Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:36, курсовая работа
Тема моей курсовой работы является актуальной, требует незаурядного и креативного подхода в написании.
В работе использованы последние нормативные правовые акты, труды видных и интересных "процессуалистов", так как именно в них наиболее четко и по сути сформулированы нюансы, связанные с понимание "органа дознания" и "дознаватель".
Дознание в сокращенной форме должно быть проведено в срок не более 15 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме до направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.
Срок дознания в сокращенной форме может быть продлен прокурором до 20 суток. О продлении срока дознания уведомляются подозреваемый с его защитником и потерпевший с его представителем.
После сбора доказательств в соответствии с требованиями УПК, достаточными для подтверждения виновности подозреваемого, дознаватель составляет обвинительное постановление, в котором излагаются фактически те же обстоятельства, что и в обвинительном акте, составляемом по окончании дознания в общем порядке. Это постановление подписывает дознаватель и начальник отдела дознания.
Это постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.
После составления обвинительного постановления в течении трех суток дознаватель знакомит обвиняемого и его защитника обвинительным постановлением и всеми материалами уголовного дела. Об ознакомлении составляется соответствующий протокол. Если об ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела ходатайствует потерпевший и его представители при наличии ходатайства потерпевшего и (или) его представителя указанные лица знакомятся с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в этот же срок, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела также делается отметка. Если закончить ознакомление с делом в установленный законом срок невозможно, дознание проводится в общем порядке.
Если от сторон не поступили ходатайства о признании доказательств недопустимыми, о производстве других следственных действий, дознаватель незамедлительно направляет уголовное дело прокурору.
После проверки уголовного дела прокурор принимает решение:
После утверждения обвинительного акта его копия вручается обвиняемому, защитнику, потерпевшему или представителю и уголовное дело, направляется в суд. Названные лица об этом уведомляются.
Судебное разбирательство по делам дознание, по которым проводилось в сокращенном порядке.
Судебное разбирательство по уголовным делам расследование которых проводилось в сокращенной форме дознания проводится в том же порядке, что и по делам, рассматриваемым в особом порядке, за некоторыми изъятиями. То есть, доказательства в судебном заседании не исследуются, к уголовному делу могут быть приобщены дополнительные сведения, характеризующие подсудимого.
Если подсудимый подтверждает свое ходатайство о рассмотрении дела в указанном порядке суд выносит приговор без исследования доказательств в судебном заседание, по материалам уголовного дела.
Наказание по такому уголовному делу не может быть свыше ½ максимального наказания, предусмотренного за наиболее строгий вид наказания.
Если подсудимый возражает против проведения судебного разбирательства в особом порядке или судья установит, что дознание по данному уголовному делу не должно было проводиться в сокращенном порядке, он своим определением возвращает уголовное дело для проведения дознания в общем порядке.
Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ досудебный этап уголовного судопроизводства России дополнен сокращенным видом дознания, реализация которого поставлена в зависимость от нормативной системы условий, более или менее точно оговоренных законодателем. Конвенционально оставим за рамками работы достаточно ожидаемые дискуссии о том, насколько в сути и содержании данного вида дознания следует усматривать те или иные аналоги протокольной формы подготовки материалов к суду, целерантных или суммарных производств, и определимся в оптимальности состоявшихся велений закона.
На наш взгляд, несмотря на длительное и достаточно широкое обсуждение проекта указанного Закона, окончательный его вариант включает в себя целую систему лакун и коллизий, которые неизбежно явят себя в ходе практической составляющей его применения. Именно на анализе последних представляется целесообразным остановиться.
Формулируя в ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ условия применения сокращенного вида дознания, законодатель весьма однозначен в вопросе о том, что данное производство может иметь место только в отношении тех подозреваемых, дело или дела в отношении которых возбуждены по признакам преступлений, указанных в ч. 1 ст. 150 УПК РФ. Казалось бы, воля законодателя в этом моменте предельно ясна. Тем не менее при перечислении обстоятельств, в принципе исключающих производство дознания в сокращенной форме, названное положение закона вновь необоснованно дублируется в п. 4 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ, при этом не добавляется ничего нового к уже сформулированной воле закона.
В качестве еще одного условия применения сокращенного вида дознания в п. 2 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ сформулировано требование о том, чтобы подозреваемый, вносящий ходатайство о применении указанного порядка производства по делу, безоговорочно признал вину, характер и размер причиненного преступлением вреда. Им также не может оспариваться правовая оценка деяния, приведенная в постановлении о возбуждении уголовного дела. При системной оценке данного нормативного условия как минимум возникают вопросы о том, насколько следует исходить из буквальной воли закона.
Подчеркнем, законодатель требует от подозреваемого признания именно вины в инкриминируемых ему преступлениях. В то же время из норм ч. 1 ст. 226.9 УПК РФ следует вывод о том, что производство в суде в отношении данного подозреваемого/обвиняемого будет осуществляться по правилам главы 40 УПК РФ, т.е. в особом порядке. Применительно к нормам данной главы закон, как известно, требует согласия обвиняемого с инкриминируемым обвинением, а не признания вины, как при исследуемом сокращенном дознании. Разница в указанных категориях, представляется, и известна, и принципиальна по сути. Особенно в контексте достаточно известных дискуссий о том, что вину в совершении преступления, в соответствии с презумпцией невиновности (ст. 14 УПК РФ), устанавливает исключительно суд, что и констатирует в итоге своим приговором, вступившим в законную силу.
Отметим также и то, что в соответствии с ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ как обвиняемый, так и его защитник или представитель при ознакомлении с материалами дела вправе, в частности, заявить ходатайства:
При анализе сути и содержания указанных ходатайств неизбежно возникнут вопросы о том, насколько положения указанных норм согласуются с нормами п. 2 ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ. Согласно последним, напомним, подозреваемый, в отношении которого реализуется сокращенный порядок дознания (гл. 32.1 УПК), обязан безоговорочно признать вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, правовую оценку деяния, приведенного в постановлении о возбуждении уголовного дела. Возможные возражения стороны защиты по сути указанных правовых обстоятельств в принципе исключают обращение к сокращенному виду дознания. Нам, правда, могут возразить, что посредством указанных ходатайств возражает уже не подозреваемый, а обвиняемый. Кроме того, возражения направлены не к опровержению правовых обстоятельств содеянного, изложенных в постановлении о возбуждении уголовного дела, а непосредственно обвинения, сформулированного по итогам реализованного дознания. Однако искусственность указанных доводов настолько очевидна, что вряд ли требует особых усилий к своему опровержению. Тем более что по поводу сути и содержания обвинения возражать также нельзя, ибо указанное не позволяет рассмотреть данное дело в суде по правилам главы 40 УПК РФ, как на это указано в ч. 1 ст. 226.9 УПК РФ. В итоге на практике указанная коллизия может оказаться неразрешимой по сути.
В качестве одного из обстоятельств, которые исключают производство дознания в сокращенной форме, указаны основания, требующие обращения к производству о применении принудительных мер медицинского характера (п. 2. ч. 1 ст. 226.2 УПК). Более того, в ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ разъясняется, что, если указанные обстоятельства/основания обнаружатся после принятия решения о сокращенном дознании, но до направления уголовного дела с обвинительным постановлением прокурору, должностное лицо, осуществляющее такое дознание, немедленно выносит постановление о производства дознания в общем порядке. Аналогичное постановление о производстве дознания в общем порядке принимает прокурор, решающий вопрос о направлении дела в суд, или судья, когда указанные обстоятельства становятся известны или возникают непосредственно в ходе судебного производства (ч. 2 ст. 226.2 УПК). И первое, и второе, и третье, укажем, ошибочно. В соответствии с ч. 1 ст. 434 УПК РФ досудебное производство в отношении лиц, нуждающихся в применении принудительных мер медицинского характера, должно осуществляться исключительно в форме предварительного следствия. Это единственная легитимная форма предварительного расследования для данной категории дел и лиц; доказательства, полученные при иной форме расследования, недопустимы, по сути. В данной связи a priori нельзя при наличии указанных оснований (обстоятельств) вернуть дело для производства дознания в общем порядке ни дознавателю, ни прокурору, ни суду, как того требует законодатель в нормах ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ. Тем не менее законодатель необъяснимо упорствует в этих вопросах и в нормах п. 3 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ, и в ч. 1.1 ст. 237 УПК РФ.
Достаточно противоречиво урегулировано также условие, связанное с согласием потерпевшего на применение сокращенного вида дознания. С одной стороны, исключительно к процессуальной форме данного производства физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела наделяется статусом потерпевшего. По другим видам установленных уголовно-процессуальных производств указанных привилегий потерпевшие не имеют, и признание потерпевшим зависит от субъективного усмотрения следственных органов. В данной связи, несмотря на определенное умолчание законодателя в этом моменте, данную привилегию явно следует толковать как изначальный элемент именно сокращенной формы дознания (потерпевшего как бы подталкивают к согласию или к возражениям на данный сокращенный порядок; гл. 32.1 УПК). С другой стороны, решение о признании потерпевшим поставлено в зависимость от даты возбуждения дела, по которому еще неизвестно, будет ли вообще ходатайство подозреваемого о сокращенном дознании. В итоге дознаватель удовлетворяет ходатайство подозреваемого, не зная о позиции потерпевшего, что явно противоречит п. 6 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ. И, соответственно, лишь по удовлетворении ходатайства о сокращенной форме дознания он же направляет потерпевшему уведомление, как о подобном порядке производства по делу, так и о праве потерпевшего возражать против такого дознания. При этом возражение последнего императивно блокирует постановление дознавателя (п. 6 ч. 1 ст. 226.2, ч. 2 ст. 226.2 УПК).
Полагаем, более оптимальным был бы порядок, при котором в нормы ч. 3 ст. 226.4 УПК РФ следует внести условие, согласно которому при рассмотрении ходатайства подозреваемого о сокращенном порядке дознания дознаватель должен императивно выяснить позицию потерпевшего. Соответственно, его решения, предусмотренные п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 226.4 УПК РФ, максимально учитывали бы суть данной позиции; повторимся, блокирующей уже принятое решение о реализации такого вида дознания.
Налицо определенные сложности и с правильным пониманием сроков дознания, реализуемого в сокращенном порядке (гл. 32.1 УПК). Полагаем, нет логических противоречий в определении общего срока дознания. Указание законодателя на то, что итоговый срок должен быть равен 15 суткам (ч. 1 ст. 226.6 УПК), никак не противоречит нормам ч. 3 ст. 226.7 УПК РФ, согласно которым обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Оставшиеся 5 суток правомерно распределены законодателем на 3 и 2 суток, в течение которых должно быть реализовано ознакомление всех заинтересованных лиц как с материалами уголовного дела, так и с обвинительным постановлением дознавателя (3 суток) и обеспечено рассмотрение и удовлетворение ходатайств заинтересованных лиц, связанных с указанным ознакомлением (2 суток). Именно за указанные 2 суток дознаватель должен рассмотреть и удовлетворить внесенные ходатайства (отказать в их удовлетворении), при необходимости пересоставить обвинительное постановление, вновь ознакомить всех заинтересованных лиц с дополнительными материалами и направить дело прокурору. В итоге искомые 15 суток правомерно включают в себя тот временной период, который установлен нормами ч. 1 ст. 226.6 УПК РФ. Сложностей здесь быть не должно, ибо, по сути, из тех же известных подходов законодатель исходит при определении сроков следствия или дознания в ч. 2 ст. 162 или ч. 3 ст. 223 УПК РФ.
Несколько сложнее с продлением установленных сроков до 20 суток, о котором законодатель говорит в ч. 2 ст. 226.6 и ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ. Как следует из буквальной воли закона, необходимость продления срока до 20 суток объективно связана с тем, что при ознакомлении с материалами дела и обвинительным постановлением заинтересованные лица внесли такое количество ходатайств, удовлетворение которых явно выходит за рамки оставшихся 2 суток. Именно в данной связи, понимая необходимость производства большого числа следственных и процессуальных действий, дознаватель настаивает перед прокурором на продлении срока дознания до 20 суток. Признав данное ходатайство обоснованным, прокурор, естественно, продлевает сокращенные сроки дознания до указанных 20 суток. Выход за пределы последних a priori недопустим, поскольку является еще одним основанием для отказа от сокращенного порядка и перехода на общий режим дознания (ч. 9 ст. 226.7 УПК).
Информация о работе Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации