Уголовно-правовая характеристика торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение института торговля людьми, разграничение его от схожих уголовно-правовых институтов, поиск проблемных вопросов при реализации исследуемого института.
Задачами данной курсовой являются изучение историко-правового анализа установления уголовно ответственности за торговлю людьми, понятие и общие характеристики торговли людьми, объективные и субъективные признаки торговли людьми а также проблемы квалификаций преступлений связанных с торговлей людьми.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие преступления против свободы
1.1 Историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми……………………………..…….5
1.2 Понятие и общие характеристики «торговли людьми»………..…..7
1.3 Криминологическая характеристика торговли людьми……………10
2. Уголовно правовая характеристика торговли людьми
2.1 Объективные признаки «торговли людьми»………………………..14
2.2 Субъективные признаки «торговли людьми»……………...……….21
2.3 Проблемы квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми……………………………………………………………..…..24
Заключение………………………………………………………….…….28
Библиографический список………………………………………….…...31

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, конвенционное определение торговли людьми на практике вызывает большие трудности. Ст. 127.1. УК практически точно воспроизводит положения ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.[31,с.103]. Под торговлей людьми понимается купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях эксплуатации. Как мы видим, законодатель, определяя торговлю людьми, поставил знак равенства между понятиями «купля-продажа», «вербовка», «перевозка», «передача» и «укрывательство», которые как в сочетании, так и в отдельности образуют состав преступления торговли людьми. Подобная широкая трактовка торговли людьми, с точки зрения русского языка, гражданского и уголовного законодательства, юридической техники, представляется некорректной и нелогичной. На наш взгляд, вербовка, перевозка, передача или укрывательство образуют действия по приготовлению либо покушению на совершение купли-продажи человека.

Излишним также является указание на специальную цель эксплуатации, поскольку у посредника в сделке либо продавца в отдельных случаях  такая цель может отсутствовать. Как справедливо утверждает А.И. Милевский, «посредником-пособником является лицо, которое, действуя по поручению  продавца или покупателя, непосредственно  выполняет отведенное только ему  поручение. У посредника, несмотря на внешнюю совместность действий с  торговцами, отсутствует умысел на достижение единой преступной цели с  той стороны (сторонами), от имени  которой (которых) он выступает [32,с.16]. В отличие от продавцов, посредники, передающие человека по поручению продавца, не всегда получают вознаграждение от покупателя. Они могут действовать безвозмездно либо за вознаграждение, но получаемое от продавца. Поэтому посредники могут и не преследовать цели эксплуатации «предмета сделки». Установление в диспозиции статьи специальной цели – эксплуатации, привело к тому, что значительная часть преступлений, связанных с торговлей малолетними детьми, оказалась вне поля действия указанной статьи. Ведь невозможно говорить ни о какой эксплуатации грудного ребёнка. На это обращают особое внимание и ученые-теоретики, и сотрудники правоохранительных органов. Заместитель генерального прокурора РФ С. Фридинский предлагает возвратить в Уголовный кодекс РФ статью, предусматривающую наказание за торговлю детьми. По его словам, в 2004 г. в суды было направлено 17 уголовных дел о торговле детьми, а в 2005 - уже 60. В то же время, С. Фридинский заметил, что это лишь те дела, которые дошли до суда. Есть преступления, которые остались за рамками статистики, - деяния, по которым не были возбуждены уголовные дела из-за несовершенства закона (указание на эксплуатацию). «Речь идет о совершенно несправедливом исключении три года назад из Уголовного Кодекса РФ ст. 152 (торговля несовершеннолетними). Она была самостоятельной нормой, которая работала», - заявил заместитель генпрокурора. «В итоге, - продолжил С. Фридинский, - мы не можем привлечь к ответственности злоумышленников, занимающихся бизнесом по торговле малолетними детьми, а также аферами, связанными с усыновлением». Кроме этого, Генпрокуратура РФ предложила ввести уголовную ответственность за посредничество при усыновлении. В Семейном кодексе в ст. 126.1 любое посредничество при усыновлении запрещено, но никакой ответственности за это нет.[33]

29 ноября 2004 г. в Москве  состоялись парламентские слушания  на тему «Правовые основы предупреждения  и пресечения торговли людьми  в России». С докладом «Проблемы  правоприменительной практики по  выявлению и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми» выступил заместитель генерального прокурора В.И. Колесников. В его докладе были представлены результаты анализа материалов дел по фактам торговли людьми. По данным генеральной прокуратуры, с 1999 по 2004 год на территории РФ было выявлено несколько десятков организованных преступных групп, занимающихся торговлей людьми, в основном женщинами и малолетними детьми, для занятия проституцией. Докладчик перечислил факты и формы торговли детьми на территории России: усыновление, трудоустройство без надлежащих документов и условий труда, вывоз детей за рубеж под видом обучения и научного обмена. Беспризорники и дети-мигранты пополняют рынок секс-услуг. В.И. Колесников признал, что «коррумпированные чиновники способствуют торговле людьми, покровительствуя фирмам, благотворительным организациям, занимающимся усыновлением детей для иностранных родителей». Были приведены следующие цифры: в Ярославле и Рыбинске продано 50% детей от числа усыновленных, в Санкт-Петербурге – 72%, в Карелии – 85%, в Челябинске – 100%. Всё это позволяет говорить многим западным политикам о легализации торговли детьми в нашей стране[34].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных российских реалиях проблемы несоблюдения прав человека, в частности, такие вопиющие, как похищение, рабство и торговля людьми, не только не перестают быть актуальными, но и зачастую приобретают  все более массовый характер. Поэтому  борьба с данными негативными  тенденциями должна занимать не последнее  место в государственной политике. Введение в действующий уголовный  закон норм, предусматривающих ответственность  за торговлю людьми, является значительным шагом вперед российского законодателя в деле усиления уголовно-правовой борьбы с посягательствами на физическую свободу человека. Однако, данные нормы и некоторые нормы, устанавливающие ответственность за смежные преступления, нуждаются в совершенствовании. Прежде всего речь идет о законодательной формулировке состава торговли людьми (ст.1271 УК РФ), которая включает куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение, совершенное в целях его эксплуатации.  
На наш взгляд, данный подход законодателя удачным назвать нельзя, так как купля-продажа включает действия, связанные с перевозкой человека-невольника и иными указанными в ч.1 ст. 1271 УК РФ действиями, за исключением вербовки, которая является приготовлением к торговле людьми. Кроме того, при таком подходе остаются вне уголовно-правового поля иные сделки с живым человеком, находящимся в зависимом положении, также связанные с его передачей и завладением, например получением в дар, «арендой»  и др. Как показывает проделанное исследование, похищение людей на современном этапе развития нашего общества характеризуется значительным приростом, преобладанием корыстного мотива, существенным увеличением доли данного преступления в общей структуре преступлений против свободы, повышением уровня организованности преступников и масштабов распространения. Жертвами преступников может стать любой гражданин. Основной мотив совершения похищений - получение денежных средств у граждан под надуманным предлогом возврата долгови иных способов.

Кроме того, криминализация торговли людьми явилась одним из серьезных шагов законодателя в  сфере борьбы с деяниями, посягающими  на свободу человека. Однако представляется, что при конструировании нормы, преследующей сделки с людьми как  атрибутами собственности, допущены ошибки. В уголовно-правовом определении  торговли людьми следует указать  на другие деяния, признаваемые гражданским  законодательством сделками, ныне пребывающими за рамками ст.1271 УК РФ – обмен, дарение, залог и т.д., поскольку правомочия собственника по распоряжению принадлежащей ему вещью (товаром), согласно ГК РФ, не ограничиваются куплей-продажей.

Необходимость совершенствования  уголовных норм о похищении, рабстве  и торговле людьми объективно обусловлена  современными требованиями, предъявляемыми социумом к законодателю.  
С учетом изложенного можно сформулировать отдельные выводы и предложения о мерах по борьбе с рабством и торговлей людьми. Необходимо: обеспечит исполнение положений международно-правовых Конвенций в области борьбы с рабством и торговлей людьми на территории России; в самостоятельной уголовно-правовой норме предусмотреть суровую ответственность за торговлю людьми в стране и за рубежом (санкция не ниже 5-15 лет лишения свободы с конфискацией имущества); привести национальное законодательство в этой сфере в соответствие с международными правовыми стандартами.  
Торговля людьми в настоящее время в России – не элементарный рудимент прошедших исторических эпох и не простой признак культурного и экономического неблагополучия. Это явное свидетельство распада государства и глубокой болезни общества, симптом неизбежной деградации социальных и экономических отношений в условиях рыночной стихии к наиболее архаичным формам. Конечно, при таких обстоятельствах невозможно говорить о существовании и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Напротив, налицо явно и ярко выраженный личностный, общественный и государственный регресс.  
Следует отметить, что центральное правительство России явно активизировало свои усилия и участие в решении проблемы торговли людьми. Правительство должно продолжить такие действия путем незамедлительной реализации защиты жертв торговли, включая иностранные жертвы в России, и сосредоточив профилактику на уязвимых группах. Правительство также должно заметно активизировать свои усилия по искоренению официального пособничества торговцам людьми.  
Так же мы осознаем, что только совместными действиями государства, признающего приоритет личности, и неправительственных организаций, осуществляющих контроль за деятельностью государства с целью повышения эффективности его работы в защите прав человека и активизации личностного фактора, можно решить обозначенные проблемы.

Исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать следующий  вывод, что, цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью  достигнуты, т.к. проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и (практически  не существующей) практики по данному  вопросу, все-таки удалось изложить несколько теоретических концепций  по преодолению некоторых правовых пробелов данной тематики, ограничившись  объемом данной работы, так как  проблематика вопроса торговли людьми в уголовно праве (как Российском, так и международном) имеет, по сути, неисчерпаемый характер.

 

Библиографический список

 

  1. Международная защита прав и свобод человека:

 Сборник документов. М., 1990. С. 32.// http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/shlyapnikova%2818-08-07%29.htm#_ftn6СПС Консультант // Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)

  1. Уголовное уложение 1903 года // http://www.twirpx.com/file/234494/
  2. Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 года /Редакция 11.01.1956 СПС Кодекс http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_1926/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_11.01.1956
  3. Выступление М. Тейлора - главного координатора Бюро Госдепартамента по мониторингу и борьбе с торговлей людьми - 19.07.2007 в Государственном департаменте США на конференции «Защита защитников», предназначенной для сотрудников правительственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся вопросами демократии, прав человека и труда // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // usinfo.state.gov/russian
  4. Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian
  5. Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo.state.gov/russian
  6. Официальный сайт Исполнительного комитета государств-участников СНГ // www.cis.minsk.by
  7. Официальный сайт Исполнительного комитета государств-участников СНГ // www.cis.minsk.by
  8. Русская правда СПС википедия //http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0
  9. Ретнева Н.И. Историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми// Тезисы докладов научн.-практ. Конфер. Мн., 2007
  10. Ретнева Н.И. Историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми// Тезисы докладов научн.-практ. Конфер. Мн., 2007
  11. Журнал ЭГО выпуск №3 Сентябрь 2010 // http://ego.uapa.ru/issue/2010/03/13/
  12. Лизогуб Я. Ответственность за торговлю людьми// http://www.yurpractika.com/article.php?id=10004118
  13. Репицкая А. Классификация криминальной эксплуатации людей и проблемы уголовной ответственности за нее// Тогровля людьми. Социокриминологический анализ/ Под общ. ред. Тюрюкановой Е.В. и Ерохиной Л.Д.: М., 2002. с. 87
  14. Т.Д. Устинова, И.Д. Измайлова «Статья 127.1 УК РФ: Проблемы применения и законотворчества»// Современное право", 2005, N 10
  15. Иващенко В.А. Криминологические и криминально-правовые аспекты борьбы с торговлей женщинами и детьми. Автореф. дис…к.ю.н. Киев, 2000
  16. Правовая база Уголовный кодекс Республики Беларусь// http: // www.stoptrafficking/whattoknown/lawbase
  17. Долголенко Т. Ответственность за торговлю людьми//Уголовное право.-2004.-№2.с.23 -30
  18. Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.-с.8
  19. Лизогуб Я. Ответственность за торговлю людьми// yurpractika.com/article.php?id=10004118
  20. Ситуация торговли людьми //http://www.newsru.com
  21. Ожегов С.И. Словарь русского язака: Ок. 57000 слов. – Екатиринбург, «Урал-Советы» («Весть»),1994.-с.64
  22. Подборская Е.А. Работорговля как наиболее опасный вид международных реступлений. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции памяти д.ю.н. В.И. Горобцова (10-11 февраля 2005г.). Часть 1 / Сибирский юридический институт МВД России; отв. Ред. С.Д. Назаров. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. – с.54-57
  23. Орлеан А.М. Международно-правовой опыт криминализации торговли людьми // Законность.- 2003.-С34
  24. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении: Монография. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999, - с.100.
  25. Гаврилов Б.Я. Указ. соч. с. 111; Иващенко В.А. Криминологические и криминально-правовые аспекты борьбы с торговлей женщинами и детьми. Автореф. дис…к.ю.н. Киев, 2000
  26. Клейменов М.П. Понятие криминальной эксплуатации детей. Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002,- с.88
  27. Дербичева С.А., Шанов А.Н., Коновалов О.Ф. К проблеме нелегального вывоза женщин из России и других стран СНГ в целях сексуальной эксплуатации./ Материалы научно-практической конференции с.68
  28. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2004. С. 351// http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/shlyapnikova%2818-08-07%29.htm#_ftn6
  29. Противодействие торговле людьми: Сборник нормативных правовых документов / Под ред. Н.И. Абубикеровой. – М.: Издательство «ЭКСлит», 2004. С. 103// http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/shlyapnikova%2818-08-07%29.htm#_ftn6
  30. Милевский А.И. Уголовно-правовая борьба с торговлей несовершеннолетними: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.// http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/shlyapnikova%2818-08-07%29.htm#_ftn6
  31. Выступление заместителя генерального прокурора РФ С. Фридинский //http://www.interfax.ru/r/B/politics/
  32. Выступление заместителя генерального прокурора В.И.Колесников \\http://crime.vl.ru/docs/stats/stat_127.htm

 


Информация о работе Уголовно-правовая характеристика торговли людьми