Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования состоит в уголовно-правовой характеристике института УДО. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения к осужденным, отбывающим содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, норм об условно-досрочном освобождении от отбывания уголовного наказания.
Задачи исследования состоят в:
1. Рассмотреть понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2. Исследовать основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Введение………………………………………………………………………..3
I.Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в системе законодательства …………………………………………………5
1.1. Понятие, правовая природа условно- досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………………………………….5
1.2.Исторический аспект условно-досрочного освобождения……………...8
II.Применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………………………………………...15
2.1.Основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………………………………………….......15
2.2.Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………...33
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
Условно-досрочное освобождение от наказания
Выполнила: студентка
II курса группы Ю-22
очной формы обучения
Научный руководитель:
к.ю.н.,доцент
Оценка:________________
Введение…………………………………………………………
I.Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в системе законодательства …………………………………………………5
1.1. Понятие, правовая природа
условно- досрочного освобождения
от отбывания наказания………………………………………………………
1.2.Исторический аспект
условно-досрочного
II.Применение условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания………………………………………………………
2.1.Основания применения условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания………………………………………………………
2.2.Порядок применения условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...33
Условно-досрочное освобождение от отбывания
наказания является достаточно распространенным,
применяемым на практике институтом досрочного
освобождения, особенно от отбывания наказания
в виде лишения свободы. Действующее уголовное
законодательство сочетает в себе жесткость
наказания в отношении лиц, обладающих
повышенной общественной опасностью,
совершивших преступные деяния, и в то
же время регламентирует разнообразные
меры освобождения от дальнейшего отбывания
наказания осужденных, когда их исправление
достигается до истечения установленного
приговором суда срока уголовного наказания.
Актуальным является не только применение
кары, но и выделение из общего числа осужденных
лиц, которые осознали пагубность преступного
поведения и не нуждаются в полном отбытии
назначенного судом наказания, а их дальнейшее
исправление возможно без изоляции.
Гуманным
целям борьбы с преступностью и исправлению
правонарушителей соответствуют гуманные
средства. В их арсенале важное место занимает
уголовно-правовой институт условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания
(далее - УДО). Этот институт, диалектически
сочетая метод убеждения и принуждения,
выражает гуманность и социально-политическую
рациональность как принципы организации
социальной системы воздействия на преступность
в развитом обществе.
Институт УДО от
отбывания наказания является, пожалуй,
одним из самых динамично развивающихся.
Нормы, касающиеся УДО от отбывания наказания,
в том числе и в отношении несовершеннолетних
осужденных, в течение последнего десятилетия
неоднократно подвергались изменению.
Данное обстоятельство напрямую корреспондирует
официальной позиции государства, суть
которой сводится к тому, что оно заинтересовано
в скорейшем "превращении" преступника
в законопослушного гражданина. Законодательные
же изменения, затрагивающие УДО несовершеннолетних,
объективно связаны с более гуманным к
ним отношением по сравнению с взрослыми
осужденными.
Необходимость изучения вопросов
эффективности рассматриваемого института
обусловливается тем, что его законодательная
регламентация в УК РФ 1996 г. подверглась
значительным изменениям и дополнениям.
Цель исследования состоит в уголовно-правовой
характеристике института УДО. Объектом
исследования выступают общественные
отношения, возникающие в процессе применения
к осужденным, отбывающим содержание в
дисциплинарной воинской части или лишение
свободы, норм об условно-досрочном освобождении
от отбывания уголовного наказания.
Задачи исследования состоят в:
1. Рассмотреть понятие
и сущность условно-досрочного
освобождения от отбывания
2. Исследовать основания,
условия и порядок применения
условно-досрочного
Структура данного исследования определяется общей целью и задачами исследования. Структурно данное исследование состоит из введения, основной части с внутренним подразделением на главы и подглавы, заключения и списка использованной литературы.
I.Институт условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в системе законодательства
1.1 Понятие, правовая природа условно - досрочного освобождения от отбывания наказания
В соответствии с принципами справедливости и гуманизма, закрепленными в ст.ст. 6, 7 УК РФ и направленными на сужение рамок уголовно-правовой репрессии, суду предоставлено право условно-досрочно освободить лиц, которые не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания - один из наиболее распространенных видов освобождения от уголовного наказания, имеющий большое значение в деле исправления осужденных и, следовательно, содействующий в борьбе с преступностью.
Суть условно-досрочного освобождения состоит в том, что после отбытия лицом определенной части наказания дальнейшее его отбывание реально прекращается под условием соблюдения освобожденным указанных в законе требований в течение испытательного срока1
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Только в подобном случае можно считать, что этим лицам для их окончательного исправления нет необходимости полностью отбывать назначенное судом наказание. Согласно ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется к осужденным, если судом будет признано, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания.2 Сущность этого института состоит в том, что такой осужденный досрочно освобождается от наказания небезусловно, и окончательно, а условно. Это означает, что закон допускает освобождение лица от наказания лишь под условием соблюдения им определенных требований, предупреждая в противном случае привести в исполнение (полностью или частично) не отбытое наказание. Однако, как соблюдение этого требования, так и угроза реального исполнения ограничены законом определенным отрезком времени – сроком не отбытого наказания. Отсюда следует, что:
во-первых, не отбытая осужденным часть срока наказания превращается, по сути, в испытательный срок;
во-вторых, приговор суда, исполнение которого прекращено досрочно, теряет свою силу не со дня освобождения лица от наказания, а со дня истечения испытательного срока. Только с этого момента угроза реального исполнения, не отбытого наказания утрачивает свою силу и поэтому окончательно отпадает возможность отбывания освобожденным не отбытой части наказания.Хотя данное определение и выражает содержание указанного института, оно все же не охватывает полностью некоторых других важных сторон понятия условно-досрочного освобождения, не дает четкого представления об его правовой природе.
В юридической литературе имеются иные взгляды о природе условно-досрочного освобождения от наказания. Одно из них сводится к утверждению, что УДО по своей правовой природе представляет собою последнюю, заключительную стадию лишения свободы. Указанную позицию защищал также А.А. Пионтковский, который писал, что «условно-досрочное освобождение является карательным средством, поскольку оно создает для условно-освобожденного особое положение, налагает на него обязанность соблюдения тех или иных условий и обращает к нему специальную угрозу обратного возвращения в карательное учреждение и, что, поэтому, оно является конечной стадией в отбывании наказания лишением свободы, при котором тюремный режим прекращается и заменяется психическим»3.
Угроза присоединения оставшейся части наказания, в случае нарушения указанных в законе требований, не может рассматриваться как стадия (даже заключительная или конечная) в отбытии наказания, так как никакого наказания в период испытательного срока, осужденный не отбывает. Укажем также, что признание УДО заключительной стадией исполнения наказания, а освобожденного условно-досрочно - отбывающим наказание в течение оставшейся части срока, не согласуется с прямыми указаниями закона о порядке и сроках погашения судимости при условно-досрочном освобождении от наказания4.
Рассматривая УДО от наказания как карательное средство и одну из стадий отбывания наказания, сторонники этого взгляда обычно обращают внимание на то, что воспитательное воздействие неразрывно связано с принудительной, карательной стороной наказания. Они признают, что после досрочного освобождения лицо подвергается каре и воспитательному воздействию. Возложение на условно-досрочно освобожденного обязанностей означает принуждение его к положительному поведению под угрозой правовых санкций. Принуждение при условно-досрочном освобождении заключается в угрозе реального применения не отбытой части наказания, от которой осужденный освобожден, в случае совершения им нового умышленного преступления. Положение условно освобожденного отличается в этом отношении от положения всех остальных граждан тем, что он находится под угрозой, в случае совершения нового преступления, подвергнуться наказанию не только за него, но и не отбытой части наказания по прежнему приговору».
Таким образом, карательное воздействие и принудительные методы воспитания к условно-досрочно освобождаемому в период не отбытой части наказания неприемлемы и противоречат действующему законодательству, но это вовсе не означает, что освобожденный не нуждается в каком-либо воздействии5.
Наиболее правильным будет рассмотрение правовой природы УДО как одного из видов освобождения от наказания, на что прямо указывает нахождение ст. 79 в 12 главе УК РФ «Освобождение от наказания». Оно представляет собой освобождение осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения им ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии с этим законом. Освобождение от наказания в широком смысле представляет собой освобождение лица, признанного виновным в совершении преступления, от определенных лишений и ограничений прав, являющихся содержанием наказания.
1.2. Исторический аспект условно - досрочного освобождения
Институт условно-досрочного освобождения прошел сложный и противоречивый путь развития в истории права России. Его история начинается с массового применения наказания в виде лишения свободы и становления идеи исправления преступников.
В зависимости от развития государственности Руси наказание носило характер либо устрашающий и компенсационный (по Русской Правде), либо сугубо карательный. Анализ краткой редакции Русской Правды позволяет говорить о зарождении различных условий отбытия наказаний. С углублением процесса феодализации Древнерусского государства и усилением роли княжеского суда появилась возможность заменить реальное исполнение наказания выкупом кунами при посредничестве князя.
Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. В борьбе с сопротивлением народных масс главной для господствующей элиты стала цель устрашения. Закон стремился к тому, чтобы наказания устрашали не только самого преступника, но и других людей. Изменилась система наказаний, было законодательно закреплено лишение свободы, членовредительство и смертная казнь. До начала XVI в. тюремной организации не существовало, и поэтому исполнение наказания в виде лишения свободы не имело достаточной юридической регламентации. В подвалах и подземельях политические преступники содержались без срока.
В 20-40 гг. XVI в. в связи с преступностью «лихих людей» и земскими губными реформами начинает складываться тюремная система. Лишению свободы подвергались лица за общеуголовные преступления. В узких кельях и «без всякого утешения» зарождался режим заключения, направленный на принудительное изменение духовного облика осужденного.
В постпетровский период крупных уголовных законов не издавалось. Чаще уголовные нормы содержались в каких-то более широких актах. Уголовная политика на протяжении данного периода времени отличалась неровностью. Годы относительного либерализма сменялись годами террора, порой без особых социальных оснований. Но некоторые черты гуманности пенитенциарные политика и право приобрели с приходом к власти Екатерины II.
Именно с появлением «Попечительного о тюрьмах общества» начинается история института условно-досрочного освобождения. В России досрочное освобождение, основанное на исправлении осужденных, появилось гораздо ранее, нежели указывали до этого многие авторы, т. к. при непосредственном участии членов «Попечительного о тюрьмах общества» исправившиеся осужденные освобождались досрочно. Общество состояло под покровительством императора и было тесно связано с правительственными кругами. Это придавало ему статус почти государственного учреждения и соответствующую свободу действий. Открытие и деятельность «Попечительного о тюрьмах общества» означало новое направление в тюремной политике и имело огромное значение для России. Нововведения выражались не только в религиозной направленности активности заключенных, вместе с тем пытались улучшить положение арестантов, установить тюремную дисциплину и режим.
С целью стимулировать правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом «Об условно-досрочном освобождении» от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального права и вносил изменения в пять основополагающих законодательных актов: Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав уголовного судопроизводства и Устав о содержащихся под стражей. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей.
Новый этап в реформе исполнения наказаний начался после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выработке новой концепции наказания. В приказе Главного тюремного управления № 1 от 8 марта 1917 г. главной задачей наказания было названо перевоспитание человека, совершившего преступление. Именно с задачами и целями наказания тесным образом соотносится условно-досрочное освобождение, во-первых, потому что служит стимулом к исправлению преступников, а во-вторых, именно с достижением целей наказания и связано его применение, когда осужденный исправился, раскаялся, и нет нужды подвергать его дальнейшему наказанию 6
Позднее институт условно-досрочного освобождения был регламентирован в Декрете Всесоюзного центрального исполнительного комитета ВЦИК) о суде № 2 от 7 марта 1918 г., ст. 32 которого предоставляла возможность всем осужденным просить народный суд об условном или досрочном освобождении. В нем еще отсутствуют основания освобождения, не названы категории лиц, которым оно может быть предоставлено, не определен порядок его применения. Таким образом, при сохранении идеи условно-досрочного освобождения, правовая разработка данного института советской властью началась заново.
Информация о работе Условно-досрочное освобождение от наказания