Оглавление
С
Введение………………………………………………………………….3
1.История развития законодательства
о контрабанде………………...7
2.Изменение уголовного
законодательства о контрабанде…………10
3.Уголовно – правовая
характеристика контрабанды……………….11
4.Обратная сила закона………………………………………………...26
5.Заключение…………………………………………………………...34
6.Список использованной
литературы………………………………
Введение
Происшедшие в российском обществе
изменения, в первую очередь либерализация
внешнеэкономической деятельности и отмена
монополии государства на внешнюю торговлю,
обусловили значительные изменения в
характере и масштабах контрабанды. В
последние годы контрабанда стала одним
из весьма распространенных преступлений.
В структуру экономической преступности
в соответствии с прямыми предписаниями
уголовного законодательства входит и
контрабанда - тяжкое, а ее квалифицированные
виды - особо тяжкое преступление, которое
непосредственно посягает на внешнеэкономическую
деятельность государства. Контрабандная
деятельность не только приняла размеры
массового остро негативного антисоциального
явления, представляющего реальную угрозу
важным экономическим интересам государства,
но и приобретает все более организованные
формы устойчивых, тесно сплоченных преступных
сообществ. Она является питательной средой
для международного терроризма, средством
осуществления незаконных операций с
наркотическими средствами и психотропными
веществами, посягательства на национально-культурное
достояние народов, а также совершения
ряда других преступлений. Каждый год
фиксируется рост преступлений, связанных
с контрабандой культурных ценностей,
наркотических средств и сильнодействующих
лекарственных препаратов, автобизнеса
и других предметов преступного посягательства,
предусмотренных в диспозиции ст. 226.1 ст.229.1
УК РФ. Отдельные виды контрабанды наносят
непоправимый вред экономике страны. Это
контрабанда стратегического сырья, нехватку
которого испытывает отечественная промышленность,
особенно тех его видов, запасы которых
в России уже практически исчерпаны; контрабанда
морепродуктов, которая приводит к исчезновению
ряда ценных пород рыбы; контрабанда культурных
ценностей. Из России контрабандным путем
вывозится все самое ценное, а ввозятся
наркотики, оружие, ядовитые вещества,
ядерные отходы.
При раскрытии и расследовании
преступлений, связанных с контрабандой,
очень часто возникают трудности, которые
обусловлены спецификой борьбы с данным
видом преступлений, его групповым характером,
изощренностью способов, механизмов совершения
и сокрытия, многоэпизодностью преступного
поведения. Проблема, связанная с организованными
преступными группами, в настоящее время
ещё недостаточно изучена, а богатый материал
по данному виду преступлений, накопленный
уголовным правом, криминологией, уголовным
процессом и криминалистикой, до сих пор
еще не объединили в единую научную
теорию. Из-за недостаточной изученности
и наличия большого числа спорных вопросов
в теории и практике уголовного права
и процесса, а также тактике и методике
расследования преступлений, связанных
с контрабандой, именно этот вид преступлений
становится опасным для общественной
безопасности.
Цель курсовой работы
состоит в том, чтобы на основе уголовного
законодательства, научной литературы
и правоприменительной практики комплексно,
всесторонне исследовать актуальные проблемы
контрабанды как одного из важнейших преступлений
в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели
поставлены следующие задачи:
-проанализировать понятие
контрабанды;
-изучить элементы состава контрабанды,
выявить особенности ее квалификации;
-выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать
специфику ее предмета;
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие
в сфере раскрытия, расследования предупреждения
и пресечения контрабанды, преступная
деятельность контрабандистов, а также
связанные с этим проблемы процессуального
характера и криминалистические аспекты
теории и практики борьбы с данной категорией
преступлений. К предмету исследования
относятся процессуальные, практические,
организационные особенности экспертного
исследования предметов контрабанды.
Предметом исследования выступают:
-памятники уголовно-правового законодательства
об ответственности за контрабанду;
-уголовно-правовая норма, предусматривающая
ответственность за контрабанду, а также
нормы таможенного законодательства,
связанные с перемещением товаров и иных
предметов через таможенную границу Российской
Федерации;
Методологической основой исследования
послужили общенаучные методы познания,
а также ряд частно-научных методов: историко-юридический,
системно-структурный, сравнительно-правовой,
формально-логический. Также использовались
социологические приемы, такие как изучение
документов, опрос и др.
Поставленные задачи обусловили
структуру данной курсовой работы, которая
состоит из введения, двух глав, объединяющих
четыре параграфа, заключения и списка
использованной литературы.
1. История развития
законодательства о контрабанде
Исследованию развития законодательства
о контрабанде по-священы работы В. М. Колдаева
, Н. В. Володько , Б. М. Угарова , А. В. Аграшенкова,
И. Ю. Краснянского, А. Н. Мячина4, Ю. Г. Кисловского5
и др. Характерной особенностью работ
этих авторов является то, что в них рассматриваются
исторические аспекты российского таможенного
законодательства в целом. Основная задача
настоящего исследования — анализ законодательства
о контрабанде как уголовно наказуемом
деянии, совершаемом при пересечении границы
между суверенными государствами.
Контрабанда как правонарушение
появилась в XIV—XVI вв. с зарождением капитализма,
в период бурного развития товарно-денежных
отношений, когда беспрепятственный ввоз
и вывоз товаров для экономики страны
стал невыгодным, в связи с чем устанавливались
определенные правила провоза товаров
через государственную границу. Это, в
свою очередь, потребовало, для осуществления
контроля над провозом товаров через границу,
создания специальных государственных
учреждений — таможни6. Всякое нарушение
установленных законом правил провоза
товаров и ценностей через границу стало
именоваться контрабандой, а виновные
в совершении таких действий подлежали
наказанию.
Следует отметить, что в нормативных
актах более раннего периода также встречаются
нормы, содержание которых дает основание
для вывода о том, что были установлены
различные правила перемещения товаров
и ответственность за их нарушение. Но
эти правила регулировали провоз товаров
в пределах территории одной страны, а
не между суверенными государствами.
Слово «контрабанда» заимствовано
из итальянского языка (contra — против, bando
— правительственный указ) и вошло во
многие современные языки8. Оно включает
понятие нарушения закона государства
или правительственного распоряжения.
Слово «контрабанда» означает также товар
или какой-либо запрещенный законом к
ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный
или пронесенный через границу государства.
Введение таможенных ограничений
в разных странах происходило неодинаково
и неравномерно, но повсюду оно начиналось
с таможенных запретов, которые послужили
толчком к развитию контрабанды. «Иначе
говоря, контрабанда возникла и стала
развиваться как противодействие введенным
ограничениям и установленным государством
на границах таможенным барьерам».
Возникновение контрабанды
в России относится к периоду, когда происходил
процесс образования единого рынка и установления
на государственной границе таможенных
барьеров. В 1649 г. принято Соборное Уложение,
в котором можно найти свидетельства того,
что правительством принимались меры
защиты внутреннего рынка, направленные
на его укрепление и развитие, в том числе
и методами уголовного преследования.
«Соборным Уложением 1649 г. были определены
составы различных преступлений. Так,
в нем предусматривались преступления
против порядка управления, к которым
относилось, в частности, кормчество, под
которым понималось незаконное производство,
контрабандный ввоз и продажа спиртных
напитков и других товаров, составляющих
государственную монополию».
Вслед за Соборным Уложением
в 1653 г. был принят Таможенный устав, а
в 1667 г. — Новоторговый устав. В этих документах
провозглашался строгий контроль за соблюдением
законодательства, определяющего порядок
перемещения товаров через границу, а
также подтверждалась ответственность
за нарушение правил, запрещающих ввоз
товаров, на которые существовал запрет
потреблять их, например табак, либо устанавливалась
государственная монополия — спиртные
напитки. За контрабандный ввоз спиртных
напитков не только били кнутом, но и отсекали
руки и ноги.
Систематизированное законодательство
о контрабанде в России появилось с принятием
Таможенного устава 1819 г., а затем Уложения
о наказаниях 1845 г. Под контрабандой стали
подразумевать перемещение товаров и
предметов мимо таможни, или хотя через
таможню, но с сокрытием от таможенного
контроля. С течением времени эта формулировка
то расширялась, то наполнялась иным содержанием,
но и по ныне действующему Уголовному
кодексу смысл уголовно наказуемой контрабанды
заключается именно в незаконном перемещении
товаров и предметов через таможенную
границу России помимо таможни или через
таможню, но с использованием таких приемов,
которые направлены на избежание таможенного
контроля.
Из законов досоветского периода
следует отметить Таможенный устав 1906
г., по которому контрабандой признавались:
а) ввоз из-за границы помимо таможенных
учреждений или хотя и через таковые, но
с сокрытием от таможенного контроля товаров
иностранных, пошлинных и запрещенных;
б) вывоз за границу или попытка вывоза
помимо таможенных учреждений или хотя
и через таковые, но с сокрытием от таможенного
контроля отечественных товаров, запрещенных
к вывозу; в) выпуск на внутренний рынок
поступивших в таможню товаров, запрещенных
к ввозу и допущенных к обратному вывозу
за границу, но не вывезенных из пределов
России.
2. Изменение уголовного
законодательства о контрабанде
Контрабанда, то есть перемещение
через таможенную границу Российской
Федерации товаров или иных предметов,
совершенное с нарушением таможенного
законодательства, является в настоящее
время одним из широко распространенных
правонарушений в сфере экономики.
Учитывая актуальность вопросов
привлечения к ответственности за данное
правонарушение, в целях соблюдения конституционных
требований справедливости и соразмерности
наказания законодателем 7 декабря 2011
г. в Уголовный кодекс Российской Федерации
внесены изменения.
В соответствии с данными изменениями
ст. 188 УК РФ (контрабанда) исключена из
Уголовного кодекса Российской Федерации.
В этой связи в настоящее время
за совершение «товарной» контрабанды,
т.е. незаконное перемещение через таможенную
границу Российской Федерации товаров
или иных предметов (ранее ч. 1 ст. 188 УК
РФ) предусмотрена только административная
ответственность (глава 16 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, сохранена уголовная
ответственность за контрабанду наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
которая предусмотрена ст. 229.1 УК РФ. Вновь
введенной указанными изменениями ст.
226.1 УК РФ также предусмотрена ответственность
за контрабанду сильнодействующих, ядовитых,
отравляющих, взрывчатых, радиоактивных,
веществ, боеприпасов, оружия массового
поражения, иного вооружения, а также стратегически
важных товаров и культурных ценностей,
за совершение которых виновные лица ранее
привлекались к уголовной ответственности
по ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Кроме того, ст. 194 УК РФ, устанавливающая
уголовную ответственность за уклонение
от уплаты таможенных платежей, значительно
расширена и дополнена. Так, предусмотрена
уголовная ответственность за совершение
указанных деяний должностным лицом с
использованием своего служебного положения,
либо с применением насилия к лицу, осуществляющему
таможенный или пограничный контроль,
а также за совершение преступления организованной
группой. Определены также суммы неуплаты
таможенных платежей, совершенные в крупном
размере (превышающий один миллион рублей
– при взимании с физического лица, два
миллиона рублей – при взимании с организаций)
и в особо крупном размере (с физического
лица - три миллиона рублей, с организации
- десять миллионов рублей).
3. Уголовно-правовая
характеристика контрабанды
Произошедшие изменения поставили
перед юридической наукой и практикой
ряд вопросов, на которые предстоит найти
ответы в ближайшее время.
1. Согласно устоявшимся представлениям
об Особенной части уголовного законодательства
(УК РФ) ее система представляет собой
классификацию составов преступлений
в зависимости от их родовых и групповых
объектов, согласно которой они включаются
в соответствующие разделы и главы.
Контрабанда в УК РФ 1996 г. с момента его
принятия входила в главу 22 "Преступления
в сфере экономической деятельности"
раздела VIII "Преступления в сфере экономики".
Чем обусловлено "расчленение" ст.
188 УК РФ 1996 г. на два разных состава и включение
этих новых составов в другие главы УК
РФ? Неужели все эти годы неверно определялись
непосредственный, групповой и родовой
объекты контрабанды?
Конечно же нет, по поводу объектов контрабанды
как преступления (ст. 188 УК РФ) были высказаны
различные суждения.
С.В. Максимов и Г.В. Карнишина отдельно
определяют основной непосредственный
объект контрабанды для ч. 1 и для ч. 2 ст.
188 УК РФ.
Для ч. 1 ст. 188 УК РФ, по их мнению, непосредственным
объектом контрабанды будут являться
"общественные отношения, порядок таможенной
идентификации товаров и иных предметов
(за исключением предусмотренных в ч. 2
ст. 188), перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации", а также
"общественные отношения, обеспечивающие
законные интересы предпринимателей и
потребителей, бюджетные интересы Российской
Федерации, связанные с получением таможенных
платежей".
Для ч. 2 ст. 188 УК РФ непосредственным объектом,
на их взгляд, будут "общественные отношения,
обеспечивающие порядок таможенной идентификации
предметов, в отношении которых установлены
специальные правила перемещения через
таможенную границу Российской Федерации,
а также альтернативно или одновременно
основные экономические интересы Российской
Федерации, ее военную безопасность, безопасность
здоровья населения и общественную нравственность,
а также безопасность человечества"1.
Ряд ученых считает, что в рассматриваемом
случае надо вести речь не о двух разных
объектах, а о выделении применительно
к ч. 2 ст. 188 УК РФ дополнительного непосредственного
объекта либо факультативного непосредственного
объекта2.
Действительно, обычно
преступление имеет один непосредственный
объект, но некоторые преступления
одновременно посягают на два
объекта. В данном случае один
из них определяется как основной,
а другой - как дополнительный. Когда
имеются основной и дополнительный
непосредственные объекты, это значит,
что преступление всегда посягает на две
соответствующие группы отношений. Если
же при совершении преступления не всегда
происходит посягательство на одну из
групп отношений, то такая группа отношений
определяется как факультативный непосредственный
объект.
При этом основным непосредственным объектом
признается группа общественных отношений,
посягательство на которые составляет
сущность конкретного преступления. Таким
образом, основной непосредственный объект
преступления связан с общим для всех
преступлений, с которыми он включен в
одну главу УК, объектом.
В то же время дополнительный непосредственный
объект с таким общим объектом преступлений
для соответствующей главы УК не связан.
В качестве дополнительного объекта контрабанды,
предусмотренной ст. 188 УК РФ, могли выступать,
в зависимости от вида незаконно перемещаемых
товаров (предметов), здоровье населения
(при перемещении наркотических средств),
общественная безопасность (при контрабанде
оружия), финансовая система (при контрабанде
товаров) и т.д.
Таким образом, до последнего времени
контрабанда рассматривалась как преступление
в сфере экономической деятельности в
связи с тем, что ее предметом являлись,
в первую очередь, обычные товары (или
иначе "товарная" контрабанда), незаконное
перемещение которых через таможенную
границу (а до того, по УК РСФСР 1960 г., - через
государственную границу, а затем - таможенную
границу3) рассматривалось как посягательство
на монополию внешней торговли, а позже
- на порядок перемещения товаров через
государственную (таможенную) границу.
Наряду с обычными товарами к предметам
контрабанды относились и предметы, оборот
которых был запрещен или ограничен, т.е.
в отношении которых были установлены
специальные правила оборота.
Контрабанда таких предметов рассматривалась
как преступление, посягающее на два объекта:
основной непосредственный объект (монополия
внешней торговли, порядок перемещения
товаров через государственную или таможенную
границы и т.д.) и дополнительный непосредственный
объект, который определялся исходя из
свойств предмета контрабанды, в силу
которых оборот этого предмета запрещался
или ограничивался.
Ситуация изменилась с принятием Федерального
закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, которым
декриминализирована контрабанда обычных
товаров.
В настоящее время предметами преступлений,
предусмотренных ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ,
являются только такие предметы, оборот
которых запрещен или в отношении которых
установлены специальные правила оборота
(оборот ограничен).
Объект преступления как таковой при этом
содержательно (как совокупность основного
и дополнительного объектов) не изменился,
но изменились приоритеты в его оценке:
порядок перемещения товаров через государственную
или таможенную границу стал признаваться
дополнительным непосредственным объектом,
а основной непосредственный объект стали
определять свойства предметов контрабанды,
в силу которых оборот этих предметов
запрещен или ограничен.
При оценке
решения законодателя о "расчленении"
ст. 188 УК РФ 1996 г. на два разных состава
(ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ) и включении этих
новых составов в разные главы УК РФ важно
уяснение критериев, по которым было принято
решение о распределении предметов контрабанды
по двум составам.
В связи с этим обращают на себя внимание
два случая, в которых, на наш взгляд, имеет
место нарушение принципа деления (классификации)
предметов контрабанды по единым критериям.