Военный суды США, ФРГ, Азии, Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Соединенные Штаты Америки, обладая самой мощной на сегодня армией в мире, на протяжении почти всей своей истории с 1775 года сохраняют у себя одну из самых исторически преемственных военно-судебных систем.
На развитие правовой системы США, в том числе на становление военного уголовного и уголовно-процессуального права, определяющее влияние оказало английское право, поскольку территория США первоначально являлась в большей своей части британской колонией.
В настоящее время в США военное судоустройство максимально приближено к условиям деятельности вооруженных сил, его основная цель – способствовать военному командованию эффективно выполнять поставленные перед войсками задачи и обеспечивать надежную охрану военно-служебных отношений от противоправных действий. Можно сказать, что в США в данной сфере правового регулирования принцип практичности является основополагающим.

Файлы: 1 файл

Военные суды США, ФРГ, Китая, Азии, Франции.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Председательствуют в судах  религиозные судьи, кади. Судебная система  страны состоит из дисциплинарных и  общих судов, Кассационного Суда и Верховного Суда, в основе деятельности которых лежит исламское законодательство.

Шариат («Закон», «ясно установленный путь»), комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.

В узком смысле шариат включает в  себя только ясно зафиксированные нормы  Корана и сунны. В более широком  толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской  религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм («единогласное мнение») общины и ийс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. Ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» в классическом исламской обществе. В шиизме иджм и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете.

В основе гражданского и судебного  кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Военные суды Франции

 

Франция Французское военное правосудия урегулировано Кодексом военной  юстиции (Code de justice militaire, сокращенно – CJM). Первый CJM был принят в 1857 г. До этого военные суды руководствовались множеством изданных в разное время, особенно во времена правления Наполеона I, законов, декретов, постановлений.

В 1814 г. было признано необходимым  сделать свод всех этих нормативных актов и с этой целью в течение 15 лет учреждались одна за одной несколько комиссий. В 1829 г. проект военно-уголовного кодекса был подготовлен. Однако Июльская (1830 г.) революция помешала его принятию. В 1855 г. император Наполеон III вернулся к вопросу о военно-уголовном кодексе, создав для его подготовки специальную комиссию во главе с В. Фуше, которая, обобщив военно-уголовные законы за период с 1796 по 1814 гг., разработала CJM, который и был утвержден в 1857 году.

По структуре первые CJM Франции напоминали ныне действующий и представляют определенный интерес. CJM 1857 г. состоял из четырех книг: судоустройство; компетенция военных судов; судопроизводство; о преступлениях и наказаниях.

CJM для сухопутной армии 1928 г., сменивший CJM 1857 г., также состоял из 4 книг. Книга I была посвящена военному судоустройству и судопроизводству. Уголовно-правовыми в КВЮ 1928 г. являлись статьи книги II (ст.ст.192-249), книги III (ст.ст.250-260), книги IV (ст.261).

В 1938 г. был принят CJM военно-морских сил, в котором нормы военно-уголовного характера как по форме, так по содержанию практически не отличались от аналогичных норм КВЮ 1928 г. для сухопутных войск.

В настоящее время во Франции  действует CJM 1965 г. в редакции 1982 г. с  изменениями и дополнениями от 16 декабря 1992 г., вызванными принятием нового УК, и от 10 ноября 1999 г., внесенными в связи с судебной реформой.

CJM состоит из четырех книг, включает  свыше 500 статей, в большинстве  из которых урегулированы вопросы  военного судоустройства и уголовно-процессуального права. Собственно уголовно-правовые нормы помещены в книге III CJM «Наказания, применяемые военными судами, и воинские преступления», состоящей из 110 статей. О том, что CJM ближе к уголовно-процессуальному праву, чем к уголовному, свидетельствует хотя бы тот факт, что данный закон традиционно публикуется вместе с УПК Франции, как своеобразное приложение к нему.

Во Франции долгое время существовало большое количество специальных судебных органов, рассматривающих уголовные дела в отношении военнослужащих. Однако в соответствии с Законом от 21 июля 1982 г. военные трибуналы на период мирного времени были упразднены.

Принятие указанного закона было вызвано  тем, что существование военных  судебных органов расценивалось  как противоречие основным принципам уголовной юстиции во Франции, а именно: все граждане имеют право на рассмотрение их уголовных дел одними и теми же судебными органами и на основании одних и тех же принципов судопроизводства; ни одно демократическое правительство не может допустить существование специальных судебных органов, рассматривающих дела о преступлениях. В силу названных причин, Парламент внес поправки в законодательство в соответствии со следующим критерием: поправки не относятся к военному времени, а преследуют цель отменить в мирное время только те военные суды, которые расположены на территории Республики - т.е. постоянные суды вооруженных сил (Tribunaux Permanents des Armées). Военные суды, находящиеся за границей, были сохранены в мирное время. Однако впоследствии обнаружилось, что реализованная концепция осуществления правосудия в вооруженных силах не столь эффективна.

Острая дискуссия по проблеме военных  судов, развернувшаяся в парламенте Франции в ноябре 1999 г. при обсуждении Закона о реформе CJM, показала, что стремление представителей демократических сил нивелировать различия между судебными процедурами в общих судах и судебных органах вооруженных сил оказалось практически трудно выполнимой задачей.

На слушаниях по рассматриваемому вопросу представители военного командования прямо заявили, что упразднение военных судов отрицательно скажется на воинской дисциплине. Названным Законом был создан военный суд г. Парижа («Tribunal aux armees de Paris»), которому стали подсудны дела о преступлениях, совершенных французскими военнослужащими за границей. Кроме того, была установлена специальная процедура рассмотрения дел, открытое слушание которых может привести к разглашению государственной или военной тайны.

В связи с созданием трибунала  вооруженных сил г. Парижа как постоянно действующего судебного органа, была отменена ст. 5 CJM, которая, в частности, предусматривала, что до того, как трибунал вооруженных сил, находящийся за границей, будет создан, дела о воинских преступлениях подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Следовательно, трибунал вооруженных сил г. Парижа обладает более специализированным характером, чем прежние суды, существовавшие до вступления в силу Закона от 10 ноября 1999 г.

В настоящее время ст. 702 УПК Франции  закрепляет, что преступления, предусмотренные CJM, а также преступления против основных интересов нации, таких как, например, государственная измена, шпионаж рассматривают обычные суды: исправительный суд и суд присяжных. Но все-таки определенная специализация имеет место, т. к. внутри каждого исправительного суда была создана военная коллегия, а суд присяжных по делам военнослужащих состоит из семи профессиональных судей, а не из присяжных заседателей, выбираемых из числа простых граждан. Полномочия следственного судьи, прокурора Республики, председательствующего суда и председательствующего суда присяжных выполняют соответственно следственный судья вооруженных сил, прокурор при суде вооруженных сил и председательствующий суда вооруженных сил.

Необходимо отметить, что ст. 4 CJM предусматривает возможность временного учреждения судебных коллегий вооруженных сил за пределами территории Франции для рассмотрения дел о наименее тяжких преступлениях (contraventions) и преступлениях средней тяжести (délits).

Тип военно-уголовного законодательства, сформировавшийся во Франции, также был воспринят во многих странах Европы, в частности, в Италии, Португалии, в странах Латинской Америки, а также в бывших колониях Франции. Особенностью источников данного типа законодательства является наличие в них норм как военно-уголовного, так и уголовно-процессуального права. Не случайно во многих странах мира они именуются не военно-уголовными кодексами, а кодексами военной юстиции, в которых число и объем процессуальных норм уступает лишь незначительно, а в некоторых странах даже превышает массив норм собственно военно-уголовного права.

По этому признаку источники  французского военно-уголовного права  напоминают законодательные акты англосаксонской (США и Англии) системы права. В  юридической литературе высказано мнение, что военно-уголовное законодательство Франции создано по американскому образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список литературы

 

  1. Намазова А.С. Военные суды США. М., 2002.
  2. Аксенова Л.А. Судебная система ФРГ. М., 2002.
  3. Гаврилова И.В. Народная Республика Китай. М., 2003.
  4. Дробков В.А. На перекрестке дорог, культур, историй. М.,1999.
  5. Советский энциклопедический словарь, 1993.
  6. Н.Г. Сиротенко, В.А. Менделев «Шариат». Изд. «Торсинг». М., 2000.
  7. В.П. Максаковский «Правоохранительные органы». Изд. «Просвещение». М.,1993.

 

 

 

 

 

 

 

1 Единый Кодекс военной юстиции принят 5 мая 1950 г.(Uniform Code of military justice, сокращенно – UCMJ), который включен в Свод законов США (10 U.S.C. §§ 801-946).


Информация о работе Военный суды США, ФРГ, Азии, Франции