Уголовное право в СССР в военные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается развитие права в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе.

Содержание работы

Введение 3
1. Начало В.О.В. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени. 4
1.1. Начало Великой Отечественной Войны. Битва под Москвой 1941-1942г. 4
1.2. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени 1941-1945г. 9
1.3. Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны. 15
2. Уголовное право в СССР в военные годы. 20
2.1. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны. 20
2.2.Уголовно-процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами. 24
2.3. Военные трибуналы. 27
3.Основные изменения в праве в условиях войны. 33
3.1. Трудовое право 33
3.2. Семейное право 36
3.3 Гражданское право 39
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИГП.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности  за разглашение государственной  тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность  в виде лишения свободы для  должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную  ответственность воинских начальников  за незаконное награждение1.

Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию  этой части, а виновные подлежали  суду военного трибунала.

Устанавливалась ответственность  за незаконное хранение оружия для  лиц, проживающих на освобожденных  территориях и не сдавших трофейное  оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава  преступления. Ответственность за нее  возросла.

Была усилена и уголовная  ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных.«Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять -- к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний».

Широко применялась в это  время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины1.

Следует так же отметить, что еще  одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление), даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы и т. д.

Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса - гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

 

2.2.Уголовно-процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами.

Источниками процессуальных норм в  деятельности военных трибуналов являлись Конституция 1936 г., Закон о судоустройстве 1938 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923г., Положение «О военных  трибуналах и военной прокуратуре» 1926г., отдельные нормативные решения  центральных органов власти, ведомственные  директивы, приказы и инструкции.

В истории развития института возбуждения  уголовного дела в военное время  основную роль сыграли нормативные  акты, принятые в период Великой  Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. были расширены полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались в местностях, объявленных на военном положении1. Инструкция по производству дознания в Военно-Морском Флоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября 1942 г., принятые НКО СССР, четко определяли порядок возбуждения уголовного дела и ведения процедуры дознания в воинских частях и военизированных учреждениях и требовали при этом четкого соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органами дознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Такое решение оформлялось специальным постановлением.

Положение о военных трибуналах определяло новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов  после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало  никаких сообщений от лиц, которые  располагали данной компетенцией. Были сжаты сроки следствия по некоторым  категориям уголовных дел.

Война вызвала необходимость внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Вводился новый порядок  рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Большее внимание уделялось проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР1.

Ключевыми особенностями судопроизводства военных трибуналов в годы войны  являлись: рассмотрение дел без участия  сторон в основном в закрытых судебных заседаниях; сжатые сроки судопроизводства; обеспечение дополнительных полномочий командованию войсковых подразделений  в уголовном судопроизводстве; недопустимость кассационного обжалования приговоров; подчинение деятельности всех военно-судебных органов выполнению первостепенной задачи обеспечения победы над врагом. В годы войны приговоры к высшей мере наказания - расстрелу использовались военными трибуналами в качестве исключительной меры в главным образом по делам о государственных и особо опасных общеуголовных преступлениях. По ясным причинам число таких приговоров было больше, чем в предвоенные годы. Но в период военного времени военные трибуналы широко применяли отсрочку исполнения приговора с определением в штрафные части, что основывало вероятность достижения целей наказания с разумным использованием человеческих контингентов Вооруженных Сил СССР.

Опыт деятельности военных трибуналов в годы войны позволяет сделать  вывод, что в обстановке военного времени нужно устанавливать  особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовных дел военными и специальными судами, поскольку эффективная реализация правосудия ими в военной ситуации не возможно на правовой базе мирного  периода времени. Результативность деятельности военных трибуналов войск  НКВД СССР как в обстоятельствах  мирного, так и военного времени  обеспечивалась проведением своевременных и оперативных организационно-правовых изменений, централизованным руководством ими со стороны руководящих и директивных органов. Военным трибуналам была предназначена особенная роль в чрезвычайных условиях, в военных условиях, в решении сложных внутриполитических задач.

 

2.3. Военные трибуналы.

По положению ВЦИК от 1922г. контроль за работой военных судебных органов осуществлял НКЮ РСФСР.В связи с образованием СССР и утверждением статуса Верховного Суда СССР, контроль (надзор)за работой военных судебных органов был возложен на Военную Коллегию ВС СССР, Военная Коллегия РСФСР была упразднена, таким образом военные судебные органы приобрели статус общесоюзного значения. 20 августа 1926г. ЦИК и СНК СССР утверждает положение о военных трибуналах (ВТ) и военной прокуратуры (ВП).Согласно положения, ВТ учреждались при всех военных округах(ВО),отдельных армиях, флотах, корпусах и дивизиях РККА. Компетенция ВТ была ограничена.Так например, ВТ дивизии мог рассматривать уголовные дела военнослужащих занимающих должности не выше комбата1. Дела на вышестоящих командиров передавались в ВТ корпуса. ВТ ВО могли рассматривать уголовные дела военнослужащих любого ранга, однако наиболее важные дела (маршалов, командармов, комкоров, наркомов и т.д.)передавались на рассмотрение Военной Коллегии ВС СССР (ВК ВС СССР). Военные трибуналы состояли из председателя суда, трех членов суда, секретаря, утвержденного военного прокурора и военных следователей, присутствие которых в зале суда было обязательным.

В 1938г. в Закон о судоустройстве были внесены незначительные изменения которые касались военных судебных органов. Согласно Закона, все ВТ функционировали как суды рассматривающие дела первой инстанции. ВТ ВО, флотов были наделены кассационными и надзорными правами.Судебное управление ВТ было передано НКЮ СССР. Согласно Конституции СССР 1936г.,судьи ВТ избирались делегатами Съезда сроком на пять лет.

По положению от 17 декабря 1933г.в Прокуратуре была учреждена новая должность-Прокурор СССР, прежняя должность Прокурора Верховного Суда была упразднена. Органы военной прокуратуры были оставлены в подчинении Прокуратуры Верховного Суда СССР.

В период войны военные  карающие органы (термин того времени) состояли из Особых отделов НКВД, ВП и ВТ. Триады существовали в ВО, армиях, корпусах, дивизиях РККА и флота. Личный состав Особых отделов НКВД (Управление ОО было восстановлено 17июля 1941г. до этого 3 Управление НКО,3 Управление НК ВМФ и 3-й отдел НКВД СССР) состоял из начальника, заместителя начальника, коменданта и бойцов комендантского взвода. В ведении коменданта находилось тюремное помещение. Особые отделы НКВД должны были следить за морально-политическими взглядами красноармейцев, не допускать разглашение гостайны, выявлять враждебные элементы среди бойцов и командиров, не допускать антисоветской агитации и т.д.Следователи ОО НКВД наделялись следующими правами производить аресты бойцов и младших командиров и если находили в их действиях состав КРД, возбуждать против них уголовные дела по государственным преступлениям. Материалы уголовных дел (не связанные с КРД)ОО НКВД направляли следственным органам военной прокуратуры. ОО НКВД не имел права производить арест: старшего и нач. комсостава РККА и флота без согласия наркома НКО СССР т.к. 3 января 1939г вышел приказ №001 наркома1 НКО Ворошилова "О порядке выдачи разрешения на аресты начальственного состава РККА".В приказе говорилось:" В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1 декабря 1938г.разрешение на аресты военнослужащих высшего, старшего и среднего начсостава РККА могут даваться только мною. Настоящий приказ довести до командиров и военных комиссаров всех полков включительно".  Подпись-нарком обороны СССР Маршал Советского Союза К.Ворошилов".Личный состав военной Прокуратуры состоял из военного прокурора,2-3 следователей (в зависимости от принадлежности к тем или иным войсковым соединениям) и секретаря2. Прокурор корпуса обычно должен был иметь звание не ниже бригвоенюриста. Военные следователи вели не только воинские преступления, но и общеуголовные: грабеж, разбой, мародерство, изнасилование и т.д.Военные прокуроры осуществляли надзор за ведением следствия по этим делам и соблюдения соцзаконности. Контроль за работой следователей ОО НКВД в частях РККА, военные прокуроры осуществляли часто формально.

С началом Великой Отечественной  войны работа судебных органов была пересмотрена.22 июня 1941г.,вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении".Согласно Указа все преступления совершенные на территории объявленной на военном положении передавались на рассмотрение ВТ, которым было предоставлено право проводить судебные заседания (без участия народных заседателей и адвокатов)по законам военного времени. Основные дела направлялись в ВТ из двух источников: ОО НКВД и военной Прокуратуры. Дела рассматривались через 24 часа после того, как обвиняемому вручалась копия обвинительного заключения. Приговоры к ВМН старшего комсостава РККА согласовывались по телеграфу с Председателем ВК или Главным военным прокурором и в случае не ответа на запрос в течении 72 часов, приводились в исполнение. Приговоры к ВМН рядового и мл.комсостава приводились в исполнение немедленно1. Расстрел осужденного производился бойцами того же подразделения перед строем красноармейцев. В июле 1941г. процедура телеграфного согласования была упразднена.Право утверждения приговоров ВТ была предоставлена командирам и военным комиссарам дивизий и корпусов которые находились в районах объявленных на военном положении.6 июля 1941г. вышел Указ Президиума ВС СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения".

В декабре 1941г.к подсудности  ВТ были отнесены дела связанные с  самовольным уходом с работы персонала  оборонных предприятий и ж/д транспорта2. ОСО НКВД наделяется особыми полномочьями согласно "Положению о военных трибуналах" от 22.06.1941г.Линейные железнодорожные суды были реорганизованы в транспортные ВТ.

В период 1941-45гг. на территории СССР систему правосудия осуществляли: ВТ Красной Армии и флота, ОСО НКВД, ВТ ж/д и водного транспорта, ВТ созданные на базе народных судов. ВК ВС СССР рассматривала дела по первой инстанции и осуществляла надзор за работой ВТ. Вся судебная система в период ВОВ возглавлялась Верховным Судом СССР. Выборность судей ВТ была отменена, кадровая политика решалась на административном уровне. 19 апреля 1943г.согласно Указа Президиума ВС СССР "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийстве и истязании советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, измеников Родины из числа бывших граждан и для их пособников" в судебной системе СССР были организованы военно-полевые суды.

22 июля 1942г вышел приказ  №227 ГКО(народное название "ни шагу назад"). Приказ был направлен обуздать в первую очередь "паникеров и шкурников" на фронте, однако в конце 50-х,а затем 80-х годах этот приказ даст возможность обвинить Сталина в жестокости "направленной против человечества".По воспоминаниям ветеранов военной юстиции работы хватало и без паникеров "...хотя на фронте было затишье, ОО НКВД,ВП и ВТ без дела не сидели. Последний рассматривал преимущественно дела по обвинению в дезертирстве, членовредительстве(самострел),должностных преступлениях и др. Больше всего, пожалуй, было дел о дезертирстве )1.

Информация о работе Уголовное право в СССР в военные годы