Уголовное право по "Саксонской правде"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В течение многих лет вел Карл Великий войны с саксами. Свободные общинники (саксы) сопротивлялись подавлению и закрепощению, установлению в земле саксов «порядка» по франкскому образцу. Карл суровыми мерами расправлялся с ними. В Анналах 783 года было записано: «Франки стали победителями. И убито там было многое множество саксов, так что немногие спаслись бегством». С другой стороны, Карл вступил в соглашение с саксонской знатью. Поддерживая саксонскую знать, он стремился при ее участии облегчить подавление и ограбление масс. Опираясь на Карла Великого, саксонская знать в свою очередь добивалась обеспечения своего господства над закрепощаемыми крестьянами.

Содержание работы

Часть 1. Уголовное право по «Саксонской правде».
Чсть 2. Государственный строй Франции по Конституции Франции 1946г. 1.Исторические предпосылки принятия Конституции 1946 г.
2. Государственный строй по Конституции 1946 г.
3.Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная №2 по истории зарубежного государства и права.docx

— 41.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

История государства и права  зарубежных стран

 

Часть1.  Уголовное право по «Саксонской правде»

Часть 2. Государственный строй  Франции по Конституции                      Франции 1946г.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Сафронова Надежда Александровна

Группа: ЮР-13КТ

 

Проверил:

Преподаватель:  Бодрова Э.Э.


Краснотурьинск

2013

 

Содержание

 

Часть 1. Уголовное право по «Саксонской правде».

Чсть 2.   Государственный строй Франции по Конституции  Франции 1946г. 1.Исторические предпосылки  принятия Конституции 1946 г.  
2. Государственный строй по Конституции 1946 г.

3.Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               САКСОНСКАЯ ПРАВДА (лат. Lex Saxonum) -запись обычного права германского племени саксов, одна из т.н. варварских правд. Зафиксирована на Аахенском рейхстаге 802 г. и окончательно оформлена на рейхстаге в Зальце в 803 г. после франкского завоевания Саксонии. Состоит из 66 лаконично сформулированных статей. Наибольшую ценность С.п. представляет как источник по социальному строю саксов. Она фиксирует членение племени на родовую знать (nobiles), основную массу свободных (liberi), литов и рабов. В С.п. нашло юридическое закрепление глубокое различие в социальном статусе нобилей и liberi - т.е. внутри слоя свободных. Нобилям посвящены статьи (1-20), где они выступают единственными носителями правовых норм                                  

В течение многих лет вел  Карл Великий войны с саксами. Свободные общинники (саксы) сопротивлялись подавлению и закрепощению, установлению в земле саксов «порядка» по франкскому образцу. Карл суровыми мерами расправлялся с ними. В Анналах 783 года было записано: «Франки стали победителями. И убито там было многое множество саксов, так что немногие спаслись бегством». С другой стороны, Карл вступил в соглашение с саксонской знатью. Поддерживая саксонскую знать, он стремился при ее участии облегчить подавление и ограбление масс. Опираясь на Карла Великого, саксонская знать в свою очередь добивалась обеспечения своего господства над закрепощаемыми крестьянами. По свидетельству Анналов, Карл назначал в Саксонию графов из «знатнейших саксонского рода». Но из года в год восставали саксы. Казнями, страхом смерти пытался Карл обуздать массы. В Капитулярии об областях Саксонии (782 или 785 гг.) из 14 первых статей 12 грозят смертью, одна из них грозит смертью даже тому, кто поест мяса в великий пост (ст. 4). В источниках рассказывают об опустошениях саксонских земель, о тысячах убитых, о взятии тысяч заложников (в 795 году их было взято 7070 человек), о выселении многих тысяч саксов («каждого третьего с детьми»). «Умиротворив» таким образом саксов, Карл пытался укрепить свою власть соглашением с более широкими кругами господствующего класса Саксонии, частичным приравниванием саксов к франкам, смягчением наказаний, заменяя в основной массе случаев смертную казнь штрафом и даже дифференцируя его в зависимости от сословного положения правонарушителя.

В 797 году «во дворце, на собрании всех подчиненных ему (Карлу Великому) достопочтенных епископов, аббатов  и сиятельных графов»,— как говорится  в Саксонском Капитулярии того же года, — «...когда собрались также (по-видимому, знатные) от различных саксонских областей, как вестфальских и анграрских, так и остфальских, — все единодушно согласились и порешили, чтобы по тем постановлениям, по которым франки, нарушившие королевский банн, платят 60 солидов, столько же платили и саксы, если где-либо они нарушат эти банны».

В начале IX столетия, в период превращения франкского королевства  в империю, Карл пытался ввести законность, бороться с вымогательствами и взяточничеством, пресечь неправосудие, «чтобы судьи  судили согласно писаному закону, а  не по своему произволу», придать вид  «народности» своей политике. Тогда  переписывались, дополнялись и изменялись Правды (прежде всего Салическая), составлялись новые Правды для завоеванных областей. Так была составлена (в 802—803 гг.) Саксонская Правда. Сохранилась она в двух списках (Корвейском и Шпангенбергском).

Саксонская Правда состоит  из 66 статей. Некоторая пестрота содержания давала основание исследователям утверждать, что Правда составлена была из разных частей (от двух до пяти). В Корвейском списке часть Правды, начиная с 24-й статьи, озаглавлена: «Правда Франков» (Lex Francorum), словно народам Саксонской части противопоставлялась часть, продиктованная франками.

Все же наиболее вероятно, что  Саксонская Правда составлялась в целом  придворным аппаратом Карла Великого с участием представителей саксонской знати. При составлении Правды использованы были указанные Капитулярии (782—785 гг. и 797 г.) и Франкские Правды, в особенности  Рипуарская, рассчитанная на общество, в котором классовое расслоение и процесс закрепощения крестьянства пошли значительно дальше, чем у саксов.

Несмотря на частичное  смягчение установленных в Капитуляриях наказаний, Правду считали «свирепейшим законом» (lex crudelissima). Охрана политической власти, власти господина, охрана частной собственности, утверждение наследственной собственности, более привилегированное положение знати, по сравнению с простыми свободными и литами,— все это свидетельствует о том, что Саксонская Правда, по существу, представляла собою «статут знати». Этим объясняется и ее суровость.

Перевод Правды с латыни сделан по тексту, приведенному В. Протопоповым в «Сборнике памятников древнего западно-европейского права», под редакцией П. Виноградова и М. Владимирского-Буданова, вып. II, 1908. Текст дается с некоторыми сокращениями.

                                                Саксонская правда

1. За удар, нанесенный знатному, 30 солидов, или, если отрицает (свою вину), пусть сам-третей присягнет.

2. (За) синяк и опухоль — 60 солидов, или пусть сам-шестой рисягнет.

3. Если идет кровь — 120 солидов, или с одиннадцатью (соприсяжниками) пусть присягнет.

4. Если кость обнажилась — 180 солидов, или с одиннадцатью пусть присягнет.

5. Если сломал кость или изувечил лицо, пронзил туловище, или бедро, или руку — 240 солидов, или с одиннадцатью пусть присягнет.

6. Если (кто) схватил другого за волосы, пусть уплатит 120 солидов, или пусть сам-одиннадцатый присягнет.

8. Кто бы ни кинулся на другого с обнаженным мечом, но был задержан другими — 12 солидов пусть уплатит, или же пусть присягнет, держа за руку своего зависимого, или над своим оружием.

13. Большой палец, отрубленный целиком, пусть возместится 360-тью солидами; если наполовину — пусть возместится 180-тью. Если мизинец целиком — 240 солидов, если одно сочленение пальца — 80; если два сочленения — 160; если весь — как (сказано) выше. Если указательный палец — 180; а за каждое из отдельных сочленений пусть платит третью часть всего штрафа. Средний палец и безымянный пусть возмещаются 120-тью солидами каждый; а за их сочленения — как сказано (выше) о прочих (пальцах). Большой палец ноги пусть возмещается половиною {стоимости) большого пальца руки, — три средних пальца (ноги) пусть возмещаются половиною возмещения за средний и безымянный палец (руки); мизинец (ноги) пусть возмещается половиною (стоимости) одного из трех (средних) пальцев ноги.

14. Кто убил знатного, пусть внесет 1440 солидов.

15. Какое бы из указанных выше деяний ни было совершено по отношению к женщине — если она была девушка, пусть возмещается в двукратном размере, а если она уже рожавшая, то пусть возмещается в однократном размере.

16. За убитого лита 120 солидов пусть платят; а штраф за раны — во всех случаях в двенадцать раз меньший, чем за (раны) знатного человека; или же, если отрицает, то пусть сам-двенадцатый присягнет. Если (кто-либо) был убит в толпе или (во время) мятежа, то пусть тот, кому вменяется его смерть, платит или пусть отрицает (свою вину) присягою двенадцати человек.

17. (За) убийство раба знатным пусть возмещается 36-тью солидами, или же пусть отрицается тремя соприсяжниками; (убийство раба) свободным или литом пусть отрицается полной присягой (То есть сам-двенадцатый).

21. Кто в церкви убил человека, или совершил какую-нибудь кражу, или взломал ее, или заведомо дал ложную клятву, — да будет наказан смертью.

22. А кто дал ложную присягу по неведению, пусть выкупит свою руку, так присягнувший.

24. Закон франков. Кто замыслил против королевства, или против жизни короля франков, или сыновей его, карается смертью.

25. Кто убил своего господина, карается смертью.

26. Кто убил сына своего господина, или обесчестил дочь, или жену, или мать (его), — да будет убит по воле господина.

27. Кто убил человека из файды (Файда — вначале кровная месть, затем — «распря») в собственном доме, карается смертью.

28. Осужденному на смерть да нигде не будет мира; если он укрылся в церкви, да будет выдан.

32. Кто проник ночью в чужой дом посредством подкопа или взлома и похитил на два солида, да будет казнен смертью; если он там был убит, то пусть не платят (за его убийство).

35. Кто совершил кражу, днем или ночью, какой бы то ни было вещи стоимостью в три солида, карается смертью.

36. (Если) кто-либо совершил кражу чего-либо стоимостью хоть на один денарий меньше трех солидов, то пусть он возместит, что украл, в девятикратном размере, а в качестве штрафа, если это знатный — 12 солидов, если свободный — 6; если лит — 4; и соучастник — равным образом.

37. Кто причинил какой-либо вред человеку, идущему в поход или с похода, ко дворцу или из дворца, пусть возместит в троекратном размере.

40. Желающий взять себе  жену пусть даст ее родителям  300 солидов; если же (кто) взял себе жену без воли (ее) родителей, но с согласия девушки, то пусть уплатит ее родителям дважды 300 солидов; а если ни родители, ни девушка не дали согласия, то есть если она похищена насильно, то пусть уплатит ее родителям 300 солидов, девушке — 240 солидов, и пусть возвратит ее родителям.

41. Отец и мать по  смерти своей оставляют наследственную (земельную) собственность сыну, а не дочери.

44. (Если) кто оставил по  смерти не сыновей, а дочерей,  то пусть вся наследственная (земельная)  собственность принадлежит им; а  опека над ними пусть будет  передана брату или ближайшему (родственнику) из отцовского рода.

48. Из того, что муж и жена приобрели вместе, жена да получит половину, — так у вестфалов; у остфалов и анграриев она не должна ничего получать, но да довольствуется своим приданым.

50. Что бы ни совершил раб или крепостной по приказу господина, — пусть возмещает господин.

62. Да не будет никому дозволено, кроме как в пользу церкви или короля, отчуждать свое наследственное имущество, лишая своего наследника наследства, за исключением если он окажется принужден (к этому) необходимостью из-за голода, с тем, чтобы иметь поддержку от получившего; а рабов да будет дозволено отдавать и продавать.

63. Кто заявил, что его земля занята другим, пусть докажет, что она была его, с привлечением надлежащих свидетелей; если занявший (землю) будет возражать, то пусть решается полем, и если занявший (землю) согласится с ним, то пусть вернет ему то, что занял, не более.

65. Королевскому литу да будет дозволено приобрести (emere) себе жену, где бы он ни захотел, но да не будет позволено продать всякую женщину.

66. Солид бывает двоякий: один содержит две трети монеты, то есть (стоимость) годовалого двенадцатимесячного быка или овцы с ягненком; другой солид (содержит) три трети монеты, т. е. (стоимость) шестнадцатимесячного быка; меньшим солидом возмещаются человекоубийства, большим выплачиваются все прочие возмещения.

 1. Исторические предпосылки  принятия Конституции 1946 г.  
 
          Вскоре после окончания Второй Мировой войны по Европе прокатилась так называемая «вторая волна» конституций, базирующихся на принципах демократии и парламентаризма, среди которых одной из первых была Конституция Французской республики 1946 г. И тому имелись свои предпосылки. 
Условно, все предпосылки можно разделить на общеевропейские и характерные исключительно для Франции.  
             Для того, чтобы лучше понять первые, необходимо обратиться к страницам мировой истории. Что мы видим на рубеже 1945-1946 гг.? Еще не отзвучала канонада последней войны, а мир уже вновь погрузился в жестокое, хоть на этот раз и скрытое, противостояние двух держав, в роли которых теперь выступают страны-победительницы: США и СССР. Говоря формально, Англия и Франция так же должны быть причисленны к ним. Их участие в борьбе с немецким фашизмом отражено во всех документах, нельзя недооценивать роли французского подполья и английских экспедиционных войск. Они внесли свой вклад в дело победы над врагом. Однако еще с середины 1943 года становится ясно, что две старейшие и мощнейшие геополитические силы Европы постепенно уходят в тень, уступая мировую арену новым лидерам. И если Англия, ведомая воинственным, но хитроумным и расчетливым Черчилем еще пыталась даже в послевоенное время создавать хотя бы иллюзию своего прежнего могущества, то Франция, попавшая под оккупацию немецких войск еще в самом начале войны, вплоть до 1944 года не имела решительно никаких средств для реализации своей политики. Справедливости ради стоит отметить, что и политики этой как таковой на тот момент не было, ибо Третья республика не смогла справиться с военной угрозой со стороны Германии и, следовательно, не оправдала возложенных на нее надежд. 
К этому нужно еще прибавить экономическое состояние Европы. Возьму на себя смелость охарактеризовать геополитическое пространство этого региона после войны как «постевропейское». Я намеренно прибегаю к этому термину, потому что не могу назвать его европейским в силу ряда причин. 
           Во-первых, лично я понимаю Европу как нечто, соединенное воедино культурными, но прежде всего экономическими связями. На протяжении долгих лет войны на этом континенте были направлены лишь на перераспределение уже существующих экономических благ. Не одна воюющая сторона не была заинтересована в их уничтожении, ибо это нарушило бы слаживавшуюся веками систему связей между европейскими государствами. В их основе лежит ограниченность ресурсов. Со времен крестовых походов европейцы пытались найти выход из сложившейся патовой ситуации, но никогда, вплоть до первой и второй мировых войн, не прибегали таких радикальных средств как уничтожение факторов производства, ктоторые благодаря специфике европейской войны могли послужить как одной, так и другой воюющей стороне. Так было до появления на мировой арене сильной, объединенной Германии. Обе ее неудачные попытки полностью взять под свой контроль европейское пространство, на котором изначально было возможно лишь доминирование, но никак не тотальное господство, привели к разрушению самого этого пространства. Теперь Европа, прежде являвшаяся ядром, сердцем правовой, политической, экономической и социальной жизни на планете, стала частью, пусть даже достаточно важной, общемирового геополитического пространства. 
             Во-вторых, можно отметить, что прежнее пространство континентальной Европы перестало быть европейским еще и потому, что экономико-политические связи, основанные на централизации и перераспределении средств производства между определенными системами, которые именуются государствами, были разрушены, так как были разрушены сами эти государства.    Веками складывавшиеся монолиты государств ушли в небытие, а на их место пришли новые, часто объявлявшие себя преемниками старых, но на мой взгляд совершенно отличные от них страны. Здесь я намеренно не дифференцирую понятия «страна» и «государство», потому что в хаосе военного времени различия между ними стирались. Так любая страна, оккупированная фашистами, имела кроме марионеточного правительства еще и истинное, которое выражалось и активизировалось в подпольном движении и было едино со страной и народом. Любая война требует мобилизации и объединения всех сил общества для достижения общей цели, не оставляя места демократии. 
               В-третьих, культурные связи тоже были разрушенны. Появились такие немыслимые раньше понятия как «расовая ненависть», «геноцид».  Известно, что теория «белого человека», который несет просвещение и культуру другим народам, поставленный для того, чтобы олицетворять цивилизованность и высшие идеалы, была очень распостранена в Европе в конце XIX-начале XX веков. Немыслимо, как этот образованный, утонченный европеец мог опуститься до невыносимых зверств, расправ над представителями других наций, совершаемых с улыбкой на устах. 
Естественно, все эти перемены не могли не затронуть Францию. Были разрушены финансовые, культурные, производственные связи, а марионеточное правительство, стоявшее во главе второй в мире колониальной державы во время фашистской оккупации(так называемый режим Виши) не делало решительно никаких шагов для улучшения жизни страны. Более того, активно велась пропаганда фашисткой идеологии. Была даже создана совместная франко-германская дивизия СС «Шарлемань», а глава нового режима Анри Филлип Петен лично встречался с Адольфом Гитлером. В то же время активно действовало движение сопротивления, а Шарль де Голль был признан лидером всех свободных французов (позднее, во время четвертой республики, господин де Голль ушел в отставку, заявив, что Франция должна иметь сильную центральную власть). 
Говоря о предпосылках характерных для Франции, нельзя не отметить ее вековые традиции парламентаризма этой европейской державы. Великая французская буржуазная революция, Парижская коммуна — все это лишь подтверждает, что традиции свободолюбия, народовластия были там особо сильны.

Информация о работе Уголовное право по "Саксонской правде"