Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение, и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений.
Введение .3-4
Глава 1. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела…………………………………………………….…………………….........5
§1.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлении……………………
§1.2 Решения принимаемые по результатам рассмотрения о преступлении
Глава 2. Порядок возбуждения уголовного дела………………………………………………….…………………….........5
§2.1 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
§2.2 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частно–публичного обвинения
§2.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения
Глава 3 Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.1. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.3. Основания отказа в возбуждении уголовного дела
Глава 4 Обжалование решений
Заключение
Список используемой литературы
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Западно - сибирский филиал
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Курсовая работа
По дисциплине « Уголовно-процессуальное право»
На тему: «Возбуждение уголовного дела. Виды принимаемых решений. Порядок их обжалования»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Заочной формы обучения
Группы:493
Агузанова Евгения Сергеевна
Преподаватель:
Дата представления работы
« »
2010г.
ТОМСК
2011
Содержание:
Введение .3-4
Глава 1. Поводы и основания к
возбуждению уголовного дела…………………………………………………….……………
§1.1 Порядок рассмотрения сообщений о преступлении……………………
§1.2 Решения принимаемые по результатам рассмотрения о преступлении
Глава 2. Порядок возбуждения
уголовного дела………………………………………………….………………
§2.1 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
§2.2 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частно–публичного обвинения
§2.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения
Глава 3 Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.1. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
§ 3.3. Основания отказа в возбуждении уголовного дела
Глава 4 Обжалование решений
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Ч.1 ст. 1 Конституции
РФ гласит: «Российская Федерация
– Россия есть демократическое
федеративное правовое
Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)». Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства. Законность должна быть, прежде всего, правовой, при которой закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права.
Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение, и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений. Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены при условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка и установлено точное соответствие обстоятельств состава преступления конкретно тому деянию, которое имело место в реальной действительности.
\\
Глава 1. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания или следователем из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.
Для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания. Исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела содержится в ст. 140 УПК РФ.
Наличие повода порождает обязанность управомоченных органов рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела. По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела, согласно ст. 140 и ст. 141-143 УПК РФ, служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) рапорт об обнаружении признаков преступления; 4) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140, 141-143).
По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2-4 ст. 20 УПК).
Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя. Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7-10 Типового положения о единос порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным приказом от 29.12.2005 года Генеральной прокуратуры №39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Министерства юстиций РФ №253, Федеральной службы безопасности РФ №780, Министерства экономического развития России №353, и т.д. А также в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 6.09.2007г. №136 «об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». В соответствии с данным Типовым положение заявление под роспись выдается установленной формы уведомление о принятии заявления (сообщения) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Правом обратиться к дознавателю, органу дознания, следователю или прокурору с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Вместе с тем ст. 20 УПК устанавливает, что уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего и его законного представителя (ч. 2), а дела частно-публичного обвинения – по заявлению потерпевшего (ч. 3). В соответствии же с ч. 4 этой статьи руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела (ст. 141 УПК). Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Кроме этого, протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления. Сигналы о преступлениях, поступившие в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п.1 ч.3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следующие сведения: место и время принятия заявления; должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление; данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность); отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя; изложение от первого лица (т.е. от имени заявителя) содержания заявления; отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.
Письменное заявление и сообщение, поступившее от физического лица (гражданин, индивидуальный предприниматель), должно содержать полные сведения о конкретном лице (Ф.И.О., место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).
Письменное заявление и сообщение, поступившее от юридического лица должно содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его учредительным документам, а также сведения о его фактическом местонахождении и контактном телефоне.
Сообщение юридического
лица подписывается его
Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора Санэпидемнадзора, Госгортехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т. п.
Заявления и обращения, не содержащие личной подписи лица, его Ф.И.О., а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. которые не могут быть идентифицированы с конкретным гражданином, согласно п. 7 ст. 141 УПК РФ, признаются анонимными и не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Второй повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК).
Для того чтобы такое сообщение могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, гражданин должен указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления. Поэтому если, например, водитель сообщает, что он участвовал в дорожно-транспортном происшествии, но отрицает свою вину в нем, явки с повинной не будет.
Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания (дознавателю), следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о готовящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но тем не менее предпочло сообщить о содеянном. Явкой с повинной можно считать только такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее незарегистрированного (неизвестного правоохранительным органам), или же преступления известного, но не раскрытого, когда следственным путем не установлено лицо, его совершившее. Если работникам дознания, следствия либо суду уже известно событие преступления и лицо, его совершившее, то это уже не явка с повинной (ст. 142 УПК РФ).
Определяющим признаком явки с повинной является добровольная передача себя в руки правосудия. Исходя из этого следует признать, что она будет не только тогда, когда гражданин лично явился к дознавателю, следователю или прокурору, но и тогда, когда сообщение было сделано им по почте, телеграфу, телефону (если, конечно, им указаны все данные, устанавливающие его личность и позволяющие в любой момент встретиться с ним и получить подтверждение полученных сведений).
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом (в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК).
Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознавателем, следователем, прокурором, составившим протокол.
В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает: личность явившегося с повинной (путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другим способом.); содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления; место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства; мотивы, побудившие лицо явиться с повинной и сформировавшие его волеизъявление на явку с повинной. Личность явившегося с повинной устанавливается, как правило, путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другими способами. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено и через его близких (например, в случае заболевания лица).
Информация о работе Возбуждение уголовного дела. Виды принимаемых решений. Порядок их обжалования