Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, признаков и структуры специального знания как категории уголовно-процессуального права.
Для достижения указанной цели предпринята попытка рассмотрения следующих аспектов:
1. Теоретические основы специальных знаний
2.Понятие и значение специальных познаний в расследовании преступлений
3. Субъекты использования специальных знаний
4. Формы использования специальных знаний
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы специальных знаний……………………………….. 5
2.Понятие и значение специальных познаний в расследовании
преступлений…………………………………………………………………… 11
3. Субъекты использования специальных знаний……………………………. 18
4. Формы использования специальных знаний………………………………. 25
5. Правовые основания использования в уголовном судопроизводстве
нетрадиционных специальных познаний…………………………………….. 27
6. Использование научно-технических средств в уголовном процессе……. 30
Заключение ……………………………………………………………………. 31
Список использованных источников …………………………………………. 33
Таким образом, специальными знаниями в уголовном процессе следует признать системные сведения научного или ненаучного характера, приобретенные сведущим лицом в рамках специальной подготовки или самообразования, закрепленные в литературе, практически апробированные, подлежащие применению с целью получения новой информации на основе исследования скрытых свойств и взаимосвязей объектов (явлений) в случаях и порядке, определенных уголовно-процессуальным законом в ходе раскрытия и расследования преступлений.
2.Понятие и значение специальных познаний в расследовании преступлений
Любой переходный период сопровождается экономической, политической, социальной нестабильностью и как следствие ростом преступности, которая приобретает качественно новые и все более опасные формы, адаптируясь под новые условия. Значительно расширяется сфера преступной деятельности, «повышается» квалификация преступников через освоение ими сложных технологий, новых технических устройств и программ. При этом стала преобладать корыстная направленность преступлений, в том числе и насильственных. Активно применяется в криминальной практике хищение денежных средств путем проникновения в современные электронные платежные системы или системы быстрого обмена сообщениями, вскрывается и используется охраняемая законом информация, открывающая доступ к паролям по кредитным картам и банковским счетам.
Внедрение новых видов технологий в преступную сферу осуществляется, как правило, организованными преступными группами, что вызвано сложностью совершения преступлений одиночками-преступниками, поскольку требует обширных познаний в сфере информационных, технических, финансовых, организационных ресурсов.
В этих условиях значительно возрастает роль специальных познаний в расследовании преступлений. Следователь, раскрывая преступления в условиях активного использования новых технологий преступниками, подчас не успевает за развитием науки и техники и прибегает к привлечению специалистов, владеющих специальными познаниями в конкретной сфере деятельности. Это могут быть познания в сфере экономики и финансов, медицины, биологии, естественных наук, педагогики, психологии, строительства, в различных отраслях правовых знаний и многие другие.
Использования специальных знаний в расследовании преступлений, с учетом развития новых технологий и методик экспертного исследования, позволяет решать ранее недоступные проблемы. Например, создание метода выявления и изъятия отпечатков пальцев рук с липкой поверхности скотча способствует выявлению ранее недоступных для исследования следов и значительно расширяет массив доказательственной и идентификационной информации по уголовному делу.
Современный процесс расследования преступлений, характеризуется тем, что следователь прибегает к помощи сведущих лиц практически по каждому делу, находящемуся в его производстве.. Часто инициирование уголовного преследования невозможно без информации, полученной на основе специальных знаний. В ряде случаев использование таких сведений является условием для возбуждения уголовного дела, например по таким преступлениям как незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; публичное оправдание терроризма; преступлений, связанных с нарушением технических норм (экологические преступления, нарушение правил международных полетов и пр.).
Достаточно большая часть уголовных дел вообще не может быть возбуждено, а деяния правильно квалифицированы без так называемых «предварительных исследований» или даже «заключений специалиста», например, по определению химического состава изъятого вещества; установлению в действиях заподозренного лица нарушений технических норм; наличия в письменной или устной речи призывов к осуществлению террористической, экстремистской деятельности; наличия наркотических или психотропных веществ в обнаруженных смесях и жидкостях и т.д.
Объективная необходимость привлечения квалифицированной помощи по ряду правовых вопросов в последнее время стала вынуждать следователей прибегать к процессуальным формам ее использования. Это влечёт за собой как доктринальные споры о природе подобных доказательств, так и процессуальные проблемы обоснования их допустимости в уголовном деле. Так как уголовно-процессуальное законодательство не поспевает за быстро развивающимися возможностями доказательственной базы, возникающими современными способами и средствами фиксации признаков и следов совершенного преступления.
Несмотря на достаточно длительный период существования института специальных знаний и огромный научный и практический потенциал, основополагающего единообразного понятия категории «специальные знания» и содержание данного понятия в современной науке уголовно-процессуального права не выработано. В большинстве случаев, авторами проводится лишь фрагментарное обращение к вопросам понятия и признаков специальных знаний в уголовном процессе, без пояснения составляющих его содержания понятий. Это дает почву для широкого толкования понятия и отнесения к категории специальных знаний различных составляющих.
Следует отметить, что институт использования
специальных знаний получил определенное
развитие в действующем
Особую актуальность необходимость выработки единого подхода к определению специальных знаний приобретает в связи с законодательным расширением форм использования специальных знаний в уголовном процессе, что неизбежно влечет необходимость установления границ специальных знаний и закрепления их в уголовно-процессуальном законодательстве. Совершенствование системы уголовно-процессуальных норм, регламентирующих формы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве, случаи и условия привлечения сведущих лиц, а также доказательственное значение результатов применения специального знания, будет способствовать созданию эффективного и рационального порядка судопроизводства в целом.
К сожалению, в уголовно-процессуальном кодексе и в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ нет законодательного определения такой дефиниции как «специальные знания», хотя сам термин и употребляется в статьях 57-58 УПК РФ применительно к понятию (основанию назначения) судебной экспертизы (ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), а также к характеристике эксперта и специалиста как лиц, обладающих специальными знаниями (ст. 57, 58 УПК РФ). Проблема понимания и сущности специальных познаний, как в общеправовом смысле, так и непосредственно в рамках уголовного судопроизводства является весьма актуальной в настоящее время.
В криминалистической и уголовно-процессуальной
литературе неоднократно предпринимались
различные попытки
Так, З.М. Соколовский считает, что отнесение тех или иных знаний к числу «специальных зависит от того, в границах общего или специального образования изучаются закономерности, решаемые в конкретном случае»6.
Е.Р. Россинская, под этим термином понимает систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или обретения профессионального опыта и используемых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного судопроизводства7.
П. Пошюнас полагает, что в уголовном процессе к специальным познаниям относят знания в области естественных, технических, экономических и других наук, которыми не обладают (как правило) лица с профессиональной юридической подготовкой8.
Наиболее общее определение, охватывающее знания всех сведущих лиц, дано В.Н. Маховым. Он понимает под специальными знания, присущие различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователя и судьи, используемые при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу в случаях и порядке, определенных уголовно-процессуальным законодательством9. Такое общее понимание было выработано на основе анализа и переработки результатов научных исследований XIX-ХХ столетий в соответствующей области. Указанный подход удобен, поскольку дает обобщенное представление о сущности специальных знаний, не раскрывая всех их признаков. Такой позиции придерживаются многие исследователи10.
Другие ученые более детализируют понятие специальных знаний, закрепляя в дефиниции и иные признаки этого явления. Однако присутствующее в науке многообразие подходов, несмотря на их определенную общность, не вносит полной ясности в определение сущности специальных знаний в уголовном процессе. Каждый ученый подчеркивает и придает важность отдельным свойствам этого явления в своём личном представлении.
Ряд ученых предлагает руководствоваться
объективным критерием при
Таким образом, юридические неправовые дисциплины, изученные в вузе будущим следователем, исключены из профессиональных знаний адресата доказывания. С рассмотренной точкой зрения сложно согласиться. Более того, обозначенная позиция, ошибочно привела бы к необходимости признать специальными часть профессиональных знаний следователя, а именно - знания из области криминалистической экспертизы, судебной психологии, судебной медицины и т.д. Безусловно, адресат доказывания не в полной мере владеет знаниями из указанных областей, но в объеме программы для юридических вузов (факультетов). Поэтому часть знаний из специальных областей является профессиональными знаниями следователя. Для применения в уголовном процессе другой части знаний, которыми следователь не владеет, он привлекает сведущих лиц. Их знания являются специальными.
Отсутствию единообразного понимания сущности анализируемой категории способствовало, не в малой степени то, что законодатель непоследователен в употреблении терминологии, поскольку, использовав в УПК РФ термин «специальные знания», в новой редакции ст. 80 УПК, введенной Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ, опять использует термин «специальные познания». Отсутствие единообразия в употреблении терминологии реанимировало проблему соотношения указанных терминов.
Надуманным представляется разграничение, заключающееся в том, что специальные познания рассматриваются в качестве процесса приобретения знаний в определенной сфере познавательной деятельности человека, а специальные знания - как совокупность сведений из какой-либо отдельной сферы человеческой деятельности, представляющей собой определенный объем информации, сформировавшейся на данном этапе развития. Логическое противоречие рассматриваемого подхода состоит во внутренней несогласованности трактовки, ибо процесс получения знаний немыслим вне того объема информации, который существует в науке. В противном случае познание будет беспредметным. Кроме того, анализ законодательства приводит к однозначному выводу: говоря о специальных познаниях, УПК предусматривает наличие у лица знаний. При этом не имеется в виду процесс их получения.12
Не вдаваясь в подробное изложение всех имеющихся в специальной литературе суждений о сущности специальных познаний, отметим, что нам более близко понятие этого термина, данное Шмониным А.В. , который указывает, что такие знания относятся к различным областям науки, техники, искусства и ремесла, а их применение связано с определенным уровнем профессионального образования и/или подготовки, а также профессиональным опытом. При этом такие знания не относятся к общеизвестным, то есть к таким, которые входят в общеобразовательную подготовку граждан, а также к познаниям в области уголовного и уголовно-процессуального права. Наличие таких знаний связано с умением пользоваться научно-техническими средствами и/или специальными методами (методиками). При соблюдении вышеуказанных условий возможность использования специальных знаний в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и их исследовании для постановки вопросов эксперту, а также оказании иной помощи органам расследования в выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений13.
3. Субъекты использования
В широком смысле субъектом использования специальных знаний при расследовании преступлений следует признать каждого участника уголовного процесса, поскольку, как было ранее показано на примере следователя, лицо может владеть любым объемом знаний из любой отрасли. Такие знания при их правильном использовании позволяют точно и грамотно выполнять возложенные на субъекта функции. Однако применять специальные знания при расследовании уголовного дела участник уголовного судопроизводства (не являющийся сведущим лицом), может лишь в познавательных целях, т.е. в непроцессуальной форме. Результат такого применения специального знания не может быть доказательством по уголовному делу. В случае необходимости процессуального закрепления результата такого применения подлежит приглашению сведущее лицо в порядке, установленном законом.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ прямо называет только двух субъектов, применяющих специальные знания в процессуальной форме при расследовании преступлений - это:
эксперт (ст. 57)
специалист (ст. 58).14
Между тем ряд положений УПК РФ устанавливает обязательное участие «судебно-медицинского эксперта, врача или иных специалистов» в осмотре трупа и эксгумации (ч. 1, 4 ст. 178), а также участие «врача или иного специалиста» в производстве освидетельствования (ч. 3 ст. 179).
Лингвистический анализ норм позволяет установить волю законодателя на наделение судебно-медицинского эксперта (обозначение должности, профессии) и врача (обозначение профессии) процессуальным положением специалиста при производстве указанных следственных действий. Законодательное введение профессионального ценза (поименное обозначение профессии подлежащего приглашению сведущего лица), а также установление предпочтительности участия конкретного специалиста направлено на обеспечение более качественного производства следственного действия путем заведомого определения компетентности приглашаемого сведущего лица.
Информация о работе Использование специальных познаний в уголовном процессе