Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов является одним из основных направлений деятельности государства. Она становится особенно актуальной в современных условиях, когда построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов личности. Однако обострение негативных явлений в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни, резкая дифференциация населении по уровню материального обеспечения, глубокий кризис духовного развития общества, перевернувший устоявшуюся систему морально-нравственных ценностей и духовных ориентиров, - отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение 2
Развитие законодательства o вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений 3
Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений 10
Анализ состава статьи 150 УК РФ 10
Квалифицирующие признаки состава, предусматривающего уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления 20
Заключение 21
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

уголовно правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего курсовая.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Другие отождествляют  вовлечение и подстрекательство. Обратившись  к конкретным уголовным делам, убеждаемся, что у судебных работников нет  единого подхода к определению  функциональной роли вовлекателя. Эти лица именуются на практике организаторами, подстрекателями, руководителями, инициаторами.

Несовершеннолетнему, вовлеченному в преступную деятельность, может  быть уготовлена различная роль: он может участвовать в совершении преступлении в роли единственного  исполнителя, когда сам взрослый вовлекатель предпочитает остаться в тени (например, карманные кражи); подросток может совместно со взрослым выступить в роли соисполнителя престyпления при изнасиловании; он может выполнять роль пособника, оказывая физическое содействие взрослому, вовлекшему его в совершение преступления, а также быть укрывателем его самого, орудий и предметов преступления.

Итак, действия взрослого, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступления, и самого подростка  нельзя отождествлять с функциональной деятельностью какого-то одного из соучастников. Учитывая сложность и  многообразие объективных свойств  этого состава преступления, следует  прийти к выводу о том, что, с объективной  стороны, действия как вовлекателя, так и вовлеченного могут выражаться в самых различных формах либо одновременно синтезировать в себе различные проявления соучастия.

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. I ст. 150 УК, состоит  в вовлечении несовершеннолетнего  в совершение преступления, которое  определяется как действия, направленные на возбуждение у него желания, стремления участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. В соответствии со ст. 171 УПК РФ, в постановлении  о привлечении в качестве обвиняемого  должно быть указано; время, место и  иные обстоятельства совершения преступления, должно быть указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому, поскольку  они установлены материалами  дела. Перечень же способов, изложенный непосредственно и диспозиции ч. 1 ст. 150 УК, не является исчерпывающим:

  • обещание - это обязательство обеспечить несовершеннолетнего какими-либо благами, связанными с совершением преступления (уверения и посулы самою разного характера), включая и не относящиеся непосредственно к совершаемому преступлению, но важные для подростка (обещание укрыть после совершения преступления, помочь сбыть похищенное и т.п.).
  • обман - воздействие на психику несовершеннолетнего путем введения в заблуждение путем передачи не соответствующей деятельности информации или умолчания о различных фактах, вещах, явлениях действительности с целью склонить определенное лицо к совершению преступления.
  • угроза - это шантажирование подростка разглашением компрометирующих сведений, запугивание причинением вреда его законным правам и интересам или родным и близкими (без насилия), предупреждение о неблагоприятных последствиях для несовершеннолетнего или его близких в случае сопротивления. Таким образом, угроза представляет собой психическое насилие и выражается в запугивании, обещании причинить несовершеннолетнему неприятности. Высказываться она может по разному (устно, письменно, по телефону, жестами) как самому потерпевшему непосредственно, так и через третьих лиц. Угроза должна быть реальной, способной устрашить подростка и убедить в том, что у виновного лица имеются все основания ее.
  • под «иным способом» следует понимать уговоры, лесть, подкуп, уверение в безнаказанности, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и средствах совершения преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного Курс уголовного права

Нередко следователи не указывали  вообще способ вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и автоматически  вменяли все способы.

Анализируя уголовные  дела можно сделать вывод об использовании  способов вовлечения несовершеннолетних и совершение преступления:

  1. вовлечение путем обещаний имело место - 15 %;
  2. вовлечение путем обмана - 25 %;
  3. вовлечение путем угроз - 20 %;
  4. вовлечение, совершенное иным способом - 40 %.

Квалифицирующие признаки состава, предусматривающего уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.

Части 2 - 4 ст.150 УК устанавливают  более строгое наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Часть 2 ст. ст. 150 и 151 УК РФ устанавливают  повышенную ответственность для  родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности  по воспитанию несовершеннолетних.

Необходимо подчеркнуть, что комментируемые статьи указывают  на специального субъекта: родителей  по происхождению (не лишенных родительских прав), усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, представителей органов  опеки и попечительства (ст. 23, 127, 146, 147, 150, 153 и др. Семейного кодекса  РФ). Обязанность родителей по воспитанию детей также закреплена ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

В ч. 4 ст. 150 УК предусмотрены  также два особо квалифицирующих  признака: совершение данного преступления, связанного с вовлечением несовершеннолетнего  в преступную группу, и вовлечение несовершеннолетнего в совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления. В соответствии со ст. 15 УК такое деяние относится к  категории тяжких преступлений.

Повышенная общественная опасность групповых преступлений обусловила тот факт, что, обособившись от вовлечения в совершение антиобщественных действий, состав вовлечения несовершеннолетнего  в совершение преступления приобрел ряд новых квалифицирующих признаков, в том числе предусмотренные  ч. 4 ст. 150 УК - вовлечение в преступную группу.

Заключение

В данной работе мной была сделана  попытка уголовно-правового анализа  норм, предусматривающих ответственность  за вовлечение несовершеннолетних в  совершение преступления. Содержание дипломной работы заключается в  ниже следующих выводах.

При определении понятия  «вовлечения» несовершеннолетнего  в совершение преступления следует  исходить, прежде всего, из «неконкретизированного вовлечения», сущность которого выражается в действиях взрослого лица, представляющего собой пропаганду преступного образа жизни, вербовку новых сторонников преступного мира, обеспечивающих пополнение преступных рядов, но не выразившиеся непосредственно в привлечении несовершеннолетнего к совершению определенного преступления.

Более грамотным, было бы Верховному Суду РФ внести дополнение, раскрывающее понятие «вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступления» в  постановление от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о  преступлениях несовершеннолетних». Формулировка вовлечения может звучать  следующим образом: «Вовлечение  несовершеннолетнего е совершение преступления предполагает активные действия лиц, достигших восемнадцати лет, связанные  с психическим ими физическим воздействием на несовершеннолетнего, выразившиеся в обмане, обещании, убеждении, подкупе, запугивании и использовании  прочих мер, которые способны возбудить  желание у него на совершение одного либо несколько преступлений».

Предлагается ч. 3 ст. 150 УК РФ дополнить после слов: «Деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенное  с применением насилия или  угрозой его применения следующим: «по отношению как к несовершеннолетнему, так и к близким ему лицами, под которыми, в свою очередь, следует понимать: «как его близких родственников (родителей, братьев, сестер), так и иных лиц, жизнь и судьба которых не безразличны для несовершеннолетнего».

В целях устранения понятий, которые носят не определенные, а  скорее оценочные признаки, а также  в целях более четкой квалификации действий лица, вовлекающего несовершеннолетнего  в совершение преступления, дополнить  ст. 150 УК РФ примечанием следующего содержания;

«Под вовлечением несовершеннолетнего  в преступную группу следует понимать его вовлечение в совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».

Предлагаем ст. 150 УК РФ дополнить  следующим квалифицирующим признаком:

«Деяния, предусмотренные  частями первой, второй, третьей  или четвертой настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступное сообщество».

В целях устранения противоречий, связанных с применением оценочного признака, предлагаем Пленуму Верховного Суда РФ в своем постановлении  «О судебной практике по делам о несовершеннолетних» указать:

«Под систематическим  вовлечением несовершеннолетнего  о употребление спиртных напитков, а также одурманивающих веществ, следует понимать склонение несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ более двух раз в течение непродолжительного времени».

В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о  преступлениях несовершеннолетних»  предлагаем указать, что в случае, когда преступнику не удалось  возбудить желание участвовать  в совершении преступления, желание  участвовать в совершении преступления или совершении антиобщественных действий, то действия взрослого надо квалифицировать  как покушение на его вовлечение в совершение преступления, то есть по ст. 30 и ч. 1 ст. 150 УК РФ.

Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной  значимости для несовершеннолетнего  является учеба и работа. Здесь  подросток сталкивается с наибольшими  жизненными трудностями, от преодоления  которых зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде  и учебе важно для собственной  полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы  и труда, может повлиять на конфликтность  его поведения, на желание любым  способом компенсировать неудовлетворенность. Компенсация неудовлетворенности  для трудных подростков - это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит, во многом предотвратить преступление.

Так, среди вовлеченных  несовершеннолетних в преступную деятельность наблюдается: 7 % - успевающие в учебных  заведениях; 66, 2 % - не успевающих; 26,8 % -оставившие учебные заведения.

Отставание в уровне образования  по-разному сказывается на каждом несовершеннолетнем, но для учащихся школы оно служит основной причиной преждевременного прекращения учебы, что способствует росту преступности несовершеннолетних.

Преступность среди несовершеннолетних значительно возрастает в летний период, когда наступает время  вынужденного безделья. В связи с  ухудшением экономического положения  значительной части населения страны, организовать летний отдых детей  родители не в состоянии. Несовершеннолетние каникулы проводят по месту жительства, возможные школьные мероприятия  также оказались свернутыми, поэтому  в летнее время, когда надзор со стороны  взрослых ослаблен, подростки идут на контакт со взрослыми людьми и совершают под их влиянием гораздо большее число правонарушений, в том числе и преступлений, чем в иное время года. Установление закономерности движения преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что должная организационная работа и необходимое материально-техническое обеспечение для решения задач свободного времени в период после учебного и рабочего времени подростков является главным звеном в осуществлении программной задачи искоренения преступности.

Рассмотрев и проанализировав  состояние, уровень и динамику преступности среди несовершеннолетних, можно  отметить, что, несмотря на принятые меры по активизации государственной  политики в области профилактики преступности среди несовершеннолетних, преодолеть тенденцию ее нарастания пока не удается.

Эти негативные явления могут  стать факторами в усилении социально-политической напряженности в государстве, препятствовать его экономическому и социальному развитию. В этой связи полагаем, что в настоящее время назрела острая необходимость в разработке и утверждении федеральной целевой программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом реализации аналогичных программ. Необходимо также подготовить предложения о включении указанной программы в президентскую программу «Дети России» и принять меры по совершенствованию межведомственной координации, разработать нормативные документы, обеспечивающие взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих учреждений и служб в вопросах профилактики. Кроме того, необходим комплекс мер по улучшению положения семьи и детей. И, наконец нужно разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о социальной помощи несовершеннолетним, освобожденным от уголовного наказания и из мест лишения свободы.

Список использованной литературы

Список нормативно-правовых актов

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. 1996 г. № 25. Ст. 2954
  3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995, собрание законодательства РФ от 1 января 1996 г. №1, С. 16
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, 2000.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

 

Специальная литература

  1. Белов В.Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних, 2002.
  2. Богданова Л.Ф. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних женского пола, совершивших преступления, Правоведение. 1979. № 6.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том 1, М., 1955
  4. Зиядова Д. Вовлечение школьников в преступную деятельность; Законность, 2002, №2.
  5. Зырянов В.Н. Попустительство по службе, совершаемое в правоохранительной сфере (уголовно-правовая оценка, проблемные ситуации в законодательстве и правоприменительной практике и пути их решения). Ставрополь: СГУ, 1999.
  6. Ильяшенко А.Л. Социальная среда в генезисе преступного поведения. М., 2001.
  7. Крюкова Н.И., Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления, М. 1997.
  8. Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, Б.С Комисарова. Т. 3., М., 2002.
  9. Миньковский Г.М., Профилактика вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, 1981, М.
  10. Ожегов В.И. Словарь русского языка, М., Советская энциклопедия, 1968.
  11. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники., Российское право, 2003, №3.
  12. Российская газета, 1999, 30 июня.
  13. Российское законодательство Х-ХХ веков. М, 1994.
  14. Сабитов Г А. Обман как средство совершения преступления. Омск, 1980.
  15. Советское уголовное право, особенная часть, М., 1964
  16. Степанян С.Р., Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, «Проблемы советского уголовного права», Л., 1963.
  17. Уголовное право. Особенная часть / под ред. проф. B.Н. Петрашева, М., 1999.
  18. Худяков Е.А., Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Дисс. Канд. Юр. наук, М., 1967.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений