Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:50, реферат
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, а впервые это понятие появилось в 1804 г., т.е. 200 лет назад1, в работах известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха - отца видного представителя классической немецкой философии Людвига Фейербаха, можно прийти к выводу, что в настоящее время она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации_преступников.
Введение…………………………………………………………..……..………3
1. Понятие, содержание и социальная обусловленность уголовной политики как составной части политики государства………………………………………..4
1.1Понятие и содержание уголовной политики………………………………..4
1.2 Сущность и социальная обусловленность уголовной политики………...10
2. Основные направления и принципы уголовной политики России…….…19
2.1 Принципы уголовной политики России…………………………………..19
2.2 Основные направления уголовной политики России…………………….23
3. Уголовный закон как средство реализации уголовной политики. Криминализация и декриминализация деяний………………………………...…28
3.1 Уголовный закон как средство реализации уголовной политики…….....28
3.2 Криминализация и декриминализация деяний…………………………....36
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы……………………………………….…47
В результате реформы отечественного уголовного законодательства 90-х годов из УК исчезли не менее 50 различных составов преступлений. Исключенные нормы предусматривали уголовную ответственность за совершение, как правило, малозначительных деяний и низкую интенсивность криминализации.
Одновременно в новом УК предусмотрена ответственность за совершение ряда деяний, криминализация которых ранее не представлялась возможной ввиду отсутствия необходимых социально-политических условий. Например, в УК РФ появилась глава 34. Представляется своевременным появление норм о преступлениях, предусмотренных главами 23 и 28. Установление уголовной наказуемости за предусмотренные в данных главах деяния теоретически обосновано. Не вызывает сомнений высокая степень их общественной опасности, относительная распространенность и типичность, отсутствие иных эффективных способов превенции, превалирование положительных социальных результатов криминализации над отрицательными, отсутствие препятствий социально-психологического характера для их криминализации.
Кроме того, правильным и своевременным с точки зрения оснований криминализации является появление в УК РФ следующих норм:
ст. 120, хотя в части соблюдения принципа полноты состава формулировка статьи подвергается обоснованной критике,
ст. 132, которая служит «интересам равной защиты любого лица независимо от его пола от любых сексуальных действий, совершенных с применением ... насилия», несмотря на крайне неудачную формулировку, грубо нарушающую принцип полноты состава, а именно: объективная сторона преступления сформулирована совершенно нечетко, т.к. под «действия сексуального характера» можно подвести все, что угодно,
ст. 133 с той же оговоркой,
ч. 2 ст. 169, поскольку криминализируется противопоставление власти чиновника, представляющего исполнительную ветвь, власти суда, в остальном же деяние является слишком распространенным и недостаточно опасным,
ст. ст. 176, 177, 179, 182, 183, 184, 185,
195, 197, поскольку уголовное
ст. 187, посредством которой
криминализирован один из наиболее доходных
в настоящее время видов
ст. 210, несмотря на критику формулировки данной статьи, ибо ее ценность состоит хотя бы в том, что криминализировано само создание преступного сообщества,
ст. 233, ибо данная статья направлена на развитие комплекса мер, направленных на борьбу с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ,
ст. ст. 237, 246, 247, 254, 261, 269, которые направлены на реализацию прав, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, что в полной мере соответствует принципу конституционно-правовой адекватности криминализации.
Вместе с тем, анализ
действующего уголовного законодательства
позволяет выявить ряд
значительный ущерб гражданину (ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160, ч. 2 ст. 161),
значительный ущерб (ст. 182),
значительный имущественный ущерб (ч. 1 ст. 205),
существенный вред (ч. 1 ст. 274),
существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства (ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 202),
тяжкие последствия (ст. ст. 167, 168, 196, 201, 203, 205, 206, 211, 215, 216 — 220, 224, 225, 227, 274),
крупный ущерб (ст. ст. 165, 169, 171 — 173, 176, 180, 183, 185, 195, 196, 197),
крупный размер (ч. 3 ст. 174, ч. 2 ст. 186).
В определении преступного сообщества использован ряд не разъясненных законом оценочных признаков (ст. 210). Наличие казуистических формулировок в некоторых статьях УК РФ существенно затрудняет точное определение и доказывание признаков составов преступлений, что значительно снижает эффективность уголовно-правовой охраны определенных общественных отношений. К таким статьям относятся ст. ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем), 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности) и др.
Теория уголовной политики опирается и взаимодействует
с познаниями из области философии, политологии,
социологии, психологии и других фундаментальных
наук с позиций ее основных концептуальных
параметров, с учетом достижений и открытий,
осуществленных на рубеже нового тысячелетия.
Вся история познания свидетельствует
о наличии мощных потоков знаний, идей,
образов, представлений от естественных
наук к гуманитарным и от гуманитарных
к естественным, о теснейшем взаимодействии
между науками о природе и науками об обществе
и человеке.
Разработаны новые и оригинальные идеи,
учитывающие изменение роли государства
в экономической и политической системах
общества, в конституционном определении
российского государства как социального.
Цивилизованность любого общества во
многом предопределяется местом и ролью
в нем права и правовой науки. Поэтому
формирование социума, его нормальное
функционирование и развитие невозможно
без утверждения в практической деятельности
людей научно обоснованных правовых начал
управления социальными процессами. Это
в полной мере относится и к теории уголовной
политики, оказывающей базисное влияние
на уголовное право и являющейся основанием
для разработки стратегии и тактики обеспечения
правопорядка и борьбы с преступностью.
Уголовное право представляет собой систему соответствующих юридических норм, уголовная же политика предстает перед нами в виде руководящих идей, которые определяют содержание уголовно-правовых норм и институтов, направление деятельности государственных структур и правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Право - более консервативное и устойчивое явление. Уголовная политика более подвижна, она более чутко реагирует на изменившуюся обстановку (социально-экономическую, политическую, криминологическую и пр.) и нередко подвержена существенным изменениям при относительной стабильности уголовного законодательства.
Уголовное право является инструментом уголовной политики. Управление практическим применением норм уголовного права означает проведение в жизнь уголовной политики государства.
Попытки забвения важнейшей роли уголовной политики на нынешнем этапе развития российского общества и проведение только прикладных научных исследований, направленных на решение главным образом конкретных проблем правоохранительной деятельности, приводит к невозможности предвидения отдаленных последствий этих решений и прогнозирования развития как преступности в целом, так и системных обоснованных методов и способов борьбы с нею.
Преступность продолжает изменяться качественно и количественно. Политические доводы также часто берут верх над здравым смыслом и логикой событий. Это признаки системного кризиса в России конца 90-х гг. и в частности системы борьбы с преступностью, многие из которых имеют место и в начале XXI в.
Теория уголовной политики призвана исследовать эти процессы, выявить закономерности и разработать эффективные методы "антикризисного" управления в данной сфере, а также предложить адекватную современным условиям модель обеспечения правопорядка и воздействия на преступность.
1 Принято считать, что термин "уголовная политика" А. Фейербах употребил в 1804 г. в труде "Versuch einer Criminaljurisprudenz des Koran", но не дал определения этого понятия.
2 Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179.
3
Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления
изучения советского уголовного права
// Советское государство и право. 1981. N
7. С. 4.
4 Беляев
Н.А. Уголовно-правовая политика и пути
ее реализации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. С. 15.
5 Исмаилов
И.А. Указ. соч. С. 124.
6 Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32.
7 Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7)
8 Стахов
Я.Г. Современная уголовная политика и
совершенствование взаимодействия правоохранительных
органов субъектов Российской Федерации
при ее реализации: Монография / Под науч.
ред. докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина.
М.: Академия управления МВД России, 2003.
С. 7.
9 Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2004. С. 88.
10 Гальперин И.М., Курляндский В.И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные направления борьбы с преступностью. – М., 1975. С. 7.
11 Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений: Монография. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. С. 24.
12 Миньковский Г.М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах ее информационного обеспечения // Проблемы социологии уголовного права: Сборник научных трудов. М., 1982. С.68.
13 Большой толковый социологический словарь (Collings). Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. С. 39.
14 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. 11 июля; Доктрина информационной безопасности РоссийскоТрофимов В.В. Научные основы правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2004. С. 32.З «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» с изм. и доп. от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2002. № 22. Ст.2031.
15 Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия… С. 275; Босхолов С.С. Указ. соч. С. 37-38; Львович Е.В. Указ. соч. С. 36.
16 Трофимов В.В. Научные основы правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2004. С. 32.
17 Теоретические основы уголовной и угловно – исполнительной политики. Перминов О.Г. Москва 2003г. с.6
18 США: преступность и политика / Под ред. Б. С. Никифорова. М., 1972. С. 5-11.
19 Бабаев В. К. Правовые отношения // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 405-409.
20 Уголовная политика современной России и предупреждение преступности. Гребцов О.В. Санкт-Петербург 2000г.
21 Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. - М.: АО «Центр Юринфор», 2002. – С.42-48.
22 Босхолов С.С. Основы уголовной политики. – М.: «Юридический центр пресс», 1999. – С. 5-8.
Информация о работе Уголовная политика и ее воплощение в уголовном законодательстве