Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:51, контрольная работа
Сущность этого принципа заключаются в том, что уголовное судопроизводство в различных его стадиях осуществляется как единолично, так и коллегиально. Как правило, предварительное расследование преступлений производится следователем или дознавателем единолично. Однако в случае сложности уголовного дела, большого количества преступных эпизодов или большого его объема расследование в форме предварительного следствия может быть поручено нескольким следователям, т.е. группе (или бригаде) следователей (ст. 163 УПК). В данную группу могут быть включены оперативные работники органов исполнительной власти, на которых возложены функции по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
1. Сочетание коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности………………………………………………….2
2. Сочетание публичности и диспозитивности в уголовном процессе…….. 3
3. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве…………………. 8
прокурор не наделен правом давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев: а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37); б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 221); в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч. 8 ст. 151). Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно: 1) при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37); 2) по окончании производства органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия в другом случае являлось бы обязательным (ст. 157). Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч. 3 ст. 150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 (п. 7 ч. 3 ст. 151).
7. Изымать любое уголовное
дело у органа
Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п. Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч. 1 ст. 221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:
1. Рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст. 124).
2. Требовать от органов
дознания и следственных
Это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что законные требования, поручения и запросы прокурора обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21). Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов4 . Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч. 6 ст. 37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч. 3 ст. 38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч. 4 ст. 39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
3. Отменять незаконные
или необоснованные
4. Получать от органов
предварительного
- произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92);
- освобождении подозреваемого,
когда постановление судьи о
применении к подозреваемому
меры пресечения в виде
- направлении дознавателем уведомления лицу о наличии в отношении его подозрения в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч. 3 ст. 223.1);
- неотложном производстве
ряда следственных действий (осмотра
жилища, обыска и выемки в жилище,
личного обыска, а также наложения
ареста на имущество, указанного
в ч. 1 ст. 104.1 УК), ограничивающих
- приостановлении
- возобновлении
- прекращении уголовного
дела или уголовного
Полномочия прокурора по надзору за применением мер процессуального принуждения:
1. Давать дознавателю (но
не следователю) согласие на возбуждение
перед судом ходатайства об
избрании, отмене или изменении
меры пресечения либо о
2. Участвовать в судебных
заседаниях при рассмотрении
в ходе досудебного
3. Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК5, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221).
4. Давать дознавателю
согласие ходатайствовать
5. Давать согласие на
неуведомление родственников
Надзорные полномочия прокурора при направлении ему уголовного дела с обвинительным заключением (актом):
1. Признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч. ч. 2, 3 ст. 88).
2. Принимать решение о
направлении уголовного дела
вышестоящему прокурору для
3. Прекращать уголовное дело, поступившее от дознавателя с обвинительным актом (п. 3 ч. 1 ст. 226).
Полномочия прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:
1. Принимать предусмотренные гл. 18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 (ч. 2 ст. 212).
2. Утверждать постановление
дознавателя о прекращении
3. Прекращать уголовное
дело при рассмотрении
4. Отказаться от поддержания
обвинения, если в ходе судебного
разбирательства он придет к
убеждению, что представленные
Надзорные полномочия прокурора в порядке судебного пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу .
1. Вносить надзорные представления о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда (ст. 402).
2. Возбуждать производство
ввиду новых или вновь
3. В порядке осуществления
уголовного преследования у
Полномочия прокурора по инициированию уголовного преследования:
1. Выносить мотивированное
постановление о направлении
соответствующих материалов в
следственный орган или орган
дознания для решения вопроса
об уголовном преследовании по
фактам выявленных прокурором
нарушений уголовного
2. Признав отказ следователя
в возбуждении уголовного дела
незаконным или необоснованным,
выносить мотивированное
3. Признав постановление
органа дознания, дознавателя об
отказе в возбуждении
Полномочия прокурора по руководству дознанием:
1. Давать дознавателю
письменные указания о
2. Продлевать срок дознания (ст. 223).
Полномочия прокурора по формированию государственного обвинения:
1. Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226).
2. Возвращать уголовное
дело дознавателю, следователю со
своими письменными указаниями
о производстве
3. Направлять уголовное
дело в суд после утверждения
обвинительного заключения (акта); вручать
копии обвинительного
Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде:
1. Поддерживать государственное
обвинение и быть субъектом
доказывания (ч. 1 ст. 86) в ходе судебного
производства по уголовному
2. Вступать в уголовное дело частного обвинения (ч. 4 ст. 318).
Полномочие прокурора по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст. 354).
Полномочия прокурора в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного процесса:
1. Вносить через Генеральную
прокуратуру РФ запрос о
2. Исполнять переданные
в установленном порядке
Информация о работе Коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности