Коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Сущность этого принципа заключаются в том, что уголовное судопроизводство в различных его стадиях осуществляется как единолично, так и коллегиально. Как правило, предварительное расследование преступлений производится следователем или дознавателем единолично. Однако в случае сложности уголовного дела, большого количества преступных эпизодов или большого его объема расследование в форме предварительного следствия может быть поручено нескольким следователям, т.е. группе (или бригаде) следователей (ст. 163 УПК). В данную группу могут быть включены оперативные работники органов исполнительной власти, на которых возложены функции по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Содержание работы

1. Сочетание коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности………………………………………………….2
2. Сочетание публичности и диспозитивности в уголовном процессе…….. 3
3. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве…………………. 8

Файлы: 1 файл

уголовный процесс.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

    прокурор не наделен правом давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев: а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37); б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 221); в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч. 8 ст. 151). Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно: 1) при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37); 2) по окончании производства органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия в другом случае являлось бы обязательным (ст. 157). Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч. 3 ст. 150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 (п. 7 ч. 3 ст. 151).

7. Изымать любое уголовное  дело у органа предварительного  расследования федерального органа  исполнительной власти (при федеральном  органе исполнительной власти) и  передавать его следователю Следственного  комитета при прокуратуре РФ  с обязательным указанием оснований  такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37).

Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п. Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч. 1 ст. 221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:

1. Рассматривать жалобы  на действия дознавателя и  следователя (ст. 124).

2. Требовать от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений федерального  законодательства, допущенных в  ходе дознания или предварительного  следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37).

Это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что законные требования, поручения и запросы прокурора обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21). Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов4 . Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч. 6 ст. 37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч. 3 ст. 38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч. 4 ст. 39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

3. Отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, а также  незаконные или необоснованные  постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37). Что же касается незаконных  или необоснованных постановлений  следователя, то надо помнить, что  правом отменять их обладает  только руководитель следственного  органа (п. 2 ч. 1 ст. 39).

4. Получать от органов  предварительного расследования  уведомления о:

- произведенном задержании  подозреваемого в течение 12 часов  с момента задержания (ч. 3 ст. 92);

- освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о  применении к подозреваемому  меры пресечения в виде заключения  под стражу либо продлении  срока задержания не поступит  в течение 48 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 94)

- направлении дознавателем  уведомления лицу о наличии  в отношении его подозрения  в совершении преступления, причем  прокурору направляется копия  этого уведомления (ч. 3 ст. 223.1);

- неотложном производстве  ряда следственных действий (осмотра  жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения  ареста на имущество, указанного  в ч. 1 ст. 104.1 УК), ограничивающих конституционные  права граждан (ч. 5 ст. 165), а также  об отмене ареста корреспонденции (ч. 6 ст. 185);

- приостановлении предварительного  следствия (ч. 2 ст. 208);

- возобновлении предварительного  следствия (ч. 3 ст. 211);

- прекращении уголовного  дела или уголовного преследования (ч. 1 ст. 213).

Полномочия прокурора по надзору за применением мер процессуального принуждения:

1. Давать дознавателю (но  не следователю) согласие на возбуждение  перед судом ходатайства об  избрании, отмене или изменении  меры пресечения либо о производстве  иного процессуального действия, которое допускается на основании  судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37).

2. Участвовать в судебных  заседаниях при рассмотрении  в ходе досудебного производства (как следствия, так и дознания) вопросов об избрании меры  пресечения в виде заключения  под стражу, о продлении срока  содержания под стражей либо  об отмене или изменении данной  меры пресечения, а также при  рассмотрении ходатайств о производстве  иных процессуальных действий, которые  допускаются на основании судебного  решения, и при рассмотрении жалоб (п. 8 ч. 2 ст. 37, ст. 125). Прокурор либо  по его поручению лицо, возбудившее  такое ходатайство, обосновывает  его в судебном заседании.

3. Установив, что следователь  нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК5, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221).

4. Давать дознавателю  согласие ходатайствовать перед  судом о переводе лица, содержащегося  под стражей, в психиатрический  стационар (ч. 1 ст. 435).

5. Давать согласие на  неуведомление родственников подозреваемого  о его задержании при необходимости  сохранения в интересах предварительного  расследования в тайне факта  задержания (ч. 4 ст. 96). Следует сказать, что данное полномочие звучит  определенным диссонансом с точки  зрения идеи разделения функций  расследования (следствия) и прокурорского  надзора. Надзор, субъектом которого  до утверждения обвинительного  заключения является прокурор, по  определению должен стремиться  к тому, чтобы быть максимально  беспристрастным, поэтому ему не  следует руководствоваться "интересами  предварительного расследования", т.е. в данном контексте - интересами  стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно  при проведении расследования  в форме дознания.

Надзорные полномочия прокурора при направлении ему уголовного дела с обвинительным заключением (актом):

1. Признавать недопустимыми  доказательства, полученные с нарушением  требований УПК и федеральных  законов (ч. ч. 2, 3 ст. 88).

2. Принимать решение о  направлении уголовного дела  вышестоящему прокурору для утверждения  обвинительного заключения, если  оно подсудно вышестоящему суду (п. 3 ч. 1 ст. 221).

3. Прекращать уголовное  дело, поступившее от дознавателя  с обвинительным актом (п. 3 ч. 1 ст. 226).

Полномочия прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:

1. Принимать предусмотренные  гл. 18 УПК меры по реабилитации  лица в случаях прекращения  уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и  п. 1 ч. 1 ст. 27 (ч. 2 ст. 212).

2. Утверждать постановление  дознавателя о прекращении производства  по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37).

3. Прекращать уголовное  дело при рассмотрении постановления  следователя о направлении дела  в суд для применения принудительной  меры медицинского характера (п. 3 ч. 5 ст. 439).

4. Отказаться от поддержания  обвинения, если в ходе судебного  разбирательства он придет к  убеждению, что представленные доказательства  не подтверждают предъявленное  подсудимому обвинение (ч. 7 ст. 246) .

     Надзорные полномочия прокурора в порядке судебного пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу .

          1. Вносить надзорные представления о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда (ст. 402).

2. Возбуждать производство  ввиду новых или вновь открывшихся  обстоятельств (ст. 415).

3. В порядке осуществления  уголовного преследования у прокурора  сохранились следующие полномочия.

Полномочия прокурора по инициированию уголовного преследования:

1. Выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37).

2. Признав отказ следователя  в возбуждении уголовного дела  незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление  о направлении соответствующих  материалов руководителю следственного  органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148).

3. Признав постановление  органа дознания, дознавателя об  отказе в возбуждении уголовного  дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее  постановление начальнику органа  дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148).

Полномочия прокурора по руководству дознанием:

1. Давать дознавателю  письменные указания о направлении  расследования, производстве процессуальных  действий.

2. Продлевать срок дознания (ст. 223).

Полномочия прокурора по формированию государственного обвинения:

1. Утверждать обвинительное  заключение или обвинительный  акт по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226).

2. Возвращать уголовное  дело дознавателю, следователю со  своими письменными указаниями  о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации  действий обвиняемых или для  пересоставления обвинительного  заключения или обвинительного  акта и устранения выявленных  недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 1 ст. 226).

3. Направлять уголовное  дело в суд после утверждения  обвинительного заключения (акта); вручать  копии обвинительного заключения (акта) с приложениями обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об  этом (ст. ст. 222, 226).

Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде:

1. Поддерживать государственное  обвинение и быть субъектом  доказывания (ч. 1 ст. 86) в ходе судебного  производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 37, ч. 5 ст. 246).

2. Вступать в уголовное  дело частного обвинения (ч. 4 ст. 318).

Полномочие прокурора по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст. 354).

Полномочия прокурора в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного процесса:

1. Вносить через Генеральную  прокуратуру РФ запрос о производстве  на территории иностранного государства  допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной  экспертизы или иных процессуальных  действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства  в соответствии с международным  договором РФ, международным соглашением  или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).

2. Исполнять переданные  в установленном порядке запросы  о производстве процессуальных  действий, поступившие от соответствующих  компетентных органов и должностных  лиц иностранных государств, в  соответствии с международными  договорами РФ, международными соглашениями  или на основе принципа взаимности (п. 1 ст. 457).

Информация о работе Коллегиальности и единоначалия в ведении уголовно-процессуальной деятельности