Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:40, реферат
Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое. На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне". Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.
Введение
Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое. На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне". Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.
Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации.
В ст.5 ФЗ "О государственной тайне" изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы :
1) сведения в военной области:
2) сведения в области экономики, науки и техники:
3) сведения в области внешней политики и экономики:
4) сведения
в области разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
Основным критерием отнесения
сведений к государственной
Безопасность, определяемая официально как состояние защищенности этих интересов, во избежание нанесения им ущерба в результате распространения. Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.
Правовые вопросы защиты государственной
тайны закрепляются в самостоятельных
(специальных) правовых документах (актах)
или отражаются в виде отдельных положений
(разделов) правовых документов (актов)
более общего характера.
Такими правовыми документами (актами)
определяющие концептуальные, правовые,
организационные и экономические основы
защиты государственной тайны, являются:
КонституцияРФ;
Федеральныезаконы;
указы и распоряжения Президента Российской
Федерации;
постановления и распоряжения высших
органов исполнительной
Согласно
ст. 71 Конституции РФ обеспечение
безопасности государства, а
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции
РФ каждый имеет право свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Данное
конституционное право принадлежит всем
лицам, находящимся на территории Российской
Федерации. Вместе с тем ч. 4 ст. 29 Конституции
РФ содержит изъятие в части свободного
оборота сведений, составляющих государственную
тайну, регламентируя, что перечень соответствующих
сведений определяется федеральным законом,
а именно Законом о государственной тайне.
По данной теме в моём реферате отражен такой круг вопросов, как:
- понятие государственной тайны;
- органы и их полномочия в сфере защиты государственной тайны;
- перечень мероприятий, осуществляющих государством для защиты государственной тайны;
- допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне;
-
1.1 Понятие государственной тайны
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом "О государственной тайне". "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ".2
Как следует из данного
Согласно ст.8 Федерального Закона "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" .
Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".
Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №870 " Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности". Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.3
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.
К сведениям особой важности сл
К совершенно секретным
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.
1.2 Организации, обеспечивающие информационную безопасность.
В соответствии со ст.20, раздела 4 ФЗ «О государственной тайне» к органам защиты государственной тайны относятся:
· межведомственная комиссия по защите государственной тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа;
· органы
федеральной исполнительной власти
(Федеральная служба безопасности РФ,
Министерство обороны РФ, Федеральное
агентство правительственной
· органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
На основании статьи 20 ФЗ «О государственной тайне» , Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.4
В соответствии с
Указом Президента от 6 октября 2004 г. N 1286
«Вопросы Межведомственной комиссии по
защите государственной тайны» к непосредственным
полномочиям Межведомственной комиссии
относятся:
рассмотрение и представление в установленном
порядке Президенту РФ и в Правительство
РФ предложения по правовому регулированию
вопросов защиты государственной тайны
и совершенствованию системы защиты государственной
тайны в Российской Федерации, а также
предложения по организации разработки
и выполнения государственных программ,
нормативных правовых актов и методических
документов, обеспечивающих реализацию
федерального законодательства о государственной
тайне;
формирование перечня должностных лиц
органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне;
формирование перечня сведений, отнесенных
к государственной тайне;
формирование в установленном порядке
перечня особорежимных объектов Российской
Федерации и представление его в Правительство
РФ;
определение порядка рассекречивания
носителей сведений, составляющих государственную
тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя
и отсутствия ее правопреемника;
осуществление рассекречивания и продления
сроков засекречивания документов КПСС,
Правительства СССР и других архивных
документов в случае отсутствия организации-фондообразователя
и ее правопреемника;
рассмотрение в случаях, предусмотренных
Законом РФ "О государственной тайне",
запросов органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций
и граждан о рассекречивании сведений,
отнесенных к государственной тайне;
принятие решения о передаче органом государственной
власти, органом местного самоуправления,
организацией сведений, составляющих
государственную тайну, в случаях изменения
их функций, форм собственности, ликвидации
или прекращения работ с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну, другому органу государственной
власти, органу местного самоуправления,
организации;
организация разработок и представление
в установленном порядке в Правительство
РФ предложения о порядке определения
размеров ущерба, который может быть нанесен
безопасности Российской Федерации вследствие
несанкционированного распространения
сведений, составляющих государственную
тайну, а также ущерба, наносимого организациям
и гражданам в связи с засекречиванием
информации, находящейся в их собственности;
рассмотрение по поручениям Президента
РФ и Правительства РФ экспертных заключений
в целях определения размеров возможного
ущерба, который может быть нанесен безопасности
Российской Федерации вследствие несанкционированного
распространения сведений, составляющих
государственную тайну, а также ущерба,
нанесенного организациям и гражданам
в связи с засекречиванием информации,
находящейся в их собственности;
рассмотрение по поручениям Президента
РФ и Правительства РФ проектов международных
договоров Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений, составляющих
государственную тайну,
работы по организации сертификации средств
защиты информации;
координация в установленном порядке
проведения работ по лицензированию деятельности
организаций, связанной с использованием
сведений, составляющих государственную
тайну, созданием средств защиты информации,
осуществление разработок методических
рекомендаций по организации и проведению
государственной аттестации руководителей
организаций, ответственных за защиту
сведений, составляющих государственную
тайну, определение перечня учебных заведений,
свидетельство об окончании которых дает
право на освобождение указанных руководителей
от государственной аттестации;
осуществление иных полномочий в соответствии
с федеральным законодательством о государственной
тайне..5
Вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти в области защиты государственной тайны организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Руководит деятельностью данных федеральных органов исполнительной власти Президент РФ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в действ. ред.)).
ФСБ России в соответствии со статьей 1 части 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление6. Руководит деятельностью ФСБ России Президент РФ.
Основные задачи ФСБ в области защиты государственной тайны:
обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку (подп. 11 п. 8 Положения о ФСБ);
основные функции в области защиты государственной тайны:
в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с допуском предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (подп. 12 п. 9 Положения о ФСБ);
определяет
порядок осуществления контроля
за обеспечением защиты сведений, составляющих
государственную тайну, в федеральных
органах государственной