Уголовное право в СССР в военные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается развитие права в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе.

Содержание работы

Введение 3
1. Начало В.О.В. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени. 4
1.1. Начало Великой Отечественной Войны. Битва под Москвой 1941-1942г. 4
1.2. Перестройка государственного аппарата в условиях военного времени 1941-1945г. 9
1.3. Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны. 15
2. Уголовное право в СССР в военные годы. 20
2.1. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны. 20
2.2.Уголовно-процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами. 24
2.3. Военные трибуналы. 27
3.Основные изменения в праве в условиях войны. 33
3.1. Трудовое право 33
3.2. Семейное право 36
3.3 Гражданское право 39
Заключение 42
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ИГП.docx

— 92.59 Кб (Скачать файл)

В конце 1942г. для смягчения  наказания подсудимым "...всеми  трибуналами применялось довольно широко примечание 2 к статье 28 УК РСФСР: приговор к лишению свободы в отношении осужденного может быть отсрочен исполнением, а он направлен на фронт в штрафные соединения. Если как говорилось в примечании, осужденный в боях с врагами Советского Союза проявит себя стойким защитником Родины, то после войны он может быть освобожден от отбывания наказания и с него будет снята судимость. Из 994300 осужденных ВТ во время войны в отношении более 400 тысяч осужденных исполнение приговора было отсрочено до окончания военных действий, и они были направлены на фронт в составе штрафных подразделений..." Из воспоминаний военюриста ВТ Южного фронта М. Дела грамматика( "Новый Мир №6 1997г.).Однако, данное приложение не распространялось на лиц совершивших преступление против государства. Приговоры к ВМН по таким преступлениям приводились немедленно в исполнение комендантским взводом ОО НКВД. "...за шпионаж давали расстрел. Так, расстреляли киевлянку Ольгу Сердюк, обвиненную в шпионаже. Перед судом предстала молодая, крупная женщина, военная медсестра .Она обвинялась в самом тяжелом преступлении- по статье 58-1б,то есть в измене Родине, совершенный военнослужащей. Этот состав преступления включал не только переход на сторону врага, активное ему содействие, но и шпионаж1. Составляя протокол я не встретил в ее показаниях наличия шпионской деятельности. Она признала, что была завербована в лагере для военнопленных, дала подписку о сотрудничестве с немецкой разведкой. Но для ВТ основополагающее значение имел сам факт вербовки даже не сопровождающийся шпионской деятельностью. И вот -обвинительный приговор и скорый расстрел...". 19 апреля 1943г. для противодействия агентам немецкой разведки и диверсантам было образовано ГУКР СМЕРШ НКО СССР. Руководителем новой контрразведывательной службы был назначен 35-летний комиссар ГБ 2-го ранга В.С.Абакумов. Помимо проведения зафронтовых операций и радиоигр с противником, сотрудники СМЕРШ очень активно работали в области армейской контразведки и проведении поисков бывших немецких прислужников на освобожденной территории. Не даром в работе военно-полевых судов помимо председателя ВТ дивизии, заместителя командира дивизии по политчасти и военного прокурора всегда присутствовал начальник дивизионного отдела СМЕРШ.

После смерти Сталина, почти все военные трибуналы, административная юрисдикция были упразднены.Началась реабилитация "невинно осужденных граждан".В мае 1956г Министерство юстиции СССР перестало существовать. В начале 1957г.были ликвидированы транспортные суды. Началось коренное реформирование судебных органов. Следственные органы госбезопасности были поставлены под надзор спецотдела Прокуратуры СССР

 

3.Основные изменения в праве в условиях войны.

3.1. Трудовое  право

Трудовое право этого  времени регулировалось на основе чрезвычайного законодательства. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета «О военном положении», которым вводилась трудовая повинность для выполнения ряда работ. Самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству.

На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих  и служащих в военное время» директора  предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли получили право вводить сверхурочные работы до трех часов в день. Отменялись все очередные и дополнительные отпуска, они заменялись денежной компенсацией, допускались только отпуска по болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Условия военного времени  обусловили издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности  рабочих и служащих предприятий  военной промышленности за самовольный  уход с предприятий» от 26 декабря 1941 года. Указ объявил рабочих и служащих военных предприятий мобилизованными  и установил уголовную ответственность  за самовольный уход, приравняв его  к дезертирству. В сентябре 1942 года это положение было распространено на рабочих и служащих в прифронтовой полосе. К 1943 году были мобилизованы и приравнены к военнослужащим все работники железнодорожного, водного и воздушного транспорта.1

Нехватка рабочих рук  в промышленности обусловила принятие Указа Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 года «О мобилизации  на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Он вводил трудовую мобилизацию трудоспособного городского населения. Мобилизации для работы на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях.

Неучащаяся молодежь 16 - 18-летнего возраста подлежала направлению в ремесленные, железнодорожные и фабрично-заводские училища. Вводилась уголовная ответственность за уклонение от трудовой мобилизации.

В апреле 1942 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» устанавливалась обязательная норма от 100 до 120 трудодней. Колхозники, не выработавшие без уважительной причины обязательный минимум, предавались суду. К судебной ответственности привлекались председатели колхозов и бригадиры, покрывающие колхозников, не выработавших норму трудодней.

Таким образом, трудовое право  этого периода характеризовали  особый режим на производстве, система  мобилизаций и повинностей, повышенная мера ответственности за нарушения  трудовой дисциплины. Это соответствовало  условиям военного времени и способствовало концентрации всех сил для отпора врагу.

22 июня 1941 года Президиум  Верховного Совета СССР издал  Указ «О военном положении»  и утвердил «Положение о военных  трибуналах в местностях, объявленных  на военном положении, и в  районах военных действий». В  соответствии с этими документами  все дела против государственной  безопасности и преступления  против обороны рассматривались  (без участия народных заседателей)  военными трибуналами. Приговоры  военных трибуналов кассационному  обжалованию не подлежали, вступали в силу и исполнялись немедленно по провозглашении.1

Исключения делались лишь в отношении лиц, по делам которых  выносились приговоры к высшей мере наказания. О таких приговорах сообщалось Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору  Красной Армии и или Военно-Морского Флота, которые могли приостанавливать такие приговоры. Таким же правом обладали Военные Советы и командующие  фронтами, округами и армиями.

11 августа 1941 года Указом  Президиума Верховного Совета  СССР децентрализирован судебный надзор над деятельностью военных трибуналов в местностях, объявленных на особом положении, и в районах военных действий. Надзорные права в отношении нижестоящих трибуналов получили трибуналы фронтов и флотов, а право приносить протесты - прокуроры военных округов и флотов и соответствующие председатели военных трибуналов.

Были территории в период Великой Отечественной войны, где  объявлялось осадное положение. Это требовало преобразования общих  судов в военные трибуналы. Примером может служить Московский городской  суд - по Постановлению Военного Совета Западного фронта с 25 октября 1941 года он стал действовать как военный  трибунал, а военные суды города - как его постоянные сессии. Также создавались суды в партизанских отрядах для рассмотрения дел о предателях и диверсантах.

В годы Великой Отечественной  войны потребовалась перестройка  работы органов предварительного расследования. В районах военных действий была расширена подследственность военных следователей. По подавляющему количеству деяний был установлен упрощенный порядок проведения предварительного расследования.

 

3.2. Семейное  право

 Семейное право было направлено на укрепление института брака, поощрение рождаемости, поддержку многодетных семей. Указом Президиума Верховного Совета от 21 ноября 1941 года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 году принят ряд нормативных актов о патронировании, опеке и усыновлении.

8 июля 1944 был принят важный  нормативный акт в области  семейного права - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»1

Важно отметить, что впервые  в общесоюзном законодательстве был разрешен вопрос о форме брака. До этого в республиках этот вопрос решался везде по разному. Ст. 19 Указа определяла, что только зарегистрированный брак признается законным. Фактический брак не имел никаких юридических последствий. Лица, уже фактически состоявшие в брачных отношениях, были обязаны зарегистрировать их с указанием срока совместного проживания. Значительно увеличивалась помощь многодетным семьям (теперь уже начиная с рождения третьего ребенка). Указ установил еще более сложную, чем ранее, процедуру развода. Вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе (за счет истца). Устанавливалась двухступенчатая процедура развода - народный суд делал попытку примирить супругов, решение о разводе принимал по существу областной суд. Увеличивался размер пошлины за выдачу свидетельства о разводе - от 500 до 2000 руб. Вводилась обязательная запись в паспортах зарегистрированного брака с указанием полных данных супруга. Эти меры были направлены на укрепление института семьи.2

Указ отменил существовавшее ранее право одинокой матери на обращение в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание внебрачного ребенка. Одновременно одинокие матери получили право на получение государственного пособия на его содержание либо помещение ребенка в детское учреждение на воспитание за государственный счет.

Практика применения Указа  от 8 июля 1944 года выявила его недостатки, и вскоре был принят новый Указ Президиума Верховного Совета от 10 ноября 1944 года «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов». Устанавливались правила признания брака в судебном порядке в случае смерти одного из супругов.1

В этот период был значительно  расширен круг наследников имущества. Указом Президиума Верховного Совета «О наследниках по закону и по завещанию» от 14 марта 1945 года вводились две новые категории наследников по закону: трудоспособные родители (наследники второй очереди) и братья и сестры (наследники третьей очереди). Каждый гражданин мог оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким наследникам, а также государственным или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии таковых имущество могло быть завещано любому лицу.

В области уголовного права  действовали довоенные нормы  права, но были введены и новые, вызванные  военной обстановкой. В июле 1941 года Президиум Верховного Совета принял Указ «Об ответственности за распространение  в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Слухи, направленные против Советской власти, квалифицировались как антисоветская агитация, устанавливалась уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

В 1942 году было расширено  понятие спекуляции, в него включалась продажа махорки и самогона в  больших количествах, разбазаривание продуктов должностными лицами подпадало под действие закона о хищениях социалистической собственности (август 1932 года), кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (например, во время воздушного налета) приравнивалась к бандитизму.

В ноябре 1943 года был принят Указ «Об ответственности за разглашение  государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну». Утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалась лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Появились новые составы преступлений, например, преступления против человечества. Указ Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года вводил новые виды наказаний - смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы от 15 до 25 лет для немецко-фашистских захватчиков и их пособников.

Была усилена уголовная  ответственность за хищения и  нарушение трудовой дисциплины и  установлена уголовная ответственность  за уклонение от обязательного обучения военному делу, введенного с 1 октября 1941 года.

 

3.3 Гражданское право

Гражданское право, сформировавшееся еще до войны, в годы войны серьезной  реорганизации не претерпело. Снижение производства промышленных и сельскохозяйственных товаров обусловило введение карточной  системы распределения. Розничный  оборот государственной торговли снизился. В этот период происходит заметный расцвет «черного рынка», с которым  государство было вынуждено мириться, так как он обеспечивал 15 - 20% потребностей населения.1

В обязательственном праве  сузилась сфера применения договоров. Преобладало административное управление в вопросах производства военной  продукции, поставок нефти, угля, металла  и т.п. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора. Упростился порядок организации капитального строительства, было уменьшено количество проектных документов.

Ведение военных действий, перемещение значительных масс населения, частая смена собственников и  владельцев имущества потребовали  упорядочения имущественных правоотношений. Задачи гражданского права в этот период заключались в защите интересов как государства, так и собственников. В силу этого были расширены права государства в отношении частной собственности: все граждане были обязаны временно сдать трофейное и брошенное имущество, радиоприемники, в районе переправ могли изыматься лодки, повозки и т.д.

Информация о работе Уголовное право в СССР в военные годы