Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
В Соборном Уложении 1649 года подлогу и подделке посвящена вся IV глава «О подписчиках и которые печати подделывают». Подложные документы в статье 1 данной главы получили название «воровских». В статье 2 главы IV Соборного Уложения законодатель устанавливает уголовную ответственность за подделку государственных печатей и использование поддельных документов, называя последние «нарядными письмами». Ко времени подготовки Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. уголовно-правовая доктрина еще не выработала понятия “ должностное лицо”, а зарубежные государства знали три основных варианта этого вопроса: в одних случаях в законе давалось общее определение должностного лица или должности; в другом – устанавливается более или менее подробный перечень должностных лиц; в третьем не содержалось ни того, ни другого. Взяв за основу второй вариант, разработчики Уложения были вынуждены в каждом составе должностных преступлений называть лицо (виновный, чиновник, должностное лицо и т. д.), нарушавшее конкретную обязанность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА…………………………………………………………………
1.1 Объективная сторона служебного подлога…………………………
1.2 Субъективные признаки и субъект служебного подлога………….
2. ОТГРАНИЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА ОТ СМЕЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ О СЛУЖЕБНОМ ПОДЛОГЕ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА……………………
Заключение………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..
Так, это – документ, выдаваемый соответствующим органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Как таковой он должен обладать определенной формой и необходимыми реквизитами (авторство и адресат, дата, номер, печать, подпись). Традиционно указывается письменная форма официального документа, что справедливо по отношению к их большинству. Однако ряд авторов обоснованно относят сюда любой допустимый законом носитель. Так, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. устанавливает, что «юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью» (ч. 3 ст. 5). Гражданское законодательство предусматривает при заключении договоров форму обмена документами посредством электронной связи (ч. 2 ст. 434 ГК). Допущение при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи, удостоверяющей подлинность документа с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи (ч. 2 ст. 160 ГК), позволяет отнести такого рода носители к предмету служебного подлога, например, при нотариальном удостоверении, государственной регистрации. В ряде случаев данное деяние может образовывать совокупность с ч. 2 ст. 272 УК как неправомерный доступ к компьютерной информации с целью ее модификации с использованием служебного положения.
Подлог документов, исходящих от отдельных лиц, а также от коммерческих и иных негосударственных организаций (обязательства, расписки и т.п.), не образует состава рассматриваемого преступления. Однако такие документы приобретают официальный характер и могут быть признаны предметом служебного подлога, если они находятся в ведении (делопроизводстве) государственного или муниципального учреждения или организации и имеют юридическое значение, например, справки, завещания, обязательства.
Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может, при определенных условиях, квалифицироваться по ст. 327 УК как преступление против порядка управления.
В тех случаях, когда виновный использует подделанный им документ для совершения еще какого-либо преступления, уголовная ответственность наступает по совокупности – за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст. 292 УК) и хищение (ч. 2 ст. 160 УК).
Нередко служебный подлог предшествует мошенничеству, совершенному с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 159 УК) и образует с ним совокупность.
Если подделанный документ используется другим лицом для совершения преступления, речь может идти о соучастии в виде пособничества и служебном подлоге.
1.2 Субъективные признаки и субъект служебного подлога
Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Кроме того, для вменения ст. 292 УК необходимо установление мотива, корыстной или иной личной заинтересованности. С субъективной стороны служебный подлог предполагает вину только в форме прямого умысла. Виновный, совершая подлог, сознает, что вносит в официальный документ заведомо ложные сведения или исправления, искажающие действительное его содержание, и желает сделать это.
Уголовная ответственность за служебный подлог наступает при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. Содержание последних раскрывается при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). Совершение служебного подлога при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
Субъектом служебного подлога могут быть должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
Законодательство стран СНГ, кроме Республики Узбекистан, определяет признаки служебного подлога в основном так же, как Уголовный кодекс РФ.
Согласно ч. 1 ст. 209 УК Республики Узбекистан уголовная ответственность за должностной подлог наступает в случае причинения существенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Должностной подлог считается квалифицированным, если соответствующие действия совершались повторно или опасным рецидивистом либо в интересах организованной группы (ч. 2 ст. 209).
Субъектом данного преступления могут быть три категории лиц:
1) должностные лица;
2) государственные служащие;
3) служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Прямо указывая
в диспозиции статей 285 и 292 УК РФ на
корыстную или иную личную заинтересованность
как мотив должностных
Не останавливаясь
на разработанных в современной
отечественной и зарубежной психологии
многочисленных научных концепциях
мотивации поведения личности, каждая
из которых имеет свою методологическую
и экспертную базу, отмечу, что это
нашло отражение и в уголовно-
Представляется
спорной и позиция в
Изложенное позволяет нам придерживаться позиции, в соответствии с которой все побуждения человека в конечном счете есть потребности или их различные модификации. Корыстный мотив приобретает различное содержание в зависимости от того, какие именно потребности и интересы лежат в основе мотивации преступного поведения. Однако какую бы окраску они не имели (насущные потребности в питании или антисоциальные потребности в спиртном), во всех ситуациях суть мотивации одна – стремление субъекта присвоить не принадлежащие ему материальные блага, получить имущественную выгоду противоправным способом.
В юридической литературе высказаны различные суждения о понятии корыстного мотива. Одни авторы (Волков Б.С.) корыстный мотив толкуют весьма широко – как стремление получить материальную, имущественную выгоду, в том числе и право, занять более высоко оплачиваемую должность. Другие (Кудрявцев В.Н.) считают, что корыстный мотив содержит в себе страсть к накопительству, обеспечению наилучшего материального положения. Третьи (Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И.) сущность корысти как мотива преступления видят в стремлении, желании лица незаконно, неправомерно обогатиться. Анализ существующих определений корыстного мотива в науке уголовного права показывает, что зачастую авторы, по всей видимости, исходили из семантического толкования слова «корысть», данного в некоторых словарях русского языка. Но в разные периоды развития общества нравственная оценка явлений социальной действительности, моральных качеств человека наполняется неодинаковым содержанием. С позиций «социалистической нравственности» стремление к обеспечению наилучшего материального положения являлось формой проявления корысти. В настоящее время происходит пересмотр некоторых нравственных оценок явлений такого рода. Вместе с тем представляется, что антисоциальная сущность корысти как признака субъективной стороны преступлений будет составлять определяющий момент в его исследовании, «поскольку корыстный мотив преступления, выражая собой личностный смысл, является субъективным отражением объективных причин общественно опасного поведения». Преступник, избравший преступление средством удовлетворения своих личных материальных и имущественных потребностей, ориентирован в своем противоправном поведении на паразитическую связь с обществом, то есть на такую связь, при которой субъект удовлетворяет свои потребности и интересы за счет общества и его членов.
Сказанное
выше позволяет определить корыстную
заинтересованность в качестве мотива
рассматриваемых преступлений как
психологическое побуждение должностного
лица к противоправной деятельности,
выражающее его стремление к достижению
материальной выгоды антисоциальным способом
в результате использования своих
служебных полномочий. Однако требование
о наличии у субъекта корыстного
мотива нельзя понимать в том смысле,
что для оконченного состава
должностного преступления обязательно
фактическое извлечение материальной
(имущественной) выгоды. Далее следует
отметить тот факт, что в УК РСФСР
применительно к составу «
Определение цели поведения, в том числе и преступного, является необходимой предпосылкой принятия решения о совершении тех или иных действий. В связи с принятием решения цель преступления выступает в качестве конкретизированного выражения интересов субъекта и модели потребного ему будущего. Потому, как правильно отмечает С.А. Елисеев, корыстная цель как идеальный образ желаемого результата действия становится побудительным представлением («целью-мотивом»)
Круг
мотивов, характеризующих личную заинтересованность,
свидетельствует об антисоциальных,
антиобщественных интересах лица, допускающего
злоупотребление должностными полномочиями,
служебный подлог, о его стремлении
извлечь выгоду для себя, своих
родных или близких. В связи с
этим обоснованно высказывается
мнение, что ложно понятые интересы
службы, исходя из которых действует
виновный, не могут быть отнесены к
иной личной заинтересованности. В
подобном случае у лица нет того
антисоциального интереса, который
придает служебному подлогу характер
преступления. Следовательно, мотив
личной заинтересованности в силу этого
не включает в себя мотив ложно
понятого интереса службы.
Руководствуются суды и п. 14 упомянутого
выше Постановления Пленума Верховного
Суда СССР №4 от 30 марта 1990 г., в котором
указывается: «Если законодательством
в качестве обязательного признака состава
уголовно-наказуемого злоупотребления
служебным положением, а также должностного
(служебного) подлога предусмотрена корыстная
или иная личная заинтересованность, суды
обязаны всесторонне исследовать обстоятельства,
от которых зависит вывод о наличии или
отсутствии в действиях виновного указанных
мотивов, и обосновать свой вывод в приговоре
с приведением конкретных доказательств».
Так, старший государственный инспектор
Ханкайской рыбоохраны Приморрыбвода
Ульянов был обвинен в совершении преступления,
предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Предварительное
следствие квалифицировало содеянное
Ульяновым, как злоупотребление должностными
полномочиями, совершенное из корыстной
и иной личной заинтересованности. Однако
суд, исследовав обстоятельства дела,
не согласился с предъявленным обвинением
и исключил из него квалифицирующий признак
«совершение злоупотребления из корыстной
заинтересованности». В приговоре указывается:
«В качестве премии Ульянову было выплачено
20 руб. 88 коп., исходя из этого суд считает,
что, составляя ложный протокол, он не
преследовал корыстной заинтересованности.
Ульянову ничего не мешало внести заведомо
ложные сведения во все протоколы и получить
большую премию, но он не сделал этого».
2. ОТГРАНИЧЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО
ПОДЛОГА ОТ СМЕЖНЫХ
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика служебного подлога