Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:17, аттестационная работа
Актуальность проблемы борьбы с наркоманией не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны - эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. В общем, как говорится, - "проблема века", к тому же устойчиво переходящая из XX в XXI, да еще и "супертранснациональная".
Ведение 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 5
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ 8
Глава 3 ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ 49
Заключение 64
Список Литературы 68
Министерство высшего образования Российской Федерации
Институт экономики и правоведения
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
Допущен к защите
…..……./..……...2003 г.
…………………………..
Зав. кафедрой уголовного права и уголовного процесса
Кодзоев А Т
Выпускная квалификационная работа на тему
«Уголовно- правовые меры борьбы с Незаконным оборотом наркотиков »
6 курса юридического факультета
заочного отделения
Фамилия_______________________
Имя __________________________
Отчество______________________
Научный руководитель__________
Содержание
Ведение 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 5
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ 8
Глава 3 ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ 49
Заключение 64
Список Литературы 68
Ведение
Актуальность проблемы борьбы с наркоманией не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны - эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. В общем, как говорится, - "проблема века", к тому же устойчиво переходящая из XX в XXI, да еще и "супертранснациональная".
Трудности и сложности решения этой проблемы приводят к выработке подходов, едва ли не взаимоисключающих друг друга. В частности, достаточно серьезно обсуждается так называемый "голландский" опыт. Чаще всего его интерпретация сводится к официальному разрешению определенной категории граждан приобретать "легкие" наркотики. При этом, действительно, Нидерландам удалось достигнуть определенных успехов, главным из которых является стабилизация наркоситуации в стране. Число потребителей как "легких" наркотиков, так и "сильных" последние годы находится на одинаковом уровне (при том, что количество лиц, пользующихся сильными наркотиками, составляет не более 5% по сравнению с употребляющими "легкие" наркотики). Однако правы авторы, считающие, что указанные успехи было бы примитивно сводить лишь к легализации "легких" наркотиков и стабилизация наркоситуации стала возможной благодаря комплексному подходу к проблеме (эффективные усилия правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков, с их подпольным производством, с привлечением к уголовной ответственности крупных представителей наркобизнеса, гибкая и всесторонняя система социальной помощи наркоманам).
Диаметрально противоположную позицию занимают те, кто в качестве уголовно - правовой "панацеи" от наркомании предлагают (под предлогом усиления уголовно - правовой борьбы с этим злом) криминализировать потребление наркотических средств, а также психотропных веществ, оборот которых в России запрещен. Так, в одном из законопроектов, поступивших в Государственную Думу в 2002 году, предлагается дополнить УК РФ ст. 233, устанавливающей ответственность именно за такие действия (санкция которой наряду с другими наказаниями предусматривает и лишение свободы на срок от одного до двух лет). Логика авторов инициативы (идеи эти обычно пробиваются представителями МВД) предельно проста и звучит примерно так: "Да, мы понимаем, что истинная опасность исходит не от потребителей этого страшного зелья, а от его производителей и продавцов. Но ведь на последних, особенно на сбытчиков, можно выйти лишь через потребителей. Иного реального пути нет". Но как соразмеряется эта логика с реальной картиной деятельности правоохранительных органов (в первую очередь тех же органов внутренних дел) и судов по борьбе с наркотизмом и его преступными проявлениями? Обратимся к официальной статистике. Согласно данным Главного информационного центра МВД РФ в 2002 году зарегистрирован 181481 случай незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ, в том числе с целью их сбыта или сбыт - 31800. Получается, что продавцы (сбытчики) составляют в этой массе лишь примерно 17,5%. То есть, чтобы изобличить одного наркодельца, необходимо привлечь к уголовной ответственности 5 - 6 больных наркоманов. Думается, что тут и намека нет на эффективность предлагаемых "решительных" мер, и вряд ли их авторы настолько наивны, что этого не осознают.
Эта ситуация и обуславливает выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Как и ожидалось, в процессе применения нового УК РФ возникло множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Речь идет, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ "крупный размер" наркотических средств.
Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака является "Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте", составленная на основании протоколов заседаний этого комитета N 53/9-96 от 17.12.96, N 54/10-96 от 25.12.96 и N 2/56-97 от 30.04.97, имеющая силу рекомендации.
О рекомендательном характере подобных документов можно судить, исходя из ранее данных Пленумом Верховного Суда РФ разъяснений о том, что при решении вопроса о крупном размере "судам следует исходить не только из их количества, но и свойств различных видов наркотических средств по степени их воздействия на организм человека; при этом необходимо учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков" (Постановление от 27 апреля 1993 г.).
На практике же органы следствия и суда воспринимают эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути специалистами достаточно узкого профиля дается установка, безусловно обязательная для исполнения судебно-следственными органами.
В качестве примера можно привести Приморский край. На территории края, в основном в его южных районах, произрастает маньчжурская конопля, являющаяся сырьем для изготовления марихуаны.
В соответствии с действовавшим до недавнего времени заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков к небольшим размерам наркотических средств относилась марихуана высушенная весом до 5 граммов, к крупным - 500 и более. А в указанной ниже Сводной таблице к небольшим размерам тот же Постоянный комитет отнес марихуану высушенную весом до 0,1 грамма, свыше - к крупным, влекущим уголовную ответственность. Таким образом, минимальный размер наркотиков, определяющий границу между уголовной и административной ответственностью, уменьшился в 50 раз.
При этом в примечаниях к Сводной таблице сделана малоубедительная, на наш взгляд, попытка обосновать такое решение. Авторы примечания, в частности, справедливо утверждают, что биологическая активность растительных наркотиков определяется не столько их физической массой, сколько содержанием в них действующих начал. В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале изменяется в десятки и сотни раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения и способов их обработки.
Между тем применительно к Приморскому краю очаги произрастания конопли географически не изменились. Не произошло с коноплей и каких-либо генетических метаморфоз. И если в 1 грамме марихуаны 5 - 10 лет тому назад содержалось определенное количество основного начала, то и сейчас это содержание остается тем же в том же самом весовом соотношении.
Кажущаяся мелочь в определении уголовно наказуемого использования размера наркотических веществ на практике привела не только к серьезному перекосу в правоприменительной деятельности, но и в целом в стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически произошел, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно - репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. В Приморье, например, уже в прошлом году зарегистрировано в 2 раза больше таких преступлений.
Все это обуславливает необходимость скорейшего пересмотра основных параметров заключения Постоянного комитета по контролю наркотиков, чтобы устранить неправильное применение нового уголовного закона, избежать ошибок в правоприменительной практике. Причем сделать это желательно с привлечением широкого круга специалистов, в том числе юристов - практиков, криминологов.
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Уголовный кодекс Российской Федерации выделяет в своем составе преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в отдельную главу « Преступления против здоровья населения».
Рассмотрим эти составы преступлений.
Статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ
1. Незаконные приобретение
или хранение без цели сбыта
наркотических средств или
наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
2. Незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
4. Деяния, предусмотренные
частями второй или третьей
настоящей статьи, совершенные организованной
группой либо в отношении
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
5. Нарушение правил
производства, изготовления, переработки,
хранения, учета, отпуска, реализации,
продажи, распределения,
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
1. Статья 228 УК предусматривает, по сути дела, три самостоятельных состава преступления:
а) незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч. 1);
б) незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 - 4);
в) нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем (ч. 5).
Различна и степень общественной опасности рассматриваемых деяний. Острие уголовной репрессии обращено, прежде всего, на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта. Речь идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере.
2. Основным непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, является безопасность здоровья населения. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений (при нарушении установленных правил производства наркотических средств или психотропных веществ) и т.д. Указанные отношения являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемых составов преступлений.
Информация о работе Уголовно- правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков