Уголовно - правовая характеристика классификации осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретических исследований и эмпирического материала проанализировать систему классификации лишенных свободы.
Эта цель предопределила и задачи проведенного исследования, каковыми являются:
- рассмотреть историю развития классификации осужденных к лишению свободы;
- дать уголовно-правовую характеристику классификации осужденных к лишению свободы;
Объектом исследования являлись общественные отношения, связанные с выполнением требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании различных категорий лишенных свободы, как в различных видах исправительных учреждений, так и внутри их.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ………………………………….5
1.1. История развития классификации осужденных к лишению свободы после революции 1917 года………………………………………………………………...5
1.2. Уголовно-исполнительная система на современном этапе…………............11
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ….......13
2.1. Понятие и значение классификации осужденных к лишению свободы.......13
2.2. Распределение осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям………………………..........................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………….27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………….…………....29

Файлы: 1 файл

Сычев Классификация осужденных к лишению свободы ИСПРАВ.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ  СВОБОДЫ………………………………….5

1.1. История развития классификации  осужденных к лишению свободы  после революции 1917 года………………………………………………………………...5

1.2. Уголовно-исполнительная система  на современном этапе…………............11

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ….......13

2.1. Понятие и значение классификации  осужденных к лишению свободы.......13

2.2. Распределение осужденных к лишению свободы по исправительным учреждениям………………………..........................................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………….27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………….…………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Борьба с преступностью ведется как посредством предупреждения еще несовершенных преступлений, так и путем эффективного применения наказания в случае их совершения, при этом главным является предупреждение преступности. Это закономерно вытекает из той роли, которую играют преступники-рецидивисты. На их долю падает значительная часть наиболее тяжких преступлений, они разлагающе действуют на неустойчивых в моральном отношении граждан, особенно из числа молодежи.

Применение наказания только тогда оправданно, когда оно будет иметь своим результатом нравственное улучшение преступника, положит начало исправлению и приведет к изжитию в его характере отрицательных черт, сделает вчерашнего правонарушителя полезным членом общества. Это станет возможным только в том случае, если будет применяться глубокая, научно разработанная индивидуализация наказания и, конечно же, его исполнение.

Индивидуализация наказания обуславливает  и индивидуализацию отбывания наказания, что имеет чрезвычайно большое значение для исправления преступника. Чем дальше и глубже идет процесс индивидуализации отбывания наказания, тем успешнее решается задача исправления осужденных. Поэтому при индивидуализации отбывания наказания на первый план выдвигается не совершенное деяние, а личность осужденного, ибо необходимо выбрать такой режим и такие методы воспитания, которые быстрее и лучше приведут к исправлению осужденного. Это не означает, конечно, что деяние не учитывается. Деяние учитывается до конца, ибо этим достигается справедливость наказания за содеянное, но в исправительных учреждениях, прежде всего, имеет значение личность осужденного, ибо этим в соответствии с ее особенностями организуется работа по его исправлению. Непременным условием индивидуализации средств и методов исправления лишенных свободы является, прежде всего, правильное распределение их по исправительным учреждениям. Для этого необходимо разделить осужденных на различные категории, то есть классифицировать их.

Основная цель работы состоит в  том, чтобы на основе теоретических исследований и эмпирического материала проанализировать систему классификации лишенных свободы.

Эта цель предопределила и задачи проведенного исследования, каковыми являются:

- рассмотреть историю развития  классификации осужденных к лишению свободы;

- дать уголовно-правовую характеристику  классификации осужденных к лишению  свободы;

Объектом исследования являлись общественные отношения, связанные с выполнением  требований уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства о раздельном содержании различных категорий лишенных свободы, как в различных видах исправительных учреждений, так и внутри их.

Предмет исследования составили уголовные  и уголовно-исполнительные законы о  раздельном содержании осужденных к  лишению свободы, виды исправительных учреждений.

Методологической основой исследования является материалистическая теория познания.

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок исполнения лишения свободы, постановления Пленумов Верховных Судов РФ, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Представленная курсовая работа состоит  из: введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

КАКИМИ УЧЕНЫМИ  ИЗУЧАЛАСЬ ТЕМАТИКА?

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

 

1.1. История развития классификации осужденных к лишению свободы после революции 1917 года

 

Сразу после Октябрьской революции и свержения Временного правительства в нашей стране начали разрабатываться новые принципы исполнения наказания в виде лишения свободы, которые затем получили нормативное закрепление. Тогда же были созданы исправительно-трудовые учреждения, коренным образом отличавшиеся от тюрем царской России.

В 1920-х годах в основу законодательных  актов о классификации заключенных  и системе исправительно-трудовых учреждений легли учение     В.И. Ленина о диктатуре пролетариата, о задачах советского труда, о соотношении убеждения и принуждения, а так же указания Программы РКП(б) о переходе от тюрем к воспитательным учреждениям, принятой VIII съездом партии в марте 1919 года.1 Тогда в самые сжатые сроки была создана принципиально новая система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской исполнительно-трудовой политики. Для развития положений Программы был принят ряд декретов и постановлений СНК СССР. Так, Декрет от 18.07.19г. «Об учреждении распределительных комиссий при карательных губернских и областных отделах юстиции» возлагал на эти комиссии обязанности по проведению всестороннего изучения личности и определения программы индивидуального воздействия на нее.

Уже впервые годы Советской власти большое внимание уделялось размещению заключенных с учетом тяжести и мотивов совершенных ими преступлений. Все заключенные делились на три категории:

  • осужденные за преступления, не имеющие корыстного характера;
  • осужденные за преступления корыстного характера;
  • осужденные рецидивисты первой и второй группы.

Отбывание наказания  строилось по прогрессивной системе. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года индивидуализировал наказания  в виде лишения свободы. Он предусматривал распределение заключенных по исправительно-трудовым учреждениям разных типов и классифицировал их (заключенных) по разрядам, допуская перевод из низших в высшие и обратно в зависимости от особенностей личности, классовой принадлежности и успехов в учебе.

С принятием постановления  ВЦИК и СНК РСФСР от 26.03.28г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» наметилась тенденция усиления суровости наказаний. 6 ноября 1929г. вышло Постановление ВЦИК и СНК СССР об учреждении нового вида наказания в виде лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР. Были образованы исправительно-трудовые лагеря. В их задачу входила охрана общества от особо социально опасных правонарушителей, исправление и перевоспитание их на основе общественно-полезного труда.

Отмена прогрессивной  системы отбывания наказания стала шагом назад в развитии советской исправительной системы: были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушилась ранее принятая дифференциация контингента, освобожденным перестала оказываться помощь в решении трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа, не соблюдался принцип содержания заключенных по месту жительства и др.

1 августа 1933г. был  утвержден новый Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР, предусматривавший следующие места лишения свободы: изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа), и учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных).

В те годы основная масса  лишенных свободы отбывала наказание в исправительно-трудовых лагерях, поэтому ИТК РСФСР 1933 года практически не применялся, а в исправительно-трудовых колониях применялись ведомственные нормативные акты. К недостаткам ИТК РСФСР 1993 года следует отнести то, что он не классифицировал заключенных по числу судимостей и по мотивам совершенных преступлений. Вследствие этого лица, осужденные впервые, содержались совместно с рецидивистами, а лица, осужденные за преступления корыстного характера, - с лицами, осужденными за иные преступления2.

С конца 1930-х до начала 1950-х годов  кодексы практически перестали  действовать, законодательная регламентация  исполнения наказания вытиснилась  ведомственными актами, а судебная власть подменилась Особым Совещанием. В этот период указанные обстоятельства привели к максимальной ущербности процесса выполнения исправительными учреждениями задач по перевоспитанию осужденных и предупреждению новых преступлений.

В 1956 году дальнейшее существование  исправительно-трудовых лагерей было признано нецелесообразным. Они были реорганизованы в исправительно-трудовые колонии, в которых было установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.

Принятый 18 декабря 1970 г. ИТК РСФСР  подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы. Так, места лишения свободы по своему предназначению делились на две группы:

1) для содержания лиц, находящихся  под стражей в порядке меры  пресечения, а также для содержания  осужденных до вступления приговора  в законную силу (камеры предварительного заключения и следственные изоляторы);

2) для исполнения приговоров  к наказанию в виде лишения  свободы (исправительно-трудовые  колонии общего, усиленного, строгого  и особого режимов, колонии-поселения,  воспитательные колонии общего  и усиленного режимов и тюрьмы).

Согласно ст. 24 УК РСФСР 1960 года отбывание  наказания в исправительно-трудовых колониях назначалось:

а) мужчинам:

  • осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности             (с 1977 года);
  • осужденным впервые к лишению свободы за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, или осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, а также осужденным впервые к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — в колониях общего режима;
  • осужденным впервые к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления — в колониях усиленного режима;
  • осужденным за особо опасные государственные преступления либо ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы — в колониях строгого режима;
  • признанным особо опасными рецидивистами — в колониях особого режима;

б) женщинам:

  • признанным особо опасными рецидивистками, а также осужденным за особо опасные государственные преступления — в колониях строгого режима;
  • осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, — в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности;
  • другим осужденным к лишению свободы женщинам — в колониях общего режима;

в) несовершеннолетним:

  • лицам мужского пола, осужденным впервые к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, или осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, а также лицам женского пола — в колониях общего режима;
  • лицам мужского пола, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, а также осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, — в колониях усиленного режима.

В зависимости от характера и  степени общественной опасности  совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств  дела суд, с указанием мотивов  принятого решения, мог назначить  отбывание наказания:

1) осужденным впервые к лишению  свободы па срок не свыше  десяти лет за преступления, совершенные  по неосторожности, — в колониях-поселениях  для лиц, совершивших преступления  по неосторожности;

2) осужденным, не признанным  особо опасными рецидивистами, — в исправительно-трудовых колониях любого вида, кроме колоний особого режима;

3) осужденным несовершеннолетним  мужского пола — в воспитательно-трудовых  колониях общего режима вместо  колоний усиленного режима.

Лишение свободы в виде заключения в тюрьме на весь срок наказания или часть его могло назначаться:

  • особо опасным рецидивистам;
  • лицам, по достижении 18-летнего возраста совершившим особо опасные государственные преступления;
  • лицам, по достижении 18-летнего возраста совершившим другие тяжкие преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 7 УК РСФСР 1960 года, осужденным за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет.

Формирование уголовно-исполнительной политики и права в период 1991—1996 гг. проходило на фоне коренных преобразований в экономическом, общественном и государственном строе России. Требования о развитии демократии, защите прав и свобод человека и гражданина, проявлении гуманизма в отношении правонарушителей стали определяющими факторами изменений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства страны3.

Информация о работе Уголовно - правовая характеристика классификации осужденных к лишению свободы