Уголовные преступления в избирательном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в области борьбы с преступными нарушениями законодательства о выборах, совершаемыми членами избирательных комиссий.

Файлы: 1 файл

курсач вариант 1.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

- быть соединены  с подкупом, принуждением, применением  насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества  или угрозой его уничтожения;

- повлечь существенное  нарушение прав и законных  интересов граждан или организаций  либо охраняемых законом интересов  общества или государства.

По части 3 статьи 142 УК РФ ответственность наступает, если лицо:

- незаконно изготовило  избирательные бюллетени, бюллетени  для голосования на референдуме;

- незаконно хранило  незаконно изготовленные избирательные  бюллетени, бюллетени для голосования  на референдуме;

- незаконно перевозило  незаконно изготовленные избирательные  бюллетени, бюллетени для голосования  на референдуме.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной формой вины. Субъект преступления по частям 2 и 3 статьи 142 УК РФ - общий.

Объективная сторона  преступления, предусмотренного частью 1 статьи 142.1, УК РФ состоит в фальсификации  итогов голосования одним из следующих  способов:

- включение неучтенных  бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

- представление  заведомо неверных сведений об  избирателях, участниках референдума;

- заведомо неправильное  составление списков избирателей,  участников референдума, выражающееся  во включении в них лиц, не  обладающих активным избирательным  правом, правом на участие в  референдуме, или вымышленных  лиц;

- фальсификация  подписей избирателей, участников  референдума в списках избирателей,  участников референдума;

- замена действительных  бюллетеней с отметками избирателей,  участников референдума;

- порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить  волеизъявление избирателей, участников  референдума;

- незаконное  уничтожение бюллетеней;

- заведомо неправильный  подсчет голосов избирателей,  участников референдума;

- подписание  членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола  об итогах голосования до подсчета  голосов или установления итогов  голосования;

- заведомо неверное (не соответствующее действительным  итогам голосования) составление  протокола об итогах голосования;

- незаконное  внесение в протокол об итогах  голосования изменений после  его заполнения;

- заведомо неправильное  установление итогов голосования,  определение результатов выборов,  референдума.

Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  прямым умыслом. Субъект этого преступления специальный - лицо, отвечающее в силу возложенных на него полномочий за подведение итогов выборов и референдума.

Уголовная ответственность  наступает за совершение общественно  опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность  регламентируется в Уголовном кодексе  РФ (далее - УК РФ), который насчитывает  две статьи, посвященных посягательствам  на избирательные права граждан. Это - ст. 141 («Воспрепятствование осуществлению  избирательных прав или работе избирательных  комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет  голосов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению  гражданином своих избирательных  прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом  в размере от пятидесяти до ста  минимальных размеров оплаты труда  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до одного месяца, либо обязательными  работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными  работами на срок до одного года.

Юридическая ответственность  за нарушения законодательства о  выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного  интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической  ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности  являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые  традиционно именуются в научной  литературе карательными или штрафными.

При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность (в том числе и за нарушения  законодательства о выборах): 1) наступает  за совершение правонарушения; 2) устанавливается  государством и всегда связана с  применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными  на то государственными органами и  должностными лицами; 3) связана с  причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий; 4) реализуется в определенной процессуальной форме.

За нарушения  законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько  видов юридической ответственности.

В зависимости  от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности  за нарушения законодательства о  выборах: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности  отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. 
 
 

 

     Заключение 

Выборы как  исторический процесс представляют собой итог длительной эволюции ряда социальных, политических и правовых институтов. В условиях современных  научных представлений выборы выступают  в качестве и как основы конституционного строя, и в качестве института  народовластия, и как способ реализации политической правосубъектности граждан.

Анализ российского  избирательной системы и соответствующей  международной практики позволяют  сделать вывод, что российское законодательство о выборах является чрезмерно  сложным, перегружено деталями и  существует в виде отдельных законов, а также инструкций ЦИК РФ. В  связи с этим представляется обоснованной возможность принятия Избирательного Кодекса Российской Федерации.

Исключительно важное значение для обеспечения  всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом  пределов их реализации имеют избирательные  цензы, которые, по мнению автора, представляют собой специальные условия, которыми конституция и избирательные  законы ограничивают круг лиц, за которыми признаются избирательная дееспособность.

Анализ законодательных  источников и соответствующей литературы дает основание судить о их многообразии. Классифицировать избирательные права  можно по различным основаниям, в  том числе относительно стадий избирательного процесса. Представляется возможным  классифицировать избирательные права  относительно принадлежности на: индивидуальные (которые могут осуществляться и  защищаться только индивидуально), коллективные (которые могут осуществляться и  защищаться только коллективными действиями избирателей) и индивидуально-коллективные (которые могут осуществляться и  защищаться как индивидуально, так  и в результате коллективных действий избирателей).

Гарантии правомерной  реализации избирательных прав и  обязанностей личности направлены на обеспечение оптимальных социально-политических условий и организационно-правовых средств правомерной реализации избирательных прав и обязанностей личности, и включают в себя: прежде всего принципы в качестве демократических  начал избирательного права; пределы избирательных прав и обязанностей, их конкретизацию; процессуальные формы реализации избирательных прав и обязанностей личности (определенный порядок использования лицами избирательных прав и исполнения избирательных обязанностей).

В зависимости  от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы следует различать три  вида юридической ответственности  за нарушения законодательства о  выборах: ответственность по избирательному праву (сегмент государственно-правовой ответственности); уголовную ответственность; административную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Библиографический  список 

Нормативно-правовые акты: 

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Российская газета. 21.01.2009.

2.  ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 (ред. от 04.10.2010) //Российская газета. 08.10.2010.

3.  ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ от 18.05.2005 (ред. от 29.11.2010//Российская газета. 08.10.2010.

4.  ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» № 113-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 21.07.2007)//Российская газета. 25.07.2007.

5.  ФЗ «О референдуме Российской Федерации» № 5-ФКЗ от 28.06.2004 (ред. от 24.04.2008) //Российская газета. 30.04.2008.

6.  ФЗ «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 (ред. от 26.04.2007) //Собрание законодательства. 30.04.2007.

7.  ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 94-ФЗ от 04.07.2003 (ред. от 28.12.2009) // Российская газета. 30.12.2009.

8.  ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» № 85-ФЗ от 22.06.1998 (ред. от 21.07.2005) //Российская газета. 26.07.2005.

9.  ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления») № 138-ФЗ от 26.11.1996 (ред. от 09.11.2009) //Российская газета - 11.11.2009. 

Специальная литература: 

10. Энциклопедический социологический словарь. / Общ. ред. академика Г.В. Осипова. М., 1995.

11. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.

12. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: Вузовский учебник, 2005.

13. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

15. Марченко М.Н Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - М. : Проспект,  2004.

16. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. А.И. Аверьянова. М., 1993.

17. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007.

18. Вестник ЦИК РФ, 2000, № 21 
 
 
 

Судебная практика 

     Обращает  на себя внимание тот факт, что на территории Свердловской области в 2000 г., 2002 г., 2004 г., 2005 г по ст. ст. 141, 141-1, 142, 142-1 УК РФ были зарегистрированы уголовные  дела. В частности, получены результаты судебного рассмотрения по уголовному делу 187044-02 года:

     Циндлян Михаил Михайлович 2 декабря 1969 г. Р. – 3 года 6 месяцев лишения свободы. Приговор от 16 июля 2004 года.

     В городе Ханты-Мансийске в период с 2005 по настоящее время были возбуждены следующие уголовные дела:

Информация о работе Уголовные преступления в избирательном праве