Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, признаков и структуры специального знания как категории уголовно-процессуального права.
Для достижения указанной цели предпринята попытка рассмотрения следующих аспектов:
1. Теоретические основы специальных знаний
2.Понятие и значение специальных познаний в расследовании преступлений
3. Субъекты использования специальных знаний
4. Формы использования специальных знаний
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы специальных знаний……………………………….. 5
2.Понятие и значение специальных познаний в расследовании
преступлений…………………………………………………………………… 11
3. Субъекты использования специальных знаний……………………………. 18
4. Формы использования специальных знаний………………………………. 25
5. Правовые основания использования в уголовном судопроизводстве
нетрадиционных специальных познаний…………………………………….. 27
6. Использование научно-технических средств в уголовном процессе……. 30
Заключение ……………………………………………………………………. 31
Список использованных источников …………………………………………. 33
В качестве
специалистов могут принимать участие
в следственных действиях и представители
иных профессий, занимающие должности
экспертов в соответствующих
учреждениях. Следует особо оговорить,
что занятие должности эксперта
не означает автоматическое приобретение
такого процессуального статуса, и
наоборот. Специалист по должности
может проводить назначенную
по уголовному делу судебную экспертизу,
тем самым приобретая процессуальный
статус эксперта. Так, в качестве специалиста
практически всегда принимает участие
в осмотре места происшествия
эксперт-криминалист ЭКЦ МВД
Аналогичным
образом в ч. 1 ст. 191 УПК РФ установлено
обязательное участие педагога (обозначение
профессии) при допросе
Педагог - это лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии.
Систематическое толкование УПК РФ позволяет предположить, что педагог является специалистом, подобно врачу, призванному осмотреть труп. Самостоятельного участника «педагог» в Разделе II «Участники уголовного судопроизводства» в УПК РФ не предусмотрено. Однако если функции врача сводятся к получению новых фактов, путем применения специальных знаний при непосредственном восприятии трупа и исследовании его скрытых свойств (определении признаков смерти, установлении локализации телесных повреждений и пр.), то функции педагога, на первый взгляд, близки обязанностям переводчика. А именно: обеспечение возможности взаимодействия несовершеннолетнего свидетеля с другими участниками уголовного судопроизводства.
Подобно переводчику, педагог «переводит» слова следователя на понятный ребёнку язык и помогает адресату доказывания уяснить смысл показаний малолетнего.
Так, следует
согласиться с Е.В. Селиной, что
специальные знания переводчика
открывают доступ к общению с
другими участниками
Формально
процессуальная роль педагога считается
выполненной при наличии в
протоколе следственного
Таким образом,
безусловно являясь носителем специальных
знаний, педагог чаще всего не применяет
их в ходе следственного действия,
ограничиваясь физическим присутствием
на допросе. Примерно такая же ситуация
складывается при приглашении для
участия в следственном действии
педагога из соседней школы. Не каждый
учитель проявляет
А между
тем, теория криминалистики и уголовного
процесса связывает участие педагога
с необходимостью применения при
допросе специальных
В педагогике
разработан ряд игровых приемов
вовлечения детей в общий разговор,
выработки у них общительности,
переключения внимания, чтобы дать
ребенку отдых, которые могут
быть применены при допросе
Педагог
может проконсультировать следователя
в отношении выбора места допроса.
С учетом психики несовершеннолетнего,
продолжительности допроса; в постановке
вопросов, интерпретации показаний,
может указать на особые обстоятельства
(особую впечатлительность, посоветовать
назначить психиатрическую
Таким образом, если отталкиваться от теоретической модели участия педагога в допросе несовершеннолетнего, на которую опирался законодатель при конструировании норм УПК РФ, следует однозначно признать педагога разновидностью участия специалиста в производстве следственных действий. Безусловно, практика реализации положений статьи 191 УПК РФ в некоторой мере опровергает вышеуказанное утверждение, однако целью научных исследований является поиск оптимального варианта деятельности.
Еще более спорным вопрос о возможности признания переводчика сведущим лицом, а также о его соотношении со специалистом. На первый взгляд, Раздел II УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства» устанавливает самостоятельного участника уголовного процесса - переводчика, наряду со специалистом.
Статья 59 УПК РФ указывает: «Переводчик - лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода». Знание иностранного языка отвечает всем требованиям, предъявляемым к специальным знаниям в уголовном процессе, что позволяет отнести переводчика к сведущим лицам.
Тенденция
к схожести процессуального положения
специалиста и переводчика
Однако, несмотря на вышеизложенные обстоятельства, специальные знания переводчика качественно иные, чем те, которые применяют в уголовном процессе специалист и эксперт. При расследовании преступлений важно разграничивать два способа установления существенных для дела фактов:
непосредственное восприятие;
исследование скрытых свойств и иных взаимосвязей.
Успешное установление скрытых свойств и взаимосвязей предметов и явлений требует применения специальных знаний. Так, путем непосредственного осмотра места кражи можно убедиться в отсутствии определенных предметов. Однако для того, чтобы определить, что имеет место недостача (или излишек) материальных ценностей, необходимо специальное исследование.
Так же качественно
отличаются применяемые знания переводчика
от знаний эксперта и специалиста, поскольку
функции первого во многом технические
и сводятся к непосредственному
восприятию происходящего в уголовном
процессе. А эксперт и специалист
призваны исследовать скрытые свойства
объектов, выявить неочевидные
Таким образом,
переводчик не является сведущим лицом
в том смысле, который используется
в уголовном процессе. Он, безусловно,
обладает знанием, которое не является
профессиональным для следователя.
Однако отсутствие одного признака не
позволяет признать знания переводчика
специальным в уголовно-
Таким образом,
потенциально субъектами использования
специальных знаний в познавательных
целях в расследовании
В криминалистической литературе выработан широкий перечень условий применения специальных знаний в расследовании уголовных дел.
Различия между специалистом и экспертом можно провести в отношении: целей привлечения их к расследованию уголовных дел, решаемых ими задач, форм участия в уголовном процессе, объектам исследования, методам исследования, процессуального положения.
Специалист привлекается к расследованию уголовного дела в ситуациях, когда:
следователю требуется помощь в обнаружении, фиксации, изъятии следов преступления;
следователь не в полной мере владеет специальными знаниями, подлежащими применению в познавательных целях;
следователю
требуется консультационно-
следователю требуется справочная помощь от сведущего лица;
разрешение вопроса на основе специальных знаний не требует применения сложного лабораторного оборудования, реагентов, сложных вычислений, длительного времени;
подлежат применению методы исследования, не подвергающие риску уничтожения изучаемый след.
Уголовно-процессуальный кодекс России прямо предусматривает следующие случаи использования специальных знаний в расследовании уголовного дела:
участие специалиста в следственных действиях (ст. ст. 58, 168);
участие специалиста в иных процессуальных действиях (например, приглашение специалиста для постановки вопросов эксперту) (ст. 58);
участие специалиста в процессуальных действиях и дача им заключения (ст. ст. 58, п. 3.1) ч. 2 ст. 74, ч.3 ст. 80);
производство экспертизы и дача экспертом заключения (ст.ст. 57, 195-207);
допрос специалиста (п. 3.1) ст.74; ч. 3,4 ст. 80);
допрос эксперта (п. 3) ч. 1 ст. 74; ч. 1, 2 ст. 80);
производство ревизий, документальных проверок в ходе проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144);
обязательное участие судебно-медицинского эксперта, врача или возможно иных специалистов в осмотре трупа и эксгумации (ч. 1, 4 ст. 178);
возможное
участие врача или иного
возможное
участие специалиста в
возможное
участие специалиста и
производство контроля и записи телефонных и иных переговоров по поручению следователя соответствующим органом (ч. 4 ст. 186);
возможное участие специалиста в осмотре и прослушивании фонограммы телефонных и иных переговоров (ч. 7 ст. 186);
обязательное участие педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет (ч. 1 ст. 191);
возможное участие педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 191);
случаи обязательного назначения судебной экспертизы (ст. 196);
возможное участие специалистов в получении образцов для сравнительного исследования (ч. 3 ст. 202).16
Как видно
из приведенного перечня, наблюдается
некоторое избыточное регулирование
ситуаций участия сведущих лиц в
расследовании преступлений. Так, положения
статей 58, 168 УПК РФ позволяют исключить
упоминание в иных статьях УПК
РФ о возможном привлечении
Формы применения специальных знаний в ходе расследования преступлений можно подразделить на процессуальные и непроцессуальные.
Информация о работе Использование специальных познаний в уголовном процессе