Законодательство, в том числе и танское,
не знало и разработанного института необходимой
обороны, но освобождало от ответственности
ближайших родственников - сына, внука
и пр., защищавших от нападения отца, мать,
деда, бабку, ибо негативные последствия
этих действий, вплоть до убийства нападавшего,
не были продиктованы их преступной волей.
В этом же ключе оценивалось и преступное
деяние слуги, совершенное по приказу
хозяина. Требование "сыновьего благочестия"
неизменно диктовало закрепление вышеуказанных
норм в китайском законодательстве вплоть
до XX в., также как и норм о признании преступным
доноса на своих ближайших родственников
и об освобождении от ответственности
за укрывательство членов семьи, совершивших
преступление.
По танскому кодексу смягчались, как
правило, наказания за преступления по
трем категориям лиц: "старым и малым",
а также инвалидам. Но часто детям преступника
грозила продажа в рабство. Женщины могли
быть казнены, но не могли быть сосланы,
а казнь беременной женщины отсрочивалась
на 100 дней после рождения ребенка.
Классификация преступлений в зависимости
от их общественной опасности в свете
конфуцианской морали покоилась в традиционном
праве на концепции "10 зол". При этом
объектом преступного посягательства
выступал ритуал, нарушение которого в
форме непокорства, сыновьей непочтительности,
несогласия и пр. определяло крайнюю расплывчатость
уголовно-правовой нормы, дающей возможность
самому судье оценивать тяжесть преступления,
относить к той или иной ритуальной категории
практически любое преступление. Это свойство
"10 зол" во все века ценилось в Китае,
где не испытывали уважения к писаному
закону, не допускающему расширенного
толкования правовой нормы.
К первому из "10 зол" относился "заговор
о мятеже против государя", в категорию
которого мог быть отнесен сговор о любом
причинении вреда императору. Главное
в этой категории преступлений - направленность
преступного посягательства против императора,
"сына неба", естественных "небесных"
установлений. В том же плане трактовались
последующие две формы зла. "Великое
непокорство", бунт против существующих
порядков и морали, - конкретно к этой категории
преступлений был отнесен умысел с целью разрушить, попытка
разрушить или разрушение храма и могил
предков императора или императорской
резиденции. Третье зло - "заговор,
измена", означающие измену императору,
государству, переход на сторону его врагов,
мятеж, бегство из страны или попытка побега
из осажденного города.
Все лица, совершившие эти преступления,
а также члены их семей считались "неисполнившими
долг подданных". Преступники, их отцы
и сыновья старше 16 лет подлежали смертной
казни через обезглавливание, женщины
семьи (матери, незамужние дочери, жены,
наложницы - вместе со слугами) конфисковывались
в качестве рабов.
Четвертое зло - "неподчинение, непокорство" -
охватывало преступления против близких
родственников, убийство или избиение
деда, бабки, родителей, умысел убить их,
убийство старших братьев, сестер, близких
кровных родственников мужа (но не жены):
его родителей, бабки или деда.
Пятое зло - "несправедливость, порочность"
- означало поведение, противоречащее
естественному порядку вещей, преступления,
совершенные с особой жестокостью, злобностью:
убийства в одной семье трех человек (если
они не совершали преступлений, за которые
полагалась смертная казнь) или совершение
преступления с особой жестокостью, например
с расчленением трупа, а также все виды
колдовских магических действий, приготовление,
хранение и передача другому лицу ядов
и пр.
Шестое зло - "выражение великого непочтения":
преступления, связанные с нарушением
особо значимых запретов ли, к числу которых
были отнесены, например, кража предметов
культа, а также вещей, используемых императором
(императорской печати, печатей его жены,
матери, бабки), а также оплошности, допущенные
при приготовлении ему пищи, лекарства,
злословие в его адрес. Все лица, совершившие
действия, угрожающие здоровью императора
или причинившие ему моральный или физический
вред (например, не выполнившие или подделавшие
его указ), подлежали удавлению. При этом
речь шла о такой исключающей умысел форме
вины как небрежность, ошибка.
Седьмые, восьмые, девятые и десятые формы
зла так или иначе были связаны с защитой
нравственного порядка в семье, рассматриваемого
в качестве основы социального порядка. Седьмое
зло - "выражение сыновьей непочтительности",
неподчинение родителям. К нему относились,
например, обвинение в неблаговидных действиях
деда, бабки, родителей, ругань в их адрес,
выделение из семьи и раздел имущества
без их согласия и пр.
Восьмое зло - "несогласие, разногласие" между
кровными родственниками: от умысла убить
или продать в рабство близкого родственника
до избиения женой мужа.
Девятое зло - "несправедливость, неправедность"
- включало в себя преступления, совершенные
друг против друга лицами, связанными
не семейными, а официальными, социально-иерархическими
узами, например, убийство подчиненным
своего начальника, командира, учителя-наставника
в конфуцианской морали, а также различные
формы выражения женой непочтения к мужу,
например неношение по нему траурной одежды
и пр.
Десятое зло - кровосмесительные половые связи, которые
включали в себя половые отношения не
только с кровными нисходящими и ближайшими
боковыми родственниками, но и с наложницами
деда и отца.
"10 зол" не покрывали все
преступные действия. Они были
своеобразным мерилом отношения
к другим преступлениям, среди
которых во все времена выделялись
преступления против конкретного
человека, посягательство на его
жизнь, здоровье и пр. Наказания
при этом определялись в традиционном
праве с учетом ряда факторов:
социального статуса, отношений
преступника и потерпевшего в
системе кровнород-ственных и
служебных связей, наличия и интенсивности
преступной воли и др. Преднамеренное
убийство влекло за собой самое
тяжелое наказание - обезглавливание.
От ответственности свободного
за убийство "по ошибке", во
время игры, например, можно было
откупиться. Только сговор рабов
и буцуев убить хозяина влек
за собой высшую меру наказания,
убийство же хозяином своего
раба и буцуя наказывалось
по танскому кодексу 100 ударами
толстыми палками, если они провинились
перед ним, если нет - то одним
годом каторги. Те же условия
учитывались при нанесении телесных
повреждений, но мера наказания
была меньшей. Муж, причинивший ранение
жене, наказывался менее строго,
чем в случае ранения постороннего
человека. За ранение наложницы
он вообще не наказывался.
К преступлениям против личности танским
кодексом относились многовариантные
ситуации продажи в рабство свободного
(с учетом возраста, пола, родства потерпевшего
и преступника), входящие в категорию "незаконного
перемещения вещи с присущего ей хозяйского
места", вместе с хищением и присвоением
различного рода имущества. Эти преступления
классифицировались и с учетом того, были
ли они совершены против частного или
казенного имущества, а также частным
или должностным лицом - чиновником. Учитывались
при этом и способы незаконного приобретения
имущества: ограбление, кража, взятка и
незаконное приобретение имущества, связанное
с использованием служебного положения.
Кража, наказуемая, как правило, битьем
толстыми палками, определялась как тайное
хищение имущества, грабеж - как открытое
хищение с помощью угроз или силы.
Особую группу преступлений доставляли
различные формы незаконного обогащения,
получение имущества обманом, с помощью
запугивания, покупки с применением силы
или чрезмерным получением выгоды. Таким
образом, стиралась грань между преступлением
и нарушением легальных ограничений договоров.
Учитывалась при вынесении наказания
и стоимость похищенного. Кража в особо
крупных размерах наказывалась по танскому
кодексу ссылкой с дополнительными каторжными
работами и компенсацией стоимости похищенной
вещи в двойном размере. Кража казенного
имущества увеличивала меру наказания,
кража у родственников - уменьшала. К краже
приравнивалось и причинение ущерба чужому
имуществу. Сурово карался поджог, затопление
чужого участка.
Мера наказания за должностные преступления
и прежде всего взяточничество варьировалась
в зависимости от того, нарушил ли чиновник
закон при получении "подарка", раскаялся
или нет, а также в зависимости от стоимости,
величины взятки. Виновными в преступлении
при этом считались обе стороны.
Китайское право не разделяло административного
и уголовного наказания. Любое нарушение
в сфере деятельности администрации влекло
за собой уголовное наказание, будь то
опоздание или невыход на работу чиновника
или разглашение государственной тайны.
При этом чиновник не нес наказания за
противоправное действие, если оно было
совершено по приказу начальника.
Особую группу преступлений составляли
различные нарушения моральных устоев
в семье, половые преступления, важнейшим
критерием негативной оценки которых
выступал также пол преступника и его
место в системе родственных связей с
потерпевшим. Наряду с преступлениями,
входящими в "10 зол", традиционное
право сурово карало прелюбодеяние, совращение
чиновником женщины, если она находилась
в сфере его административной власти,
изнасилование, особенно если раб насиловал
свободную женщину, и пр. Закон не считал
при этом преступлением половые связи
хозяина с рабыней или дочерью буцуев.
При династии Северный Вэй (V в.) традиционная
система наказаний включала в себя обезглавливание,
удавление, каторжные работы со ссылкой,
каторжные работы без ссылки, тогда же
в качестве наказания стало применяться
битье палками. В период Суй (VI в.) толстые
палки были дополнены тонкими. Танский
кодекс более чем на тысячелетие упорядочил
систему пяти основных наказаний: удары
тонкими палками (пять степеней: от 10 до
50 ударов), толстыми палками (пять степеней:
от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех
степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней
в зависимости от отдаленности местности:
от 2 до 3 тыс. ли') и смертная казнь в двух
формах (путем обезглавливания и удушения).
В 623 году была введена ссылка с дополнительными
каторжными работами, которой могла быть
заменена смертная казнь. В Х-XI вв. смертная
казнь была дополнена расчленением трупа
преступника.
Китайское право, таким образом, не знало
пожизненной каторги, но каторга на определенный
срок превращала фактически свободного
человека в раба. Чиновники в связи с этим
не наказывались каторжными работами.
Осужденные оставались на месте ссылки
пожизненно, только при династии Тан они
могли возвращаться домой по амнистии.
Не ссылались казенные рабы, вместо ссылки
их били палками.
В династийные кодексы из конфуцианского
источника Ли цзы были пе-ренесены "восемь
правил" применения наказания к лицам
высокого социаль-ного статуса. Восемь
категорий знатных лиц (первая - родственники,
вторая - верные друзья императора, "служившие
ему в течение длительного времени",
третья - "благородные люди, слова и
поступки которых могли служить образцом",
четвертая - "способные, талантливые
в военных и государ-ственных делах",
пятая - заслуженные военнослужащие, шестая
- знатные чиновники высших рангов и должностей,
седьмая - "усердные чиновники" и
восьмая - "гости", т.е. потомки царских
династий) в случае совершения ими ряда
преступлений, наказуемых смертной казнью,
не подпадали под юрисдикцию обычных судов.
Они отдавались на откуп императору при
определении наказания, его смягчении
или помиловании преступника.
При решении вопроса о наказании за преступления
пользовались преимуществами и другие
категории чиновников благодаря системе
заменяющих наказаний, когда каторга или
ссылка заменялись потерей должности.
Чем больше было у чиновника титулов, тем
больше было возможностей "погасить"
основное наказание. В случае серьезных
преступлений оставшаяся часть наказания
могла быть погашена штрафом.
Господствующее положение бюрократии
в обществе определяло нали-чие в традиционном
праве Китая и другого весьма специфического
института - "тени", на основании которого
родственники чиновника ("тенедателя")
по-лучали ряд особых социальных и правовых
преимуществ в зависимости от "силы
тени", измеряемой рангом чиновника
и степенью родства с ним "тене-получателей".
"Тень" давала возможность получения
должности на государ-ственной службе,
а также освобождала от ответственности
или смягчала на-казание при совершении
преступления. Последствия ее действия
были под-робнейшим образом зафиксированы
в танском кодексе. Даже самый мелкий чиновник
имел возможность "прикрыть" своей
"тенью" деда, бабку и др.
Принцип коллективной ответственности
трансформировался в течение столетий
не только за счет более четкого закрепления
круга лиц, подлежащих ответственности,
но и изменения форм наказания. К коллективной
ответственности стали привлекать лиц,
связанных не только родственными и служебными
узами, но и узами территориальными, административными
(соседи, местные власти) - за преступления,
совершенные на подведомственной территории
и пр. Все больше усложняется и детализируется
и система наказаний при коллективной
ответственности.
Коллективная ответственность двух видов
"юаньцзо" и "ляньцзо".
"Юаньцзо" предполагала ответственность
родственников преступников, осужденных
за антигосударственные преступления.
Родственники считались виновными
в том, что не смогли предотвратить
преступление. В XVII - XIX вв. часто казнили
даже учителя преступника, вменяя
ему вину за упущение в обучении
ученика.
Обычно под действие принципа общесемейной
ответственности попадали близкие родственник
преступника, живущие с ним одной семьей,
его жена и дети. От наказания освобождались
лишь дочь, вышедшая замуж; сын, отданный
в усыновление в другую семью; и член семьи,
ставший монахом.
Вторым видом коллективной ответственности
была общеслужебная ответственность "ляньцзо",
наказание сослуживцев чиновника, совершившего
проступок по службе.
Чиновник, совершивший преступление
или допустивший ошибку, считался главарем,
а остальные - пособниками. Всегда привлекались
к ответственности начальник административного
органа и подчиненный ему чиновник, непосредственно
совершивший проступок.
В случае совершения преступлений группой
лиц при наказании виновных, мера наказания
зависела от признания судом данного лица
зачинщиком, главарем или пособником.
Главарь и пособники не выделялись при
наказаниях за преступления, признаваемыми
особо тяжкими: за умысел убить старшего
кровного.
Глава 6. Заключение.
Таким образом, все средневековые
правовые системы стран Востока утверждали
неравенство: сословное, кастовое, в семье,
по признакам пола, мелочно регламентируя
поведение людей во всех сферах общественной
жизни.
Право средневекового Китая
основывалось, в первую очередь, на конфуцианской
морали.
Китайские кодексы феодального
периода содержали лишь административные
предписания или нормы, относящиеся к
уголовному праву; гражданско-правовые
правила попадали в них лишь тогда, когда
нарушение норм обычая влекло уголовные
санкции.
Примечательной особенностью
обязательственного права в Китае был
его автономный характер, представители
власти не участвовали в заключении обязательств.