Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 12:43, курсовая работа
Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов является одним из основных направлений деятельности государства. Она становится особенно актуальной в современных условиях, когда построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов личности. Однако обострение негативных явлений в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни, резкая дифференциация населении по уровню материального обеспечения, глубокий кризис духовного развития общества, перевернувший устоявшуюся систему морально-нравственных ценностей и духовных ориентиров, - отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения.
Введение 2
Развитие законодательства o вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений 3
Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений 10
Анализ состава статьи 150 УК РФ 10
Квалифицирующие признаки состава, предусматривающего уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления 20
Заключение 21
Список использованной литературы 25
Другие отождествляют вовлечение и подстрекательство. Обратившись к конкретным уголовным делам, убеждаемся, что у судебных работников нет единого подхода к определению функциональной роли вовлекателя. Эти лица именуются на практике организаторами, подстрекателями, руководителями, инициаторами.
Несовершеннолетнему, вовлеченному в преступную деятельность, может быть уготовлена различная роль: он может участвовать в совершении преступлении в роли единственного исполнителя, когда сам взрослый вовлекатель предпочитает остаться в тени (например, карманные кражи); подросток может совместно со взрослым выступить в роли соисполнителя престyпления при изнасиловании; он может выполнять роль пособника, оказывая физическое содействие взрослому, вовлекшему его в совершение преступления, а также быть укрывателем его самого, орудий и предметов преступления.
Итак, действия взрослого, вовлекающего
несовершеннолетнего в
Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. I ст. 150 УК, состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, которое определяется как действия, направленные на возбуждение у него желания, стремления участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. В соответствии со ст. 171 УПК РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано; время, место и иные обстоятельства совершения преступления, должно быть указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому, поскольку они установлены материалами дела. Перечень же способов, изложенный непосредственно и диспозиции ч. 1 ст. 150 УК, не является исчерпывающим:
Нередко следователи не указывали вообще способ вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и автоматически вменяли все способы.
Анализируя уголовные дела можно сделать вывод об использовании способов вовлечения несовершеннолетних и совершение преступления:
Квалифицирующие признаки состава, предусматривающего уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.
Части 2 - 4 ст.150 УК устанавливают
более строгое наказание за вовлечение
несовершеннолетнего в
Часть 2 ст. ст. 150 и 151 УК РФ устанавливают повышенную ответственность для родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Необходимо подчеркнуть, что комментируемые статьи указывают на специального субъекта: родителей по происхождению (не лишенных родительских прав), усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, представителей органов опеки и попечительства (ст. 23, 127, 146, 147, 150, 153 и др. Семейного кодекса РФ). Обязанность родителей по воспитанию детей также закреплена ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
В ч. 4 ст. 150 УК предусмотрены
также два особо
Повышенная общественная
опасность групповых
В данной работе мной была сделана
попытка уголовно-правового
При определении понятия «вовлечения» несовершеннолетнего в совершение преступления следует исходить, прежде всего, из «неконкретизированного вовлечения», сущность которого выражается в действиях взрослого лица, представляющего собой пропаганду преступного образа жизни, вербовку новых сторонников преступного мира, обеспечивающих пополнение преступных рядов, но не выразившиеся непосредственно в привлечении несовершеннолетнего к совершению определенного преступления.
Более грамотным, было бы Верховному
Суду РФ внести дополнение, раскрывающее
понятие «вовлечение
Предлагается ч. 3 ст. 150 УК РФ дополнить после слов: «Деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенное с применением насилия или угрозой его применения следующим: «по отношению как к несовершеннолетнему, так и к близким ему лицами, под которыми, в свою очередь, следует понимать: «как его близких родственников (родителей, братьев, сестер), так и иных лиц, жизнь и судьба которых не безразличны для несовершеннолетнего».
В целях устранения понятий, которые носят не определенные, а скорее оценочные признаки, а также в целях более четкой квалификации действий лица, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления, дополнить ст. 150 УК РФ примечанием следующего содержания;
«Под вовлечением
Предлагаем ст. 150 УК РФ дополнить следующим квалифицирующим признаком:
«Деяния, предусмотренные
частями первой, второй, третьей
или четвертой настоящей
В целях устранения противоречий,
связанных с применением
«Под систематическим
вовлечением
В постановлении Пленума
Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года
«О судебной практике по делам о
преступлениях
Важнейшей сферой приложения
сил и понимания собственной
значимости для несовершеннолетнего
является учеба и работа. Здесь
подросток сталкивается с наибольшими
жизненными трудностями, от преодоления
которых зависит его внутреннее
состояние. Достижение успеха в труде
и учебе важно для собственной
полноценности. Социальная незащищенность
подростка часто становится причиной
срывов и конфликтов в сфере учебы
и труда, может повлиять на конфликтность
его поведения, на желание любым
способом компенсировать неудовлетворенность.
Компенсация
Так, среди вовлеченных несовершеннолетних в преступную деятельность наблюдается: 7 % - успевающие в учебных заведениях; 66, 2 % - не успевающих; 26,8 % -оставившие учебные заведения.
Отставание в уровне образования по-разному сказывается на каждом несовершеннолетнем, но для учащихся школы оно служит основной причиной преждевременного прекращения учебы, что способствует росту преступности несовершеннолетних.
Преступность среди
Рассмотрев и проанализировав состояние, уровень и динамику преступности среди несовершеннолетних, можно отметить, что, несмотря на принятые меры по активизации государственной политики в области профилактики преступности среди несовершеннолетних, преодолеть тенденцию ее нарастания пока не удается.
Эти негативные явления могут стать факторами в усилении социально-политической напряженности в государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию. В этой связи полагаем, что в настоящее время назрела острая необходимость в разработке и утверждении федеральной целевой программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом реализации аналогичных программ. Необходимо также подготовить предложения о включении указанной программы в президентскую программу «Дети России» и принять меры по совершенствованию межведомственной координации, разработать нормативные документы, обеспечивающие взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих учреждений и служб в вопросах профилактики. Кроме того, необходим комплекс мер по улучшению положения семьи и детей. И, наконец нужно разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о социальной помощи несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания и из мест лишения свободы.
Список нормативно-правовых актов
Специальная литература