Как видно из данной таблицы,
в объективной стороне контрабанды сильнодействующих
и ядовитых веществ не произошло изменений,
а также сохранились размеры наказания
в виде лишения свободы за соответствующие
деяния. Кроме того, сохранились неизменными
и другие санкции.
Значительное количество различий
позволяет выявить сравнение ст. 188 и ст.
229.1 УК РФ.
Таблица 4
ст.188 УК РФ |
ст.229.1 УК РФ |
Часть первая.
Контрабанда товаров и иных предметов,
за указанных в части второй, наказывается
лишением свободы на срок до 5 лет |
|
Часть вторая.
Контрабанда наркотических
средств, психотропных веществ их аналогов,
растений, содержащих наркотические средства
или психотропные вещества, либо их частей,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества, инструментов
и оборудования, находящихся под специальным
контролем и используемых для производства
и изготовления наркотических средств
и психотропных веществ- наказывается
лишением свободы на срок от 3-7 лет |
Часть первая.
Незаконное перемещение наказывается
лишением свободы на срок от 3-7 лет
|
Часть третья (п. "б").
Деяния, предусмотренные частями
первой или второй, совершенные должностным
лицом с использованием служебного положения
наказываются лишением свободы на срок
от 5-10 лет.
|
Часть вторая (п. "б").
Незаконное перемещение, совершенное
должностным лицом с использованием своего
служебного положения, наказывается лишением
свободы на срок 5-10 лет.
|
|
Часть вторая (п. "а").
Незаконное перемещение, совершенное
группой лиц по предварительному сговору,
- наказывается лишением свободы на срок
от
5-10 лет.
|
|
Часть вторая (п. "в").
Незаконное перемещение, совершенное
в значительном размере, наказывается
лишением свободы на срок от 5-10 лет.
|
|
Часть третья.
Незаконное перемещение,
совершенное в крупном размере, наказывается
свободы на срок от 10-20 лет. |
Часть третья (п. "в").
Деяния, предусмотренные частями
первой или второй, совершенные с применением
насилия к лицу, осуществляющему таможенный
контроль, наказываются лишением свободы
на срок от 5-10 лет. |
Часть четвертая (п. "в").
Незаконное перемещение, совершенное
с применением насилия к лицу, осуществляющему
таможенный или пограничный контроль,
наказывается лишением свободы на срок
от 15-20 лет.
|
Часть четвертая.
Деяния, предусмотренные частями
первой, второй или третьей совершенные
организованной группой лиц, наказываются
лишением свободы на срок от 7-12 лет. |
Часть четвертая (п. "а").
Незаконное перемещение, совершенное
организованной группой лиц, наказывается
лишением свободы на срок от 15-20 лет. |
|
Часть четвертая (п. "б").
Незаконное перемещение, совершенное
в особо крупном размере, наказывается
лишением свободы на срок от 15-20 лет. |
Как видно из приведенной выше
таблицы, в ст. 229.1 УК РФ появились новые
квалифицирующие признаки по сравнению
со ст. 188 УК РФ: совершение незаконного
перемещения группой лиц по предварительному
сговору, в значительном, крупном и особо
крупном размере.
Кроме того, если раньше ст. 188 УК РФ предусматривала
такой квалифицирующий признак, как совершение
контрабанды с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль,
то ст. 229.1 УК РФ, помимо насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль,
предусматривает в качестве квалифицирующего
признака и насилие к лицу, осуществляющему
пограничный контроль.
При этом, если за контрабанду, связанную
с применением насилия к лицу, осуществляющему
таможенный контроль, по ст. 188 УК РФ предусматривалось
наказание в виде лишения свободы на срок
от пяти до десяти лет, то за контрабанду,
совершенную с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный или пограничный
контроль, по ст. 229.1 УК РФ установлено
наказание в виде лишения свободы от пятнадцати
до двадцати лет. Если за контрабанду,
совершенную организованной группой,
ст. 188 УК РФ устанавливала наказание в
виде лишения свободы на срок от семи до
двенадцати лет, то ст. 229.1 УК РФ уже устанавливает
наказание в виде лишения свободы на срок
от пятнадцати до двадцати лет. И, тем не
менее, вопрос о сравнительной "строгости"
или "мягкости" "старых" и "новых"
статей УК РФ (ч. 2 ст. 188 и ч. 1 ст. 226.1 и ч.
1 ст. 229.1) является довольно-таки сложным.
В особенности в связи со спецификой определения
законодателем таких признаков состава
преступления, как способ, место и предмет
совершения указанных преступлений в
качестве признаков их объективной стороны.
Так, в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ исчерпывающе
прописывались все возможные способы
совершения квалифицированной контрабанды.
Это ее совершение: 1) помимо таможенного
контроля; 2) с сокрытием от таможенного
контроля; 3) с обманным использованием
документов или средств таможенной идентификации;
4) с недекларированием или недостаточным
декларированием. В отличие от этого как
в диспозиции ст. 226.1, так и в диспозиции
ст. 229.1 УК РФ указание на возможные способы
совершения преступлений или контрабанды
отсутствует.
Очевидно и то, что диспозиции
ст.226.1 и ст.229.1 (как и ст.188) являются бланкетными.
И для определения уголовно наказуемых
способов совершения контрабанды необходимо
обратиться к ст. 4 Таможенного кодекса
Таможенного союза. В соответствии с ней
"незаконное перемещение" предметов
контрабанды как основного признака объективной
стороны этого преступления означает
"перемещение товаров через таможенную
границу вне установленных мест или в
неустановленное время работы таможенных
органов в этих местах, либо с сокрытием
от таможенного контроля, либо с недостоверным
декларированием или недекларированием
товаров, либо с использованием документов,
содержащих недостоверные сведения о
товарах, и (или) с использованием поддельных
либо относящихся к другим товарам средств
идентификации, равно как и покушение
на такое перемещение". Таким образом,
новые составы контрабанды также предполагают
строго определенные способы ее совершения.
И некоторое различие в описании способов
совершения этих преступлений имеется:
в "старом" законе - совершение контрабанды
"помимо таможенного контроля"; в
"новом" с учетом бланкетности - контрабанда
"вне установленных мест или в неустановленное
время работы таможенных органов". Следовательно,
содержание способов контрабанды в ч.
1 ст. 226.1 и ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (с учетом бланкетности
диспозиций) не означает расширения объективной
стороны этих преступлений. А значит, новые
нормы в этой части не устанавливают новой
разновидности преступности предписывающих
ими деяний.
В ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, по сравнению со ст.
188, иначе определяется и место совершения
преступления. Так, если по ст. 188 УК РФ
единственным местом совершения являлась
таможенная граница Российской Федерации,
то согласно как ст. 226.1, так и ст. 229.1 УК
РФ таковым признается как таможенная
граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС,
так и Государственная граница Российской
Федерации с государствами - членами Таможенного
союза в рамках ЕврАзЭС.
Понятие Государственной границы определяется
в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О
Государственной границе Российской Федерации 12 (с последующими изменениями
и дополнениями). Однако главное заключается
в том, что сформулированный по новому
признак места совершения контрабанды
не расширяет пределы оснований уголовной
ответственности за совершение преступлений,
предусмотренных ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.
В отличие от этого при законодательном
определении в "новых" нормах предмета
преступления произошло расширение составов
соответствующих преступных деяний, а
следовательно, и расширение оснований
уголовной ответственности за их совершение.
Так, применительно к составу, предусмотренному
ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, расширен перечень предметов
данного преступления (например, за счет
основных частей огнестрельного оружия
- ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной
коробки). А применительно к составу, предусмотренному
ч. 1 ст. 229.1 УК РФ, - за счет разновидностей
предмета этого преступления, таких как
прекурсоры наркотических средств или
психотропных веществ и прекурсоры растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества. Следует отметить,
что и до появления в УК РФ ст. 229.1 прекурсоры
наркотических средств и психотропных
веществ были включены законодателем
в предмет преступления, предусмотренного
ст. 228.2 УК РФ об ответственности за нарушение
правил оборота наркотических средств
или психотропных веществ, однако в предмет
контрабанды они включены впервые. Точно
так же прекурсоры растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества, Федеральным законом от 19 мая
2010 г. N 87-ФЗ были включены в предмет преступления,
предусмотренного ст. 231 УК, а теперь они
стали предметом и преступления, предусмотренного
ч. 1 ст. 229.1 УК РФ. Таким образом, именно
с учетом законодательного определения
предмета преступления можно сделать
вывод, что уголовно-правовые нормы, предусмотренные
ч. 1 ст. 226.1 и ч. 1 ст. 229.1, расширяют основания
уголовной ответственности. Следовательно,
эти нормы обратной силы не имеют.
Совпадение квалифицированных признаков
состава контрабанды, предусмотренной
ст. 226.1 УК РФ, и совпадение санкций "новых"
и "старых" уголовно-правовых норм
также не упрощает решение вопроса об
обратной силе новых уголовно-правовых
норм, и на первый взгляд здесь нет причин
для отрицательного ответа. Однако с учетом
законодательного расширения предмета
преступления (в ч. 1 ст. 226.1), имеющего точно
такое же значение и для квалифицированного
состава (ч. 2 ст. 226.1), последняя уголовно-правовая
норма также не может иметь обратной силы
(как расширяющая основание уголовной
ответственности не только за простой,
но и за квалифицированный состав рассматриваемого
преступления).
Квалифицированные составы "наркотической"
контрабанды (ч. 2, 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ) как
содержащие дополнительные признаки уголовно
наказуемых деяний, а также усиливающие
наказание, разумеется, обратной силы
также не имеют. Эти обстоятельства
необходимо учитывать при решении вопросов
об обратной силе закона и выборе статей
для квалификации содеянного.
Заключение
Контрабанда наносит непоправимый
вред экономике страны, она неразрывно
связана с коррупцией в органах власти,
управления, в правоохранительных органах,
банковских структурах, что затрудняет
успешную борьбу с этим негативным явлением.
Успех расследования дел о контрабанде
во многом зависит от опыта и квалификации
следователя, знания им всех особенностей
расследования подобных дел, умения грамотно
и своевременно провести неотложные следственные
действия.
Подавляющее большинство дел
о контрабанде прекращается или приостанавливается,
причиной чего являются недостатки расследования,
особенно на первоначальном этапе при
производстве неотложных следственных
действий. Особенно следует отметить отрицательные
последствия непринятия мер к задержанию
контрабандистов. По существу эта мера
процессуального принуждения в настоящее
время используется крайне редко, а ведь
после опроса лица, совершившие контрабанду,
немедленно покидают пределы России, и
было бы странно ожидать от них другого
поведения. Затем начинается то, что с
полным основанием можно назвать видимостью
борьбы с контрабандой. Объявляется розыск,
начинается переписка – поручения, с одной
стороны, отрицательные ответы на них
– с другой, в итоге уголовное дело прекращается
в связи с тем, что лицо перестало быть
общественно опасным, т. к. выехало за пределы
России. Таким образом не выполняется
ни одна из задач уголовного судопроизводства,
что стимулирует контрабандистов к совершению
преступлений.
Мало внимания на местах уделяется
координации деятельности правоохранительных
органов в борьбе с контрабандой, именно
с координации деятельности правоохранительных,
контролирующих органов начинается принятие
мер, направленных на предупреждение контрабанды.
Так же требуется взаимодействие таможенных
и налоговых органов
Борьба с контрабандой зависит
и от взаимодействия всех подразделений
внутри таможенной системы: подразделений
дознания, служб собственной безопасности,
таможенной инспекции, таможенной охраны,
отделов контроля доставки товаров и т.д.
Совершенно очевидно, что от
уровня борьбы с контрабандой в значительной
степени зависит будущее страны. В связи
с этим важное значение имеет обеспечение
высокого уровня расследования по делам
о контрабанде и реализация тем самым
принципа неотвратимости наказания за
содеянное.
1 См.: Уголовное право. Особенная
часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана,
С.В. Максимова. 2-е изд., перераб. и доп.
М., 2005. С. 298, 302.
2 Анализ в этой части см.: Сучков
Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации. М.,
2005. С. 108.
3 Ст. 78 "Контрабанда" УК РСФСР
была изложена в новой редакции Федеральным
законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Уголовный кодекс
РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР", в соответствии с которым уголовная
ответственность устанавливалась за незаконное
перемещение не через Государственную
границу, как прежде, а через таможенную
границу Российской Федерации. См.: Собрание
законодательства Российской Федерации.
1994. N 10. Ст. 1109.
4 Согласно примечанию к ст. 234
УК РФ для целей этой статьи и других статей
Уголовного кодекса Правительством Российской
Федерации утверждаются единые списки
сильнодействующих и ядовитых веществ.
5 .: Договор об учреждении Евразийского
экономического сообщества (Астана, 10
октября 2000 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2002. N 7. Ст. 632.
6
Таможенный кодекс Таможенного Союза
7 Указанные изменения связаны
с приведением в соответствие понятий,
используемых в статье об ответственности
за контрабанду, и в статье 228.2 УК РФ "Нарушение
правил оборота наркотических средств
или психотропных веществ".
8 В соответствии с международными
договорами государств членов Таможенного
союза таможенной границей могут также
являться пределы отдельных территорий,
находящихся на территориях государств
- членов Таможенного союза.
9 Федеральный закон от 5 апреля
2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора
об особенностях уголовной и административной
ответственности за нарушения таможенного
законодательства Таможенного союза и
государств - членов Таможенного союза"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 2011. N 15. Ст. 2032. Договор также
ратифицирован Законом Республики Беларусь
от 8 мая 2011 г. N 248-З "О ратификации Договора
об особенностях уголовной и административной
ответственности за нарушения таможенного
законодательства Таможенного союза и
государств - членов Таможенного союза"
и Законом Республики Казахстан от 8 декабря
2011 г. N 506-IV "О ратификации Договора об
особенностях уголовной и административной
ответственности за нарушения таможенного
законодательства Таможенного союза и
государств - членов Таможенного союза".
10 Федоров А.В. Уголовная ответственность
за незаконный оборот сильнодействующих
и ядовитых веществ в Российской Федерации
и Республике Беларусь // Наркоконтроль.
2008. N 3. С. 23 - 31
11 СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.
12 Российская газета.
1993. 4 мая.