Уголовная ответственность за взяточничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе взяточничество является одним из наиболее распространенных и опасных проявлений коррупции, одновременно относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности. Исследование взяточничества как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе в настоящее время приобретает особенно значимый характер. Это связано в первую очередь с возрастающей криминализацией общества в целом и глубоким укоренением коррупции в сфере государственной власти[12].

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие и виды коррупции в российском праве
1.1 О понятии взяточничества
1.2 Виды коррупции.
1.3 Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией
Глава 2 Уголовная ответственность за взяточничество
2.1 Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ)
2.2 Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ).
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

кусовая Уголовное право!.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Курганский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра «Юриспруденция»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Уголовная ответственность за  взяточничество.

Специальность 030501 - юриспруденция

 

по дисциплине  Уголовное право

Студент     группы   4831вв

______________

А.О. Клышко

Руководитель

______________                                

Л.В.Предеина

     

 

 

 

 

Курган,  2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр

Введение

3

Глава 1 Понятие и виды коррупции в российском праве

5

    1. О понятии взяточничества

5

1.2  Виды коррупции.

8

1.3 Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией

10

Глава 2 Уголовная ответственность за  взяточничество

13

2.1 Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ)

13

2.2 Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ).

20

Заключение

25

Список используемых источников 

27


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе взяточничество является одним из наиболее распространенных и опасных проявлений коррупции, одновременно относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности. Исследование взяточничества как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе в настоящее время приобретает особенно значимый характер. Это связано в первую очередь с возрастающей криминализацией общества в целом и глубоким укоренением коррупции в сфере государственной власти[12].

Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. Особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки. 

Уголовный Кодекс РФ предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ)[2].

Объект исследования - комплекс общественных отношений и интересов, возникающих в связи с применением уголовно-правовых норм за дачу и получение взятки.

 Предмет исследования - уголовное законодательство России, закрепляющее ответственность за взяточничество.

Цель - анализ уголовной ответственности за взяточничество

Задачи:

-изучить понятие взяточничества;

-рассмотреть виды, последствия  коррупции;

- провести анализ уголовной ответственности за дачу взятки ;

- провести анализ уголовной  ответственности за получение  взятки.

Гипотеза - формирование грамотного гражданского общества: надежный способ оттеснить взятку на периферию общественной жизни.

 

ГЛАВА 1 Понятие и виды коррупции в российском праве

 

    1. О понятии взяточничества

 

В современной Российской истории одной из наиболее негативных тенденций является проявление коррупции.

   В декабре 2008 года  принят Федеральный закон Российской  Федерации N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (изменения и дополнениям были внесены 11 июля2011г, 21 ноября 2011 г., 3 декабря 2012г, 29 декабря 2012г.) устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Настоящим Федеральным законом коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

   Коррупция всё  более прочно внедряется в  государственные органы, система  коррупционных связей, основанная  на взаимной протекции, обмене  услугами и подкупе подрывает  правовые устои Российской Федерации  и дискредитирует её государственный  аппарат.

   Уголовный кодекс  Российской Федерации разграничивает  взяточничество на получение взятки - ст. 290 УК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 290 Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ. ч.2 ст. 290, ч.3 ст. 290, ч.4 ст. 290, примечание ст.290 изложены в новой редакции. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ внесены изменения в ч.5 ст.290, ч.6 ст.290 ) и дачу взятки -ст. 291 (Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 291 внесены изменения. Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ статья 291 дополнена частью третьей, четвертой пятой ,часть вторая и примечание статьи 291 изложены в новой редакции.)[9]

   Это две стороны  одной медали: взяточничество преступление  особого рода, и оно не может  быть совершено одним лицом, а  требует взаимодействия по крайней  мере двух – того, кто получает  взятку (взяткополучатель) и того, кто  её дает (взяткодатель).

   Субъектом получения  взятки являются должностные  лица - лица, постоянно, временно или  по специальному полномочию осуществляющие  функции представителя власти (например, работники правоохранительных органов, депутаты) либо выполняющие организационно-распорядительные (например, руководитель учреждения, организации), административно-хозяйственные  функции (например, руководитель финансовой  службы, службы материально-технического  обеспечения) в государственных  органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждениях, а также в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других  войсках и воинских формированиях  Российской Федерации.

  Специальным субъектом  данного преступления являются  лица, занимающие должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными  законами и федеральными законами, конституциями или уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий органов  власти (губернаторы, главы органов  местного самоуправления).

    В совершении  взяточничества нередко участвуют  посредники, которые способствуют  совершению преступления (ведут  переговоры, передают или получают  взятки).

   Получение взятки  заключается в приобретении должностным  лицом имущества или выгод  имущественного характера за  законные или незаконные действия (бездействия) в пользу дающего.

    Дача взятки  – начальный этап взяточничества. Она как бы провоцирует должностное  лицо, создаёт для него нездоровый  соблазн обогащения незаконными  средствами с нарушением своего  служебного долга.

    Если имело  место вымогательство взятки  со стороны должностного лица  или если лицо, дающее взятку, добровольно сообщило органу, имеющему  право возбудить уголовное дело, о даче взятки, то лицо, давшее  взятку, освобождается от уголовной  ответственности. Не может признаваться  добровольным сообщение, сделанное  в связи с тем, что о даче  взятки стало известно органам  власти.

Взяткой могут быть:

- имущество: деньги, ценные  бумаги, изделия из драгоценных  металлов и камней, автомашины, продукты  питания, бытовые приборы, квартиры, загородные дома, гаражи, земельные  участки и т.д.;

- услуги и выгоды имущественного  характера: ремонтные и строительные  работы, санаторные и туристические  путевки, оплата развлечений и  других расходов полностью или  по заниженной стоимости и  т.д.;

   Взятка, как материальная  выгода, может носить завуалированный  характер: подарок, погашение несуществующего  долга, заключение трудовых договоров  с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение  гонораров за лекции, статьи и  книги, «случайный» выигрыш, уменьшение  арендной платы, увеличение процентных  ставок по кредиту и так  далее.

    Размер взятки  для наступления уголовной ответственности  значения не имеет. Уголовно наказуемо  как заранее оговоренное получение  ценностей либо имущественных  выгод (взятка-подкуп), так и взятка, следующая за совершением должностным  лицом действий (бездействия) в пользу  взяткодателя, даже если передающий и получающий до этого ни о чем не договаривались и взятка последним даже не предполагалась (взятка-благодарность).

    Действующее уголовное  законодательство предусматривает  наказание за получение взятки  до 12 лет лишения свободы, за дачу  взятки до - 8 лет[8].

 

1.2.  Виды коррупции.

 

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:

- Коррупция в сфере государственного управления.

- Парламентская коррупция.

- Коррупция на предприятиях.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника)

распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.

Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется "властные полномочия". Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения - голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни - кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых - изъять деньги и исчезнуть[11].

 

1.3 Социально-экономические  и политические последствия, порождаемые  коррупцией 

 

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов.

 Нарушает механизм  рыночной конкуренции, поскольку  в выигрыше оказывается не  тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

Информация о работе Уголовная ответственность за взяточничество