Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 08:47, контрольная работа
Суд присяжных явился «краеугольным камнем», составившим фундамент судебной реформы Российской империи 1864г., хотя он просуществовал лишь до 1917г. Реставрация суда присяжных в России, законодательно начавшаяся в июле 1993г., также повлекла за собой масштабные изменения в отраслевом законодательстве, перестройку всей правоохранительной системы государства.
Введение 3
1. Эволюция cуда присяжных в Российской Империи 4
1.1 I период - 20 ноября 1864 года-9 мая 1878 года 4
1.2 II период - 9 мая 1878 года-7 июля 1889 года 8
1.3 III период - 7 июля 1889 года-4 марта 1917 года 13
1.4 IV период - 4 марта 1917 года-22 ноября (5 декабря) 1917 года 15
2. Институт суда присяжных в современной России 19
Заключение 23
Список литературы 24
2. Лица, препятствующие присяжному
заседателю исполнять
Сегодня, как и в дореволюционной России существуют требования, предъявляемые к присяжным заседателям30:
1. Присяжными заседателями
могут быть граждане, включенные
в списки кандидатов в
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту
составления списков
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом
4) состоящие на учете
в наркологическом или
3. К участию в рассмотрении
судом конкретного уголовного
дела в порядке, установленном
Уголовно-процессуальным
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком,
на котором ведется
3) имеющие физические
или психические недостатки, препятствующие
полноценному участию в
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ31.
Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ.
Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.
Судом присяжных уголовные дела могут рассматриваться только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью.
На сегодня же пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных, незначителен.32
С точки зрения презумпции невиновности и демократических начал в уголовном процессе смысл суда присяжных имеет массу достоинств для обвиняемого33. Например, это довольно большое количество присяжных заседателей, вызываемых к началу слушания дела (не менее двадцати) и участвующих в судебном разбирательстве (двенадцать основных и двое запасных), право сторон на мотивированный и не мотивный отвод присяжных заседателей, формирование нового состава скамьи присяжных по каждому делу - все это призвано обеспечить объективность и беспристрастность судей от общества. Присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от профессионального судьи. Судья руководит присяжными заседателями в ходе судебного разбирательства, разъясняет им положения закона, сущность принципа презумпции невиновности, разницу между фактами и доказательствами по делу. Однако принятие решения по делу - прерогатива присяжных.
Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не имеют для них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.
Присяжные заседатели выносят вердикт, имело ли место преступление; если имело, то какое отношение к его совершению имел подсудимый; виновен ли он; если виновен, то не заслуживает ли снисхождения, то есть решают вопросы, не требующие специальных знаний, руководствуются не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому - дело судьи.
Суд присяжных - довольно дорогостоящая в экономическом и сложная в организационном плане процедура. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период; возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда; за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством34. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются; время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Приговор, определяющий подсудимому меру наказания, постановляется судьей на основании вердикта присяжных, логически вытекает из него. Когда обвиняемому целесообразно воспользоваться правом на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей? Прежде всего, тогда, когда он не признает себя виновным в совершении преступления, инкриминируемого ему органом следствия, или признает себя виновным в совершении менее тяжкого преступления. Все случаи, когда обвиняемому есть смысл довериться «суду общественной совести», использовать преимущества процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, предусмотреть невозможно.
Заключение
Восстановление процессуального института суда присяжных, несмотря на его дороговизну, является одним из центральных положений Концепции судебной реформы в РФ, принятой еще 24 октября 1991г., и своеобразным демократическим достижением в совершенствовании судебной системы. Причем право признать подсудимого виновным в совершении преступления принадлежит представителям общества в суде.
Институт присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, он оказался для нее слишком радикальным нововведением. Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране.
Особенно угас интерес к суду присяжных со стороны неюридической интеллигенции. Дело в том, что ее интересовали отнюдь не банальные уголовные дела, а так называемые громкие процессы, часто носившие политический оттенок. После изъятия такого рода дел из компетенции присяжных заседателей стал падать интерес образованной части общества к уголовному судопроизводству.
Что касается крестьянства, то после многовековой крепостной зависимости для него был важен непосредственно факт участия в уголовном судопроизводстве, а наибольшее значение имел разбор тех преступлений, с которыми крестьяне сталкивались в обычной жизни (кражи, грабежи, убийства и т.п.). Но эти преступления как раз никто из компетенции присяжных заседателей не изымал. Получив то, что хотели, низшие слои общества успокоились и особо не интересовались происходящим с судом присяжных.
Когда говорят о суде присяжных, обычно говорят об уголовном правосудии. Уголовное правосудие жизненно необходимо любому обществу. Оно гарантирует соблюдение правопорядка. Оно заменяет собой частное насилие и возмездие. Вместо того чтобы вершить самосуд, цивилизованное сообщество обращается к специальным учреждениям, выполняющим за него эту работу. Уголовная юстиция берет на себя осуществление насилия над плохим и сильным и действует от имени государства.
Официальная информация о суде присяжных появляется и исчезает в популярных изданиях или на телевидении так же стихийно, как интерес общества к крупным процессам. При этом журналисты обычно обходят процессуальные вопросы разбирательства в угоду зрителя, жадного скорее до кровавых подробностей преступления, чем до способов его раскрытия, и собственного рейтинга, напрямую зависимого от обнародованных сенсаций, к которым в последнюю очередь относятся правила ведения процесса. В результате само слово присяжные для обычного человека превратилось в некий образ чего-то непонятного, но абсолютно необходимого для отправления правосудия.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: [от 12 декабря 1993г. (с учетом попр.)] официальное издание Государственное учреждение - Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2014
2. Закон СССР от 26.04.1990г. «О разграничении полномочий между союзом ССР и субъектами федерации»
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ/ опубл. в «Собрание законодательства РФ», 2014
4. ФЗ № 113-ФЗ от 20.08.2004г.
«О присяжных заседателях
5. Постановление Верховного
Суда РФ «О декларации прав
и свобод человека и
6. Бернэм У. Суд присяжных заседателей. М.,1997
7. Григорян С.А. Материалы
международного семинара по
8. Гуценко К.Ф. Суд присяжных.
Российская юридическая
9. Добровольская С.Н. Суд присяжных: актуальные проблемы организации и деятельности.// МГУ им. М.В. Ломоносова.// М.,2000
10. Завидов Б.Д. Особенности
рассмотрения в суде уголовных
дел с участием присяжных
11. Зверев В.В. История России. М.,2006
12. Кириллова Н.П. Суд присяжных в России и мировой опыт. Санкт-Петербург, 1998
13. Кони А.Ф. Избранное. Т 2.: Советская Россия. М., 1989
14. Коршелов В.А. Отечественная история 19 века. М., 2007
15. Мутаев Ш.Н. Отечественная история. М., 1997
16. Немытина М.В. Российский суд присяжных. Учебно-методическое пособие. Издательство БЕК М., 1995
17. Пашин С.А. Судебные реформы и суд присяжных. М., 1995
18. Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК // Комментарий постатейный к УПК РФ. М., Кодекс-Проспект, 2002
19. «Журнал российского права» № 7 июль 2001г. статья Демичева А.А.
1 Пашин С.А. Судебные реформы и суд присяжных. М., 1995
2 Коршелов В.А. Отечественная история 19 века. М., 2000
3 Журнал российского права» № 7 июль 2001
4 «Журнал российского права» № 7 июль 2001
5 Завидов Б.Д. Особенности рассмотрения в суде уголовных дел с участием присяжных заседателей. М., 2003
6 Завидов Б.Д. Особенности рассмотрения в суде уголовных дел с участием присяжных заседателей. М., 2003
7 Зверев В.В. История России. М., 2006
8 Зверев В.В. История России. М.,2006
9 Немытина М.В. Российский суд присяжных. М.,1995
10 Зверев В.В. История России. М.,2006
11 Кириллова Н.П. Суд присяжных в России и мировой опыт. СПб, 1998
12 Там же
13 Кириллова Н.П. Суд присяжных в России и мировой опыт. СПб, 1998
14 Добровольская С.Н. Суд присяжных: актуальные проблемы организации и деятельности.// МГУ им. М.В. Ломоносова.// М., 2000
15 Пашин С.А. Судебные реформы и суд присяжных. М., 1995
16 Григорян С.А. Материалы международного семинара по проблемам суда присяжных. Ростов н/Д, 2002
17 Григорян С.А. Материалы международного семинара по проблемам суда присяжных. Ростов н/Д, 2002
18 Мутаев Ш.Н. Отечественная история. М., 1997
19 Кони А.Ф. Избранное. Т2.: Советская Россия. М., 1989
20 Там же
21 Бернэм У. Суд присяжных заседателей. М., 1997
22 Там же
23 Гуценко К.Ф. Суд присяжных. Российская юридическая энциклопедия. М., 2005
24 Добровольская С.Н. Суд присяжных: актуальные проблемы организации и деятельности. // МГУ им. М.В. Ломоносова.// М., 2000
25 Закон СССР от 26.04.1990г. «О разграничении полномочий между союзом ССР и субъектами федерации»
26 Постановление Верховного Суда РФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22.11.1991г. № 1920-1
27 Конституция Российской Федерации: [от 12 декабря 1993г. (с учетом попр.)] официальное издание Государственное учреждение - Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2014
28 Там же
29 ФЗ № 113-ФЗ от 20.08.2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»
30 Немытина М.В. Российский суд присяжных. М., 1995
31 Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК. //Комментарий постатейный к УПК РФ.// М., 2002
32 Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК. //Комментарий постатейный к УПК РФ.// М., 2002
33 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ/ опубл. в «Собрание законодательства РФ», 2014