи (283 УК РФ) можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям статьи 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).
Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.
При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем:
а) субъектом преступления, предусмотренного статьей 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны – любое лицо;
Информация о работе Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны