Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть процессуальные аспекты деятельности руководителя следственного органа как участника уголовного процесса. В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования;
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Введение.
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа.
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования.
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Заключение.
Задача.
Практическое задание.
Список используемой литературы
План
Введение. 1. Понятие и
функции процессуального 2. Нормативное
выражение процессуального 3. Соотношение
процессуального статуса 4. Особенности
реализации руководителем Заключение. Задача. Практическое задание. Список используемой литературы |
3
5
7
14
18 23 24 27 37 |
Введение.
Согласно закону, российские следственные органы — единая централизованная система. В ее основе лежит беспрекословное подчинение нижестоящих сотрудников вышестоящим.
После изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ в декабре 2008г., свидетельствуют, что произошло укрепление статуса руководителя следственного органа. Изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ 02.12.2008, нацелены в первую очередь на укрепление и без того, казалось бы, могучего статуса руководителей следственных органов.
По Федеральному закону от 3 декабря 2007 г. N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» всеми перечисленными полномочиями в полном объеме пользуются следующие руководители - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ и такие его подчиненные, как руководитель Главного следственного управления, руководители следственных управлений по субъектам России, по районам и городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по субъектам, районам, городам, их заместители.
Но подобные важные документы о полномочиях и их границах сами по себе, без инструкции, не начинают работать. Поэтому для начала действия этого закона Следственным комитетом при МВД России издан публикуемый приказ. Этим приказом установлены кроме всего прочего еще и полномочия руководителей следственных частей при главных управлениях МВД России по федеральным округам, следственных органов при УВД по административным округам Москвы, на транспорте, режимных объектах, метрополитене, а также руководителей подразделений как Следственного комитета, так и подчиненных органов предварительного следствия.
Из всего
ФЗ № 87 от 05.06.07г, а также, внутренних
инструкций соответствующих следственных
подразделений при
1) по форме предварительного расследования в виде дознания по преступлениям небольшой и средней тяжести ( менее общественно опасных), полномочия при следственных действиях за законностью следователя осуществляет прокурор - должностное лицо более квалифицированное, чем: то, которое по форме
2) предварительного следствия, по преступлениям тяжким и особо тяжким осуществляет свои полномочия имея статус начальника Следственной части Следственного Управления Внутренних Дел т.е., милиционер, которому непременно важнее статистика по раскрываемости преступлений чем права и свободы человека. Ведь зароботную плату они получают не за спасение невинно обвиненных в преступлениях, а за число «раскрытых» преступлений. Уверен, что Руководителем соответствующего следственного подразделения является должностное лицо в штате Следственного Комитета при прокуратуре РФ.
Цель данной работы раскрыть процессуальные аспекты деятельности руководителя следственного органа как участника уголовного процесса. В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования;
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
В соответствии с поставленными задачами будет строиться структура моей работы.
Основными используемыми мною нормативно-правовыми актами будут Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. Также будут использоваться другие законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Тема участников уголовного процесса достаточно широко освещается в юридической литературе. Мною будут использованы труды Башкатова Л.Н., Безлепкина Б.Т., Бородина С.В, В.Г. Баяхчева, Б.Я. Гаврилова, В.И. Григорьева, А.С. Александрова, А.П. Киселева, Н.Н. Ковтуна, М.П. Полякова, С.А. Серебровой, И.Л. Петрухина, А.В. Победкина, Г.П. Химичевой, В.Н. Яшина и других.
1. Понятие и
функции процессуального
Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель1.
Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти)2.
Следственные органы Следственного комитета при прокуратуре РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) вышестоящим и Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в силу чего он и подчиненные ему руководители следственных органов (следственных подразделений) в пределах своей компетенции и предмета ведения, установленных законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и настоящим приказом, вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений), так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов (следственных подразделений) решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа (следственного подразделения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве3.
Приведенная цитата свидетельствует о построении органов предварительного следствия на основе жесткой административной вертикали, наличие которой полностью исключает возможность наличия у следователя какой-либо процессуальной самостоятельности, так как многочисленные руководители в любой момент вправе в мешаться в его действия, отменить принятые им процессуальные решения. Все это позволяет сделать вывод, что предварительное расследование в органах прокуратуры осуществляет Председатель СК и подчиненные ему следователи, в тех пределах, в которых им позволено это делать их руководителями.
Следует подчеркнуть
важность официального признания того
факта, что процессуальная функция
руководителя следственного органа
имеет двуединый характер, так
как, с одной стороны, он выполняет
функцию расследования преступл
Приказ Заместителя Генерального прокурора – Председателя СК при прокуратуре РФ от 18 декабря 2007 № 43 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы СК при прокуратуре РФ» содержит детальный регламент процессуальных полномочий руководителей следственных органов. В тоже время, хотя в Приказе № 43 указано, что он издан с целью установления объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов, из его текста трудно установить, в каком случае речь идет об их «объеме», а в каком о «пределах».
Если законодатель в УПК РФ попытался развести понятия «орган» и «подразделение», возможно подчеркнув тем самым особый характер отношений между сотрудниками в следственных органах, то автор Приказа № 43 разницы между данными терминами не обнаружил, полностью уровняв понятия «следственное подразделение» и «следственный орган».
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа.
Нормативное выражение
процессуального статуса
1. Уголовно процессуальный кодекс РФ, в частности руководителя следственного органа посвящена статья 39, в которой изложены полномочия, права и обязанности, а так же круг процессуальных лиц (должностей) осуществляющих полномочия руководителя следственного органа.
2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Следственного комитета при МВД России от 17 декабря 2007 г. № 38 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов», вступил в силу 4 февраля 2008 г. Данный приказ конкретизирует полномочия, права и обязанности, процессуальных лиц (должностей) осуществляющих полномочия руководителя следственного органа.
Остановимся на Приказе МВД РФ № 38 от 17.12.2007г.
Установлен следующий объем процессуальных полномочий руководителей органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:
1. В Следственном комитете при МВД России:
Заместителю начальника организационного управления (по уголовным делам, расследуемым в отделении по расследованию организованной преступной деятельности на закрытых территориях и режимных объектах);
начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности и здоровья населения, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления - начальнику отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере общественной безопасности (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе);
начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности, интересов службы и порядка управления, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления - начальнику отдела по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе) предоставить:
полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1 - 3, 5 - 7 и пункте 11 части первой, в части второй статьи 39 УПК РФ, а именно4:
1) поручать производство
предварительного следствия
2) проверять материалы
уголовного дела, отменять незаконные
или необоснованные
3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
4) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
5) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования;
6) отменять незаконные
или необоснованные
7) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
8) при принятии уголовного
дела к своему производству
обладать всеми правами