Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.
Для достижения результата были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности государственной тайны.
2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОСударственная ТАЙНА 1.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

б) адресатом  получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация  или их представители, но и иные третьи лица;

в) государственная   измена,   в  отличие  от  разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб внешней безопасности России.

Для наличия  состава рассматриваемого преступления необходимо установить причинную связь  между фактом нарушения установленных правил обращения с документами и предметами, содержащими государственную тайну, и выходом таких документов и предметов из владения лица, которому они были доверены. Отсутствие причинной связи означает отсутствие состава преступления. Если документы хранились с соблюдением соответствующих правил обращения с ними, а в обеденный перерыв преступники проникли в помещение и, взломав сейф, похитили их, вопрос об ответственности государственного служащего отпадает, так как в данном случае нет причинной связи между действиями и утратой (хищением) документов.

Преступление  имеет материальный состав и считается  оконченным с момента, когда указанные  сведения стали достоянием посторонних  лиц. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.

2.2. Субъективные  признаки разглашения государственной тайны

 

«Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано»8. Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).

Так, «работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою солидность и осведомленность»9.

Действуя с  косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.

С субъективной стороны разглашение государственной  тайны совершается только умышленно, при этом умысел может быть прямым либо косвенным. Совершение преступления с прямым умыслом обусловливает необходимость отграничить его от таких преступных деяний, как государственная измена в форме выдачи государственной тайны и шпионажа, которые также могут совершаться только с прямым умыслом. Признаки отграничений от государственной измены были указаны выше. Для отграничения от шпионажа следует помнить, что при шпионаже лицо собирает, похищает или хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведения, составляющие государственную тайну, в то время как при разглашении государственной тайны лицо обладает такими сведениями в силу должностного или служебного положения.

Цель и мотивы разглашения государственной тайны  не нашли законодательного отражения  в диспозиции статьи 283 УК. Они могут быть разными. Мотивами совершения разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью – показать постороннему свою осведомленность, компетентность, важность и значимость своей персоны. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы, например, «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.

Субъективная  сторона состава преступления, предусмотренного в части 2 статьи 283, характеризуется  неосторожной формой вины. Лицо предвидит  возможность наступления тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (неосторожность в виде легкомыслия) или не предвидит наступления тяжких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (неосторожность в виде небрежности) (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъективная  сторона квалифицированного вида разглашения  государственной тайны характеризуется неосторожной формой вины только по отношению к последствиям. Само разглашение государственной тайны может быть умышленным, но отношение к наступлению тяжких последствий – всегда неосторожное.

В этом случае речь идет о так называемой сложной  или смешанной форме вины (ст. 27 УК).

Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе и которое имеет доступ к государственной тайне, оформленный в виде допуска.

Доступ к  сведениям, составляющим государственную  тайну, означает санкционированное  полномочным должностным лицом  ознакомление конкретного лица с  этими сведениями.

Под лицами, которым  тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.).

Все указанные  лица предупреждаются о неразглашении  государственной тайны, ставшей  им известной в связи с исполнением  своих полномочий, и о привлечении  их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них  отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение  сведений, составляющих государственную  тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном статьей 283 УК РФ.

Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и  не стали известны по службе или  работе, состава преступления, предусмотренного статьей 283, не образует (например, разглашение сведений из найденного на улице документа).

Часть 2 статьи 283 УК в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия – понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д.). Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

2.3. Ответственность  за разглашения государственной  тайны

 

Государство рьяно  следит за сохранением государственной  тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Уголовная ответственность, понимаемая в уголовно-правовом значении, представляет собой обязанность лица, совершившего преступление, нарушившего уголовно-правовой запрет, понести за данное преступление неблагоприятные последствия в виде лишений или ограничений своих прав и свобод, установленные уголовным законом и реализуемые в форме государственного принуждения.

Экскурс в историю: «История развития российского уголовного законодательства о защите государственной тайны от разглашения начинается с Уголовного уложения 1903 года, признававшего виновным того, кто опубликовал план, рисунок, документ, копию с них или сведения, которые заведомо долженствовали в видах безопасности России храниться в тайне от иностранного государства и которые вверены были виновному по службе, или если он получил их или ознакомился с ними по своему служебному положению, или если ему объявлено было воспрещение публиковать или сообщать оные (ч. 2 ст. 11)»10.

Итак, для наступления  ответственности за разглашение  государственной тайны, необходимо чтобы отсутствовали признаки государственной измены, а сведения, составляющие государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, стали достоянием других лиц.

Данное деяние наказывается арестом на срок от четырех  до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Арест заключается  в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ч. 1 ст. 54 УК РФ).

Учитывая строгость  наказания в виде ареста, он не назначается  беременным женщинам и женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати лет

«Данный вид  наказания является «отложенным» видом  наказания, поскольку из-за отсутствия необходимых условий для его исполнения в судебной практике России арест до сих пор не применяется»11.

Лишение свободы  заключается в изоляции осужденного  от общества путем направления его  в колонию-поселение, помещения в  воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ч. 1 ст. 56 УК).

Исходя из того что состав преступного деяния, предусмотренный  частью 1 статьи 283 УК, относится к  категории преступлений средней  тяжести, приготовление к нему уголовно не наказуемо (ч. 3 ст. 15 и ч. 2 ст. 30 УК).

В части 2 статьи 283 УК предусматривает повышенную ответственность  за разглашение государственной  тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.). При этом уголовная ответственность за такие последствия наступает только при условии, что лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

Если умыслом  виновного указанные тяжкие последствия  не охватывались, то ответственность  наступает только при установлении неосторожной вины по отношению к этим последствиям.

Однако в  целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Таким образом, разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

«Ответственность  за разглашение соответствующих  сведений несут также лица, которые  хотя и не допущены специально к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, но в силу специфики службы или работы могут знать эти сведения (например, рабочие, выполняющие ремонтные работы на различных объектах, сотрудники охраны, водители, машинистки)»12.

Лица, ставшие обладателями государственной тайны иным путем (из частных разговоров с лицом, осведомленным о государственной тайне, из найденных случайно документов), ответственности по статье УК не несут, поскольку на них не возлагалась обязанность по обеспечению сохранности государственной тайны. Если они действовали в целях оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, их деяние квалифицируется как государственная измена или шпионаж (в зависимости от гражданства) по статье 275 «Государственная измена» или 276 «Шпионаж».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования были получены следующие  выводы:

Интерес к секретам всегда имелся у любого влиятельного государства. Подобная закрытая информация может потребоваться для использования в различных целях, либо в целях проведения враждебной деятельности против государства, либо для получения за ее счет выгод политического, экономического военного или иного характера, либо для противодействия проводимым в государстве важным мероприятиям в различных сферах, либо для совмещения указанных задач.

Информация о работе Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны