Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:58, контрольная работа
По объективной стороне транспортные преступления представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности.
1.Охарактеризуйте виды транспортных преступлений
2.Задача 1
3.Задача 2
Министерство образования
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет
Юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Студента 3 курса 1 группы специальности «Правоведение»
по дисциплине «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
Валентюкевича Александра Владимировича
1.Охарактеризуйте виды транспортных преступлений
2.Задача 1
3.Задача 2
1. Охарактеризуйте виды транспортных преступлений.
В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий.
Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
По объективной стороне транспортные преступления представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности.
Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, имеет место материальное описание составов преступлений. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба. Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.
При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц. Усиление ответственности за такие деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.
Субъективная сторона транспортных преступлений - это всегда преступная неосторожность в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям.
Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления - с 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли совершеннолетия.
Субъектами преступления, предусмотренного приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения - могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта».
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, выделены в Уголовном кодексе РБ, вступившем в силу с 9 июля 1999 г. N 275-З.
Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
В самом разделе 28 глава УК РБ предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК, образует:
— приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия.
Рассматриваемое преступление относится к числу преступлений с формальным составом (считается оконченным с момента совершения указанных деяний) и материальным составом (считается оконченным с момента наступления указанных последствий).
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 309 УК, образуют действия, предусмотренные ч. 1 рассматриваемой статьи, повлекшие по неосторожности:
— причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо
— ущерба в особо крупном размере.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 309 УК, образуют действия, указанные в частях 1 или 2 рассматриваемой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.
Субъект преступления - лицо физическое, вменяемое, достигшее 14-летнего возраста.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. По отношению к наступившим последствиям вина только неосторожная.
Умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст. 320 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 310 УК, образует блокирование транспортных коммуникаций путем:
- иным способом, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере.
Особо крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленной надень совершения преступления.
Рассматриваемое
преступление относится к числу
преступлений с материальным составом.
Оно считается оконченным с момента
наступления указанных
Административная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом установлена также ст. 18.1 КоАП.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 310 УК, образует действие, указанное в ч. 1 рассматриваемой статьи, повлекшее по неосторожности:
- смерть человека либо
- причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.
Субъект преступления — лицо физическое, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны преступление характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. По отношению к наступившим последствиям, предусмотренным в ч. 2 рассматриваемой статьи, вина только неосторожная.
Угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна (ст. 322 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК, образует:
1) угон либо
2) захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна.
Рассматриваемое преступление относится к числу преступлений с формальным составом (считается оконченным с момента совершения указанных деяний) и материальным составом (считается оконченным с момента наступления указанных последствий).
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 311 УК, образуют действия, предусмотренные ч. 1 рассматриваемой статьи:
Крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления,
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 311 УК, образуют действия, предусмотренные частями 1 или 2 рассматриваемой статьи:
достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. По отношению к наступившим последствиям, предусмотренным в ч. 3 рассматриваемой статьи, вина неосторожная. Цель захвата железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна — их угон.
Самовольная без необходимости остановка поезда (ст. 312 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения железнодорожного транспорта.
Объективную сторону преступления образует самовольная без необходимости остановка поезда, повлекшая по неосторожности:
— смерть человека, либо
— причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, либо
— причинение ущерба в особо крупном размере.
Особо крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой, величины, установленной надень совершения преступления.
Рассматриваемое
преступление относится к числу
преступлений с материальным составом.
Оно считается оконченным с момента
наступления указанных
Административная ответственность за самовольную остановку поезда без необходимости установлена ч. 1 ст. 18.4 КоАП.
Субъект преступления - лицо физическое, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.
Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК)
Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Объективную сторону преступления образует недоброкачественный ремонт:
— другого транспортного оборудования, повлекший по неосторожности:
а) смерть человека, либо
б) причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, либо