Дознаватель органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – охарактеризовать дознавателя органов внутренних дел.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и значение дознавателя органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве.
2. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении.
3. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел при производстве дознания.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение дознавателя органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве 4
2. Правовое положение дознавателя органов внутренних дел при проверке сообщений о преступлении 11
3. Правовое положение дознавателя органов внутренних дел при производстве дознания 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

дознание.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

 

 

 

Введение

 

В системе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительная роль на досудебных этапах принадлежит органам дознания, к которым на основании статьи 40 УПК России относятся органы внутренних дел.

История развития органов  внутренних дел свидетельствует о том, что вопросы наделения данного ведомства уголовно-процессуальными полномочиями неоднозначно решались на разных этапах развития указанного учреждения. Вместе с тем на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать тот факт, что уголовно-процессуальная деятельность является необходимой и неотъемлемой частью работы ОВД. Зачастую ситуация складывается таким образом, что органы внутренних дел оказываются единственным государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники ОВД обязаны принимать немедленные меры реагирования по поступившей информации, в том числе и уголовно-процессуальные меры, то есть начинать действовать в качестве органа дознания.

Цель нашей работы – охарактеризовать дознавателя  органов внутренних дел.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие и значение дознавателя органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве.

2. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел  при проверке сообщения о преступлении.

3. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел  при производстве дознания.

 

1. Понятие и   значение  дознавателя органов внутренних  дел в уголовном судопроизводстве

 

В ст.41 УПК РФ дознаватель впервые назван в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства. В УПК РСФСР использовался термин "лицо, производящее дознание".

Кроме того, УПК РФ ввел в оборот понятие дознавателя, определив его в п. 7 ст. 5 следующим образом: дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего, производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ).

Понятие "дознаватель" применительно к системе ОВД можно рассматривать в двух аспектах. Дознаватель - это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем дознаватель - это сотрудник подразделения по организации дознания службы милиции общественной безопасности, состоящий на должности дознавателя (штатный дознаватель).1

На основании пункта 1 части 1 статьи 40 УПК России к органам  дознания отнесены органы внутренних дел. Вместе с тем ОВД - это сложное структурное государственное учреждение, которое состоит из многочисленных подразделений и служб.2 Естественно возникает вопрос о том, кто конкретно в системе ОВД наделен статусом органа дознания? Обладают ли статусом органа дознания подразделения, образующие систему криминальной милиции и милиции общественной безопасности?

В разрешении поставленного  вопроса следует исходить из буквального  толкования закона. Поскольку органом  дознания законодатель назвал органы внутренних дел, а не подразделения и службы, которые образуют указанную систему органа исполнительной власти, следовательно, они (эти подразделения, отделы и службы) статусом органа дознания не обладают.

В этой связи следует  подчеркнуть, что только на законодательном уровне могут быть определены государственные органы исполнительной власти в системе ОВД, наделенные статусом органа дознания. Так, например, с 1991 года милиция как орган исполнительной власти, входящий в систему ОВД, была разделена на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.3 В 1999 году на законодательном уровне оба эти учреждения были названы органом дознания (ст. 8 и ст. 9 Закона) РСФСР "О милиции"). 4 Суждения о том, что положения ст. ст. 8, 9 Закона РФ "О милиции" в этой части устарели, несостоятельны, поскольку указанные нормы не претерпели каких-либо изменений с момента действия УПК РФ, хотя у законодателя была такая возможность. Кроме того, нормы Закона "О милиции" не противоречат тексту УПК РФ, а лишь уточняют уголовно-процессуальное предписание относительно органов дознания в системе ОВД. Представляется, что и криминальная милиция, и милиция общественной безопасности являются органом дознания.

Правомочными (по должности) производить дознание являются руководители органов дознания (начальники и их заместители) и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке, делегируя ему свои правомочия, поручить производство дознания своему подчиненному. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные, юридически грамотные лица начальствующего состава (офицеры милиции) - сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, ГИБДД, участковые уполномоченные и другие, для которых такое поручение (по характеру преступления) непосредственно связано с их повседневными служебными обязанностями.

Согласно ст. 41 УПК  РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается.  Законодательный запрет касается только производства дознания, то есть речь идет об этапе расследования преступления. Следовательно, на этапе возбуждения уголовного дела при проверке информации о преступлении законодатель допускает производство процессуальных действий (проверочных) и оперативно-розыскных мероприятий одним лицом (сотрудником). Если в ходе проверочных действий (в том числе и оперативно-розыскных) этим сотрудником будет получено достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и начала расследования, то он не вправе будет возбудить уголовное дело и начать дознание. В этом случае возбудить уголовное дело по материалам проверки должен другой сотрудник органа дознания, которому должно быть поручено производство дознания начальником органа дознания (или его заместителем).

Дознаватель уполномочен:

    • самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
    • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора  и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Содержание этой статьи заслуживает пояснений. Заложенные в ней правила, согласно которым  полномочия органа дознания возлагаются  на дознавателя и последний не имеет правомочий на проведение оперативно-розыскных  мероприятий, а занимается чисто следственной ("кабинетной") работой, принципиально новы, причем не только по сравнению с институтом дознания по УПК РСФСР 1960 г. Они конструируют существенно иной институт дознания, вкладывая в это понятие совсем другое содержание, нежели то, которое сформировалось исторически и признаками которого являются следующие положения:

1) дознание есть "малобумажное" полицейское расследование преступлений  по горячим следам, сильной стороной  которого является сосредоточение  в одних руках оперативно-розыскных, административно-правовых и уголовно-процессуальных средств и возможностей;

2) субъектом правоотношений с  гражданами и организациями в  сфере дознания, ответственным за  все просчеты, ошибки и злоупотребления  в этой сфере и за причиненный  вред, является орган дознания как таковой (Н-ский отдел внутренних дел, Н-ская таможня и т.д.) в лице его руководителя (начальника), а конкретное должностное лицо, производящее дознание, - лишь исполнителем поручений последнего. Теперь же в силу законоположения ч. 1 ст. 41 УПК РФ, согласно которому полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя, что означает наличие органа дознания внутри органа дознания, причем с чисто следственным характером деятельности (еще один ведомственный следственный аппарат, только "второго сорта").

Из приведенной формулировки "...на дознавателя возлагаются полномочия органа дознания" (ст. 41 УПК РФ) следовало  бы заключить, что дознаватель, подобно  следователю, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие  от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни касались. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, даже привлечь невиновного в качестве обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для предания невиновного суду и лишь затем обжаловать эти указания.

Но дело не только в этом крайнем  случае. Важно не упускать из виду общую принципиальную схему уголовно-процессуальных правоотношений, которая приобретает решающее значение в спорных, а то и конфликтных ситуациях с участием дознавателя.

При наличии признаков процессуально  обособленной фигуры, которыми его  снабдил законодатель, дознаватель был и остается подчиненным руководителя органа, функционирующего в условиях повышенных требований к отношениям власти и подчинения.

В системе органов  внутренних дел начальник ОВД  обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем ведомства, которое законодатель указал в статье 40 УПК России в качестве органа дознания.

Кроме начальника ОВД статусом начальника органа дознания обладают также начальник  криминальной милиции и начальник  милиции общественной безопасности. Данный вывод основывается на законодательном положении, поскольку указанные должностные лица являются по должности заместителями начальника ОВД, то есть заместителями начальника органа дознания. Таким образом, на основании пункта 17 статьи 5 УПК России они наряду с начальником ОВД также обладают статусом начальника органа дознания. В пользу данного утверждения можно привести положение уже упоминавшегося Закона РФ "О милиции" (ст. ст. 8, 9), согласно которому начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности являются начальниками органов дознания.

На практике и в теории уголовного процесса неоднозначно разрешается  вопрос о наличии статуса начальника органа дознания у руководителей  подразделений служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Следует помнить, что, поскольку подразделения, входящие в систему ОВД и образующие структуру криминальной милиции  и милиции общественной безопасности, не обладают статусом органа дознания, следовательно, и руководители этих подразделений также не вправе обладать статусом начальника органа дознания.

Вместе с тем следует отметить, что на основании пункта 17 статьи 5 УПК России начальник органа дознания определен как должностное лицо органа дознания. На основании закона5 все сотрудники органов внутренних дел, состоящие в должности как начальствующего, так и рядового состава, являются должностными лицами.

Формулировка текста Уголовно-процессуального  кодекса РФ (п. 17 ст. 5) может привести к выводу о том, что все должностные  лица ОВД (то есть практически любой сотрудник органов внутренних дел) вправе обладать статусом начальника органа дознания. Очевидно, что такое положение вещей было бы абсурдным.

С этой точки зрения законодательное  определение понятия "начальник  органа дознания" неудачно и требует уточнения, во всяком случае, применительно к системе ОВД. Начальники подразделений службы криминальной милиции и службы милиции общественной безопасности, так же как и сотрудники этих подразделений, безусловно, являются должностными лицами. Однако неверно было бы полагать, что в силу своего должностного положения эти лица автоматически становятся носителями процессуального статуса - начальник органа дознания. Это может быть только в том случае, когда начальник ОВД (он же начальник органа дознания) уполномочит, то есть делегирует уголовно-процессуальные полномочия начальника органа дознания этим должностным лицам, путем издания письменного распоряжения (указания). Если же такого указания не поступит, то должностные лица ОВД не вправе обладать статусом начальника органа дознания.

Руководитель органа дознания несет персональную ответственность  за эффективность противодействия  преступности в рамках юрисдикции данного  органа. Он вправе в любой момент лично скорректировать направленность и содержание дознания, усилить его оперативно-розыскное обеспечение, изъять уголовное дело у дознавателя и принять его к своему производству или поручить другому дознавателю либо группе дознавателей, а также предписать производство любого дополнительного процессуального действия или принятие мер процессуального принуждения и т.д. Для дознавателя эти предписания обязательны. Ответственность за результативность дознания, а равно за ошибки, допущенные при этом, вплоть до трагических, тоже несет в первую очередь руководитель органа дознания и лишь во вторую, в порядке регресса, - дознаватель.

С этих же позиций следует рассматривать  и фигуру начальника подразделения  дознания, который фактически существовал  и раньше в специализированных подразделениях дознания в органах внутренних дел, выполняя организационно-распорядительные функции, делегированные ему как подчиненному офицеру руководством военизированного государственного учреждения.

 Наделение его процессуальными  полномочиями в отношениях с  дознавателем (по аналогии с руководителем следственного органа) находится в русле все той же тенденции перерождения дознания вследствие "второго сорта". Оно несостоятельно с теоретической точки зрения и иллюзорно в практическом плане, потому что ничего не меняет в главном: вся полнота процессуальных полномочий по-прежнему сосредоточена в руках руководства учреждения, которое назначает на должности как дознавателей, так и руководителей подразделений дознания, поручает этому подразделению работу по конкретным делам, контролирует ее и отвечает за ее результаты.

Информация о работе Дознаватель органов внутренних дел