Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:50, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение истории возникновения и развития уголовной ответственности за организацию притонов для потребления наркотических веществ в РФ.
Задачами работы являются: изучение понятия и видов преступлений против здоровья населения и общественной нравственности; рассмотрение понятия ответственности за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; проанализировать состав преступления, предусмотренного статьей 232 УК РФ; рассмотреть проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ.
Введение
Президент России Дмитрий Медведев в 2010 году внес изменения в Уголовный кодекс РФ, согласно которым устанавливается ответственность за организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. В частности, статья 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ) дополняется квалифицирующим признаком - "совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору". За такие деяния, согласно документу, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Закон принят Госдумой 17 ноября и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года. Уточнения направлены на совершенствование законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, внесены изменения, согласно которым предварительное следствие по данным преступлениям производится следователем органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, говорится в справке к документу.
В специальной литературе выделяют следующие признаки притона: территориальный, целевой, временной и функциональный. С учетом территориального признака притон представляет собой определенное место, имеющее пространственное ограничение координаты которого не меняются с течением времени.
В большинстве случаев притон действительно имеет четкие пространственные границы, которые указываются при составлении обвинения: регион России, район, город, улица, дом, квартира. Вместе с тем он может быть организован, например, в автобусе или ином транспортном средстве, находящемся во время потребления наркотиков в движении или меняющем свое месторасположение с течением времени. Как представляется, с учетом признака равенства всех перед законом лицо, организовавшее подобный передвижной притон, не должно избежать ответственности. Целевой признак означает, что притон организован и используется именно для незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).
Данный вид преступления и противодействия этому крайне негативному явлению получили уже определенное освещение в юридической науке. Однако далеко не все аспекты изучены еще надлежащим образом, получили достаточный анализ и обоснование. Разработкой данной темы занимались многие ученые и исследователи: Ю.В. Грачева, В.Н. Хомутов, А.А. Майоров и др. Изучение научной литературы показывает, что большинство исследователей уделяют вопросам уголовной ответственности за организацию притонов для потребления наркотических средств важное место.
В работах названных авторов также содержатся научно-обоснованные практические выводы, но, тем не менее, имеется ряд аспектов остающихся проблематичными. Однако, несмотря на позитивную роль этих исследований многие стороны названной темы не анализируются.
Целью данной работы является рассмотрение истории возникновения и развития уголовной ответственности за организацию притонов для потребления наркотических веществ в РФ.
Задачами работы являются: изучение понятия и видов преступлений против здоровья населения и общественной нравственности; рассмотрение понятия ответственности за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; проанализировать состав преступления, предусмотренного статьей 232 УК РФ; рассмотреть проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ.
В ходе исследования использовались общенаучные, частно-научные и иные методы: сравнительно-правовой, логический, исторический, социологический, статистический и др. В работе использовался комплексный подход к изучаемому явлению, что позволило исследовать объекты целостно и всесторонне в их взаимосвязи и взаимозависимости.
ПОНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИТОНОВ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Согласно ч. 1 ст. 232 Уголовного кодекса РФ организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок до четырех лет. Данная категория преступлений отнесена законодателем к преступлениям средней тяжести. В ч. 2 статьи 232 УК РФ предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет в случае, если деяния, перечисленные в ч. 1 этой статьи, совершаются организованной группой.
Содержание указанной статьи в юридической литературе толкуется неоднозначно. В правоприменительной деятельности позиции правоохранительных органов и суда, выносящего приговор по делу, не всегда совпадают. Дискуссионным, в частности, остается вопрос понятия притона для потребления наркотических средств, психотропных веществ. В литературе выделяют четыре признака притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ:
территориальный (представляет собой определенное место);
целевой (предназначение притона - незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);
временной (предназначен для неоднократного использования);
функциональный (представляет собой ту или иную степень приспособленности для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" (далее - постановление) под организацией притона понимаются действия, связанные с подысканием, приобретением либо наймом жилого или нежилого помещения, финансированием, ремонтом, обустройством помещения различными приспособлениями и тому подобные действия, совершенные в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами.
Под содержанием притона в рассматриваемом постановлении понимаются умышленные действия лица по использованию помещения, отведенного и(или) приспособленного для потребления наркотических средств или психотропных веществ, по оплате расходов, связанных с существованием притона после его организации либо эксплуатацией помещения (внесение арендной платы за его использование, регулирование посещаемости, обеспечение охраны и т.п.).
С такой трактовой вряд ли можно согласиться, так как Пленум ВАС РФ существенно ограничивает территориальный признак притона для потребления наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов), сведя его к понятию "помещение", которое в свою очередь является более узким по сравнению с понятием "место". Между тем притон может быть организован в салоне транспортного средства, находящегося, в том числе, в движении. В данном случае действия организаторов такой "карусели" вряд ли подпадают под диспозицию ст. 232 Уголовного кодекса РФ, однако общественная опасность совершаемых ими действий ничуть не ниже, чем у организаторов притона в помещении. Кроме того, возможно создание притона на садовом участке, соответствующим образом оборудованном и замаскированном.
В теории уголовного права в качестве обязательного признака притона выделяют также тайность организации и содержания притона. Именно на основании данного признака делается ошибочный вывод, что притон - это всегда помещение. Так, по мнению В.М. Хомутова, "место тайных сборищ и обеспечить его скрытое от посторонних глаз существование может только наличие стен". Однако достижение тайности возможно и иными способами, такими, как возведение высокого забора, нанесение соответствующей тонировки на стекла транспортного средства, посадка зеленых насаждений.
В связи с этим п. 32 постановления Пленума ВС РФ нуждается в определенной корректировке. Целесообразно дополнить определение притона для потребления наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов), указав, что под таковым понимается специально оборудованное место для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Кроме того, по нашему мнению, в рассматриваемом постановлении Пленум Верховного Суда РФ вышел за пределы своих полномочий, указав аналоги наркотических средств или психотропных веществ в качестве предмета потребления. Статья 232 УК РФ предусматривает меры ответственности для лиц, организовавших и содержащих притоны для потребления наркотических средств и психотропных веществ; указание на аналоги наркотических средств, психотропных веществ в статье отсутствует. Разрешить данное противоречие можно изменением ст. 232 УК РФ, добавив аналоги наркотических средств и психотропных веществ в качестве предмета потребления.
Также обращает на себя внимание тот факт, что в санкции ч. 1 рассматриваемой статьи не указан нижний предел назначения наказания в виде лишения свободы за совершение данного преступления.
В целях единообразного применения норм права следует установить минимальный, разумный срок назначения наказания за рассматриваемый вид преступления. По нашему мнению, он не может быть менее двух лет. Кроме того, следует увеличить верхний предел наказания, так как максимальный срок лишения свободы, установленный законодателем в четыре года за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ, представляется нам мягким, не соответствующим реальной тяжести деяния. Лицо, совершающее преступление, предусмотренное ст. 232 Уголовного кодекса РФ, действует с прямым умыслом, осознает, что создает условия для потребления наркотиков, поэтому меры ответственности должны быть соответствующими общей концепции ужесточения наказаний для лиц, участвующих в незаконном обороте, особенно в целях получения прибыли. Ведь зачастую в подобных заведениях осуществляется и сбыт наркотических средств и психотропных веществ (их аналогов).
Срок лишения свободы от 2 до 5 лет за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ, на наш взгляд, более оправданный. Ответственность за квалифицированный состав данного преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 232, следует также ужесточить до семи лет лишения свободы.
Несмотря на то, что целью организаторов притонов в подавляющем большинстве случаев является получение прибыли от данной незаконной деятельности, законодателем, тем не менее, не было предусмотрено возможности назначения дополнительного наказания в виде штрафа для лиц, совершивших данный вид преступления. Назначение наказания только в виде лишения свободы не будет в полной мере соответствовать целям наказания. Поэтому следует внести соответствующие дополнения как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 232 Уголовного кодекса РФ, предусмотрев возможность назначения дополнительного наказания в виде штрафа.
Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ). Данный состав преступления традиционен для российского права и лежат его истоки, по крайней мере, в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Очевидна общественная опасность этого преступлёния, поскольку функционирование притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, безусловно, способствует распространению наркомании, развитию кустарного и лабораторного производства наркотических средств и психотропных веществ, облегчению доступа наркотическим средствам и психотропным веществам на рынок. В 2008 г. было выявлено 3143 таких преступления, в 2009 г. - уже 4509 (установлено 3751 лицо, их совершившее), а в 2010 г. - 5732 и 4032 соответственно.
Для обозначения объекта организационной деятельности законодатель использует термин притон, смысл которого в словаре раскрывается как «место где собираются с преступными и иными неблаговидными целями». Таким образом, притон по смыслу закона должен характеризоваться следующими признаками: во-первых, это должно быть помещение (как жилое, так и нежилое); во-вторых, помещение должно быть специально предназначено и оборудовано для систематического незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ (в одном из изученных нами дел суд специально подчеркнул, что обычная квартира, с обычной обстановкой, характерной для жилых помещений, где лишь изредка употребляются наркотические средства, не может рассматриваться как притон; в другом деле оправдательный приговор был вынесен, поскольку ев судебном заседании нашел подтверждение лишь один факт потребления наркотических средств»); в-третьих, истинное назначение помещения должно быть скрыто от окружающих; в-четвертых, посетителями помещения должны быть посторонние для ответственного за помещение (собственника, нанимателя) лица, но не он сам и не члены его семьи.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ, характеризуется двумя альтернативно достаточными действиями: во-первых, организацией притона; во-вторых, содержанием притона. Оба этих действия могут рассматриваться как проявления организационной деятельности. Они могут быть совершены как одним лицом, так и разными субъектами, при этом необязательно, чтобы организатор либо содержатель притона сам не употреблял наркотические средства или психотропные вещества; кроме того, такой организатор либо содержатель притона необязательно должен являться ответственным за помещение (собственником, нанимателем). Изученная нами судебная практика за 2002-2008 гг. судов различных областей Центрального федерального округа свидетельствует, что в 96% дел (всего было изучено 545 приговоров) притон организовывался и содержался непосредственно в жилище виновного, а оставшиеся случаи практически поровну распределялись между иным жилым помещением, арендуемым виновным или принадлежащим ему, и гаражом.