Дознаватель органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – охарактеризовать дознавателя органов внутренних дел.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и значение дознавателя органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве.
2. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении.
3. Описать правовое положение дознавателя органов внутренних дел при производстве дознания.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение дознавателя органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве 4
2. Правовое положение дознавателя органов внутренних дел при проверке сообщений о преступлении 11
3. Правовое положение дознавателя органов внутренних дел при производстве дознания 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

дознание.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

2. Правовое положение  дознавателя органов внутренних  дел при проверке сообщений о преступлении

 

Возбуждение уголовного дела - первоначальный этап уголовного судопроизводства, на котором уполномоченные государственные органы и должностные лица, располагающие сведениями о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают достаточные данные, указывающие на наличие или отсутствие признаков преступления, и принимают решение возбуждать или не возбуждать уголовное дело. Данный этап уголовного судопроизводства начинается с поступления в орган дознания сообщения о преступлении.

После поступления и регистрации  сообщения о преступлении содержащаяся в нем информация должна быть проверена  на достоверность и, при необходимости, дополнена. При этом если сообщение о преступлении (заявление о преступлении, заявление о явке с повинной или рапорт об обнаружении признаков преступления) выступает в качестве повода к возбуждению уголовного дела, то результаты проведенной проверки - в качестве основания для такового.

Применительно к рассматриваемому вопросу важным нормативным правовым актом является совместный Приказ Генеральной  прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".6

Так, в соответствии с  п. 5 ч. 5 раздела I данного нормативно-правового  акта проверка по сообщению о преступлении включает в себя действия, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами.

Обязанность проверки поступившей  информации возлагается на дознавателя, орган дознания и следователя (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Применительно к органам  внутренних дел Приказом "О едином учете преступлений" (п. 25 разд. IV) обязанность организации проверки сообщений о преступлении возлагается  на начальника органа внутренних дел, в который оно поступило. Кроме того, организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют также должностные лица дежурных частей, имеющихся в структуре органов внутренних дел. Полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам соответствующих решений, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки. С момента подписания такого документа соответствующее должностное лицо органа дознания приобретает процессуальный статус дознавателя, установленный ст. 41 УПК РФ.

На орган дознания (дознавателя) на этапе проверки возлагается  также обязанность принятия мер  по предотвращению и пресечению преступления; по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования; проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или "по горячим следам" лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

Проверка сообщения о преступлении может включать в себя действия, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела. Они могут быть как процессуальными, т.е. регламентированными УПК РФ (например, составление протокола принятия устного заявления о преступлении, протокола явки с повинной и др.), так и непроцессуальными, т.е. регламентированными иными нормативными правовыми актами.

В силу специфики данного  этапа судопроизводства в числе  проверочных действий преобладают  действия второй группы. Их перечень установлен ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 (истребование необходимых документов, материалов и иных сведений, вызов граждан и должностных лиц для дачи объяснений и др.); ст. 11 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 (проверка у граждан и должностных лиц документов, удостоверяющих личность; производство личного досмотра и досмотра вещей, транспортных средств; получение от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок, документов, копий с них и другие).

На данном этапе уголовного судопроизводства возможно также и проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых установлен ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 05.07.1995 (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности и другие).

Помимо перечисленного, при проверке сообщения о преступлении (совершенном или готовящемся) дознаватель  вправе требовать проведения документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 и ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

Если сообщение о  преступлении было опубликовано в средствах  массовой информации, то орган дознания не вправе проводить по нему проверку по собственной инициативе, а только по письменному указанию прокурора. При этом редакция, главный редактор обязаны по требованию соответствующих должностных лиц передать в их распоряжение документы и материалы, на основе которых сделана публикация, а также данные о лице, предоставившем эти данные в распоряжение редакции, если оно не настаивает на сохранении своего имени в тайне.

Единственным следственным действием, производство которого возможно до возбуждения уголовного дела, является осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Всем остальным следственным действиям (допросам, освидетельствованиям, осмотрам, обыскам и др.) должно предшествовать вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

Решение по сообщению  о преступлении должно быть принято  не позднее 3 суток со дня его поступления.

Начальник органа дознания при наличии ходатайства дознавателя имеет право продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить этот срок до 30 суток. Таким образом, решение по сообщению о преступлении должно быть принято максимально в 30-суточный срок, который не подлежит дальнейшему продлению.

Следует иметь в виду, что по правилам ст. 128 УПК РФ при  исчислении срока проверки сообщения  о преступлении сутки, которыми данный срок начинается, учитываются в полном объеме вне зависимости от конкретного часа поступления сообщения. Например, заявление о преступлении поступило в орган внутренних дел 1 марта в 23 часа. Первоначальный (трехсуточный) срок проверки данного заявления истекает 3 марта в 24.00.

 

 

3. Правовое положение  дознавателя органов внутренних  дел при производстве дознания

 

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель  руководствуется теми же правилами, которые установлены и для  органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа).

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными гл. гл. 21 "Общие условия предварительного расследования", 22 "Предварительное следствие", 24 "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент", 25 "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров", 26 "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний", 27 "Производство судебной экспертизы", 28 "Приостановление и возобновление предварительного следствия", 29 "Прекращение уголовного дела".

Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения  и процессуальный порядок принятия процессуальных решений при производстве дознания такие же, как и в ходе предварительного следствия.

Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет некоторые особенности и отличия от другой формы расследования - предварительного следствия.

Отличия:

- по кругу субъектов.  Субъектом производства дознания  является дознаватель, но производить  дознание может и следователь. Субъектом предварительного следствия может быть только следователь;

- сроками расследования.  Срок дознания определен законодателем  в 30 суток. При необходимости  этот срок может быть продлен  прокурором до 30 суток, до 6 месяцев,  а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12 месяцев. Срок предварительного следствия установлен законодателем продолжительностью 2 месяца. Дальнейшее продление срока следствия возможно до 3 месяцев руководителем следственного органа, а в случае если расследование представляет особую сложность, срок следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ до 12 месяцев. В исключительных случаях срок следствия может быть продлен и далее Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ. Иными словами, предельного срока предварительного следствия законом не установлено. Вместе с тем на продолжительность предварительного следствия может влиять срок давности привлечения к уголовной ответственности, установленный УК РФ;

- видами итоговых решений.  Расследование в форме дознания  оканчивается составлением обвинительного  акта либо обвинительного акта  с постановлением о применении  принудительной меры медицинского характера, прекращением производства по делу, постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера. Предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением. Иные итоговые решения идентичны тем, что предусмотрены и для окончания дознания;

- объемом процессуальных  полномочий субъектов расследования.  Полномочия дознавателя определены  в ст. 41 УПК РФ. При производстве  дознания дознаватель наделен  полномочиями: по возбуждению уголовного дела в порядке статьи 146 УПК РФ; по производству следственных действий в порядке глав 24 - 27 УПК РФ; по принятию процессуальных решений в порядке и на основаниях, предусмотренных главами 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приостановлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие другие); по принятию итоговых решений. Полномочия следователя определены в ст. 38 УПК РФ.

По ряду правовых позиций  следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель:

1. В отдельных случаях,  предусмотренных законом, процессуальные  решения дознавателя требуют  согласования с начальником органа  дознания, поскольку в противном  случае решение не будет иметь юридической силы. Например, обвинительный акт требует утверждения у начальника органа дознания. В то же время обвинительное заключение приобретает юридическую силу итогового документа с момента его подписания следователем и не требуется письменного утверждения у руководителя следственного органа. То есть следователь обладает по ряду вопросов большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель.

2. Различны полномочия  дознавателя и следователя по  отношению к указаниям прокурора.  На основании ст. 37 УПК РФ пределы полномочий прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов дознания шире, чем за органами предварительного следствия. Так, например, прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, о производстве отдельных процессуальных действий. Для органов предварительного следствия подобное ходатайство с прокурором не согласовывается.

В случае несогласия с  требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. Указания прокурора, данные дознавателю, обязательны для него. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения;

- подследственностью  преступлений, которая определена  для органов дознания в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а для органов дознания системы ОВД - в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 3 - 6 ч. 3 ст. 151 УПК.

 

Заключение

На  основании изученного материала  можно сделать следующие выводы:

Процессуальный  статус дознавателя должностные  лица органов внутренних дел могут  приобрести в двух случаях:

Информация о работе Дознаватель органов внутренних дел