Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 03:15, курсовая работа
Уголовный Кодекс Российской Федерации, являющийся источником уголовного права в Российской Федерации, в своей особенной части имеет разделы, характеризующие родовые объекты закрепленных составов преступлений. Преступления в сфере экономической деятельности - субинститут особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный главой 22 Уголовного Кодекса РФ . Преступлениями в сфере экономической деятельности являются общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг и предусмотренные уголовным законом .
Введение..…………………………………………………………………………………......….1
Глава 1.
§ 1. История становления и современность ………………………..……………………...….......3
§ 2. Налоговые преступления как часть института «Преступления в сфере экономи-ки»……..4
§ 3. Состав преступления «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организа-ции»…...6
§ 4. Квалифицирующие признаки, преступления, закрепленного в ст. 199 УК РФ…………....9
Глава 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003г. N 9-П..……….......10
Заключение ……………………………………………………………………………………..13
Список использованных источников и литерату-ры………………..…………………….…..14
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский
университет
«Высшая школа экономики»
Юридический факультет
На тему: «Уклонение от уплаты налогов с организаций»
А.Г. Мальцев
А.А. Эксархопуло
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение..……………………………………………………
Глава 1.
§ 1. История становления и современность
………………………..……………………...….......
§ 2. Налоговые преступления как часть института «Преступления в сфере экономики»……..4
§ 3. Состав преступления «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»…...6
Глава 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003г. N 9-П..……….......10
Заключение
………………………………………………………………………………
Список использованных
источников и литературы………………..…………………….…
Введение
Преступления
в сфере экономической
Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется потребностью в обеспечении экономической безопасности государства, ведь уплата налогов играет для России – как и для любого государства - существенную роль. По данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России3. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притока денежных средств в федеральный бюджет, что влечёт за собой недостаточное финансирование расходных статей бюджета, которые, как правило, являются статьями социальной направленности. Вследствие этого не повышаются зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсии, социальные пособия, что ведет к подрыву государственного авторитета, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе.
Рыночная экономика невозможна без хорошо продуманной и отлаженной правовой системы, устанавливающей такие правила поведения, которые должны характеризоваться предельной определённостью прав и обязанностей, результативностью мер стимулирования и ответственности. Российская федерация должна стремиться к созданию такой правовой системы, так как она способствуют сокращению налоговых преступлений, увеличению налоговых сборов, экономическому росту субъектов хозяйственной деятельности и, в целом укреплению экономики России – экономической основы российского демократического общества.
Целями настоящей работы являются:
-понимание уклонения от уплаты налогов и сборов как деяния, направленного не только против государства, но и против иных субъектов экономической деятельности;
-уяснение проблем,
возникающих при квалификации д
-анализ постановление
Конституционного Суда
Для достижения данных целей следует выполнить следующие задачи:
-рассмотреть особенности становления института преступлений в сфере экономики в уголовном праве России;
-указать на его закрепление в Уголовном Кодексе РФ 1996 г.;
-рассмотреть признаки состава деяния, предусмотренного статьей 199 УК РФ;
-провести разграничение от других составов преступлений.
§1. История становления и современность
Экономические преступления не являются новым понятием для русского права. Впервые нормы об ответственности за совершение некоторых видов экономических преступлений появились в российском уголовном законодательстве еще во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, когда было положено начало стремительному процессу развития капиталистических отношений. Стоит отметить, что основными источниками уголовных законоположений до октября 1917 г. были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., а также «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» 1864 г. и принятое в 1903 г. «Уголовное уложение», все из которых предусматривали ответственность за совершение некоторых экономических преступлений. При этом формулировка уголовно-правового запрета и уголовной ответственности за налоговые преступления появилась в российском законодательстве лишь в самом конце XIX века, в 1898 г., когда правительство утвердило «Положение о государственном промысловом налоге», который просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917 г. и занимал центральное место в системе налогового регулирования России4.
В законодательной истории советского периода во всех уголовных кодексах РСФСР выделялись главы под названием "Хозяйственные преступления", которые также содержали статьи с описанием составов противоправных деяний в сфере экономической деятельности.
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 г., содержит множество норм, отсутствовавших в Уголовном Кодексе РСФСР 1960г., в особенности об общественно опасных деяниях в сфере экономической деятельности. Эти преобразования диктовались, прежде всего, условиями, в которых оказалась Россия в конце ХХ столетия - переход в экономике на новые для России рыночные отношения потребовал адекватного ответа в сфере уголовного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономики и экономической деятельности.
§2. Налоговые преступления как часть института «Преступления в сфере экономики»
В соответствии с Конституцией РФ5 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Закон устанавливает, что налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ6, так как любое преступление в сфере экономической деятельности так или иначе представляет собой посягательство на экономические интересы государства прочих субъектов экономической деятельности, в результате чего причиняется или создается возможность причинения ущерба экономическим интересам данных субъектов. Нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, закрепленные в уголовном законодательстве, ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей, защиту финансовых интересов государства – таким образом, уголовный закон охраняет нормальную экономическую деятельность в целом.
Стоит отметить, что система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является весьма сложной. В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается. Таким образом, все нарушения налогового законодательства подразделяются на три вида:
-налоговые правонарушения
-нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки)
-нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).
Исходя из данной классификации, мы можем говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах – налоговой, административной и уголовной соответственно, при этом наибольшую сложность представляет разграничение административной и финансовой ответственности, что объясняется тем, что данные виды юридической ответственности во многом сходны.
Несколько проще дело обстоит с разграничением уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления, так как налоговые преступления существенно отличаются от иных видов нарушений особой общественной опасности, а также наказуемости исключительно в соответствии с Уголовным кодексом РФ. По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать лишь такое уклонение от уплаты налогов, которое причиняет существенный вред государственному бюджету; таким образом, проявлением высокой степени общественной опасности нарушения законодательства о налогах и сборах является определенная денежная сумма, непоступление которой в бюджетную систему Российской Федерации влечет для нашего государства серьезные последствия.
Таким образом, к налоговым преступлениям относят лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Такие преступления выражаются в неисполнении налогообязанными лицами своих обязанностей по исчислению, уплате или перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Исходя из этого, большинство авторов7 относит к налоговым преступлениям лишь деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:
- ст. 198 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица");
- ст. 199 ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации");
- ст. 199.1 ("Неисполнение обязанностей налогового агента");
- ст. 199.2 ("Сокрытие
денежных средств либо
§3. Состав преступления «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»
Данное преступление признается оконченным с момента фактической неуплаты организацией налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством, и (или) неуплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, поэтому состав данного преступления признается материальным, т.е. наличие материального ущерба в виде неуплаченного налога (сбора) является обязательным признаком преступления8.
К организациям, о которых говорится в данной статье, относятся указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц. Таким образом, организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации9. Стоит отметить, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199 УК, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации10.
Объект
Объектом данного преступления является установленный законом порядок уплаты организациями налогов и сборов в бюджетную систему РФ, предметом же данного преступления являются налоги и сборы, подлежащие уплате с организации.
Информация о работе Уклонение от уплаты налогов с организаций