Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:09, контрольная работа
В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание (уголовное право и судебный процесс) этого уникального памятника древнерусского права.
Эта тема особенно полезна для рассмотрения, так как это позволит сравнить первоисточник русского законодательства с иными существующим и сделать выводы о переходе и трансформации правовых норм.
Введение ………………………………………………………………………..……… 3
1. Уголовное право…………………………………………………………………… .4
1.1.Система преступлений……………………………………………………………...4
1.2. Понятие соучастия……………………………………………………………… ....4
1.3. Объекты преступления………………………………………………………..… ...5
1.4. Система наказаний…………………………………………………….………… ...6
2. Судебный процесс………………………………………………………………… ..8
2.1. Органы власти……………………………………………………….…………. . 8
2.2. Состязательный процесс……………………………………………..…… ………9
Заключение……………………………………………………………………….. …..12
4. Список использованной литературы ………………………………………… …...13
)»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История государства и права России»
Кафедра: «Теории и истории права и государства»
Выполнила студентка I курса.,
Юридического факультета,
группы ЮеГ-123 оурпгкпрыкш
адрес: Алтайский Край., г. Барнаул.,
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..…
1. Уголовное право…………………………………………………………………
1.1.Система преступлений………………
1.2. Понятие соучастия…………………………………
1.3. Объекты преступления…………………………
1.4. Система наказаний…………………………………
2. Судебный процесс……………………………………………………………
2.1. Органы власти……………………………………………
2.2. Состязательный процесс……………………
Заключение……………………………………………………
4. Список использованной литературы ………………………………………… …...13
Введение
Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, который получил название Русской Правды и сохранил свое значение в более поздние периоды истории.
Выбранная тема актуальна на протяжении нескольких веков, так же Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г.
В нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде.
В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права древней Руси - к русской Правде, рассмотреть содержание (уголовное право и судебный процесс) этого уникального памятника древнерусского права.
Эта тема особенно полезна для рассмотрения, так как это позволит сравнить первоисточник русского законодательства с иными существующим и сделать выводы о переходе и трансформации правовых норм.
Освещение всех вопросов темы работы я буду проводить на основе использования текста документов, а также исторической литературы.
1. Уголовное право.
Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах. Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления - «обида»1.
Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийство на пиру).
Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга). Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от классовой принадлежности потерпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людей платится вира в 40 гривен. Жизнь верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой2.
2.1. Органы власти. В период существования Древнерусского государства судебные функции исполнялись органами власти. По правилу, в чьих руках находилась власть, тот и творил суд, т. е. суд не был отделен от администрации. Князь считался высшим судьей, о чем свидетельствует ряд статей Русской Правды. Ночного вора. если его не убили до рассвета, утром вели на княжеский двор (ст. 40). Закуп имел право отлучаться для подачи князю жалобы на своего господина (ст. 56). Судебные решения князей по отдельным вопросам становились нормами права (решение Изяслава по случаю убийства дорогобужцами старого конюха у стада). Князь осуществлял судебные функции по наиболее важным делам, видимо, совместно с вече. Он же судил бояр и разрешал жалобы на местных судей.
На местах судебные функции осуществляли посадники и волостели. С развитием государства, обострением классовой борьбы увеличилось и количество преступлений, особенно имущественных. Это привело к появлению множества различных вспомогательных судебных должностей. Происходит усложнение и рост судебного аппарата. Русская Правда упоминает о представителях судебной власти мечнике, детском, вирнике, собиравшем виры и продажи с населения, метельнике, собиравшем судебные пошлины, ябедниках и др.
Наряду с судом посадников и волостелей на местах существовал и боярский суд, юрисдикция которого распространялась на население, находящееся в феодальной зависимости от боярина на основании имущественных пожалований. Боярин, как и князь, не все дела решал лично, часть судебных дел разрешали его помощники.
Кроме княжеского и боярского суда на Руси существовал церковный суд. Церковь сумела добиться передачи в ее ведение дел, связанных с самовольным расторжением брака, изнасилованием, похищением женщин, оскорблением, церковным воровством, «зелейничеством», по спорам между мужем и женой об имуществе и др. Церковь имела свои уставы, церковные феодалы осуществляли судебные функции по всем делам, подсудным церкви в отношении всего населения. Они же осуществляли судебные функции по всем делам в отношении лиц, подвластных церкви5.
Поскольку в Древнерусском государстве
не различалось уголовное и
2.2. Состязательный процесс. Судебный процесс по Русской Правде носил состязательный характер, т. е. проходил при активном участии сторон в форме своеобразного спора. Обе стороны назывались истцами, чаще всего они пользовались почти одинаковыми судебными правами.
На суде стороны обыкновенно
окружались толпой родственников и
соседей, которые являлись пособниками.
Процесс осуществлялся
Роль государственных органов особенно активной была в преследовании за совершение особо тяжких преступлений (например, за убийство). Большая ответственность за отыскание преступника возлагалась и на крестьянские общины. В Русской Правде говорится об особой форме поиска преступника - гонение следа. Предполагалось, что там, где теряются следы, находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в степи, то розыски прекращались. Гонение следа влекло за собой для общины (верви), в которой терялись следы убийцы, обязанность самой продолжать розыск преступника и выдать его властям или уплатить дикую виру. Если совершалось не убийство, а другое преступление, то вервь обязана была возместить ущерб и уплатить штраф (ст. 3, 77).
Защищая право собственности феодалов на различные вещи и на холопов, Русская Правда большое внимание уделяла определению порядка отыскания пропавших вещей и холопов. В ней имеется ряд статей, посвященных своду - досудебной форме установления отношений между будущим истцом и ответчиком.
К своду прибегали при похищении вещи или холопа. Пострадавший должен был объявить о пропаже на торгу (базарной площади). Это объявление называлось - закличем. Если по истечении трех дней после заклича вещь находилась, то лицо, у которого она была найдена, признавалось ответчиком. Ответчик должен был не только возвратить вещь, но и уплатить штраф. Если за клич не был произведен, или если вещь была найдена до истечения трех дней, или, наконец, если эта вещь была найдена не в своем городе или общине, а обладатель пропавшей вещи не сознался в хищении, то тогда приступали к своду.